Социально-экономическая политика государства и региона в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
Социально-экономическая политика Российской Федерации_______________________________________________________5
Сущность, цели, задачи и основные направления социально-экономической политики РФ__________________________________5
Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ________________________________________________________8
Организационно-экономические аспекты реализации социально-экономической политики РФ_________________________________11
Региональная социально-экономическая политика в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения___13
Основные задачи региональной социально-экономической политики в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения_________________________________________________16
Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области реализации социально-экономической политики региона_____________________________18
Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе___________________________________________________22
Основные проблемы реализации социально-экономической политики региона и предложения по их решению________________________24
Заключение________________________________________________________36
Список литературы__________________________________________________37

Файлы: 1 файл

социально-экономическая политика КУРСОВИК.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

Только в очень редких случаях заключаются договора между  региональной и местной администрацией, в которых устанавливается ответственность  каждой из сторон за предоставление услуг, фактически находящихся в совместном ведении. Большинство региональных экспериментов с добровольным или  принудительным делегированием местных  полномочий на районный уровень связано  с желанием восстановить вертикаль  исполнительной власти с едиными  для райцентра и района структурами - отделами народного образования, социального  обеспечения, финансовой и налоговой  службами - несмотря на то, что это  противоречит федеральному законодательству о местном самоуправлении.

Разные субъекты Федерации  пытаются решить проблему разграничения  полномочий разными способами. Некоторые  из них приняли свои собственные  законы по разделению полномочий, например, в Тюменской области в соответствии с таким законом организация, содержание и развитие образования, здравоохранения и социально-культурного обслуживания населения относятся к предметам совместного ведения органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно этому закону источники финансирования и доли затрат по предметам совместного ведения определяются договором между двумя уровнями власти. Ряд субъектов в своих законах о местном самоуправлении подробно расписали полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения и предметы ведения местного самоуправления.

Практика показывает, что  отсутствие адекватного разграничения  государственных и местных полномочий как в целом, так и в социально-культурной сфере приводит к искажению у  муниципальных органов власти представлений о своей роли в реализации социальной политики, о мере ответственности разных уровней власти за ее реализацию, а также к несбалансированному формированию бюджетов муниципальных образований.

В условиях неоднородности субъектов Федерации, не вызывает сомнений тот факт, федеральный центр должен выполнять функцию выравнивания бюджетной обеспеченности территорий и в этих целях иметь возможность  централизации определенного объема налоговых поступлений. Но сегодня  процесс централизации заходит  намного дальше.

Трудность с разграничением предметов ведения между уровнями власти даже в отношении тех вопросов, которые носят очевидно региональный или муниципальный характер во многом связана с опасениями, что без государственного контроля за исполнением региональными и местными органами власти тех или иных функций качество оказываемых населению услуг непременно упадет до неприемлемого уровня. Однако, по словам экспертов, централизация полномочий может привести к усилению единообразия и упрощению процедур и технологий в целях облегчения контроля, что приведет к уменьшению гибкости управления, сокращению творческого потенциала нижестоящего уровня власти, будет затруднен комплексный подход к решению социальных проблем на муниципальном уровне.

Все вышесказанное позволяет  заключить, что разграничение полномочий в социальной сфере является острой проблемой, которая требует скорейшего, а главное адекватного решения.

I. Политика в области улучшения жилищных условий.

Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих  решения, особо острыми являются четыре группы проблем.

Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Во-вторых, проблема, связанная  с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан  с низким и средним уровнем  дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы  требует значительных инвестиций.

С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения  жилищной проблемы:

  1. развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;
  2. реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;
  4. реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

II. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.

Проблемы, существующие в  пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а, следовательно, возникает проблема качества жизни  пенсионеров.

Эти проблемы возможно решить:

во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства  работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение  последних;

во-вторых, предоставлением  гарантий государственного пенсионного  обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих  государственные функции);

в-третьих, созданием условий  для развития негосударственных  систем пенсионного обеспечения, взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями;

III. Политика в области здравоохранения.

В области здравоохранения  существует ряд проблем:

- доступность бесплатной  медицинской помощи

- недостаточная эффективность  финансирования здравоохранения

- нехватка кадров

- обеспечение лекарственными  препаратами

- качество оказываемых  услуг

В связи с существующими  проблемами мы предлагаем следующие  пути решения.

  1. повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения.
  2. реформирование системы финансирования здравоохранения;
  3. изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
  4. создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.
  5. развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.

IV. Политика в области образования.

Существует ряд проблем, которые могут ввести систему  образования РФ в состояние общей  стагнации:

  1. Неопределенность школьного образования.
  2. Сомнительная эффективность единого государственного экзамена.
  3. Снижение качества высшего образования.

В связи с этим необходимо создать более эффективные формы  контроля, способные обеспечить права  граждан на получение качественного  образования. Это означает, что в  системе непрерывного образования  нужно организовать систему управления качеством образования для широкой  сети учебных заведений, различных  по содержанию, уровню и характеру  образовательных услуг, времени  существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет правовую и финансово-экономическую самостоятельность учебным заведениям, а с другой – объединяет эти учреждения через общую систему управления качеством образовательного процесса.

V. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы  и низкого уровня занятости населения.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения.

Большое значение для решения  проблем безработицы имеет развитие общественных работ.

Другим важным фактором минимизации  безработицы необходимо признать организацию  подготовки и переподготовки кадров.

Решение проблем безработицы  неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен  только в том случае, когда научно-техническая  политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Необходимо воссоздать фонд занятости (по ошибке ликвидированный  в начале 2000 г.), из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу.

VI. Политика в области регулирования доходов населения.

Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем  заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой  дифференциации в оплате труда и  недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные  изменения:

Во-первых, размер минимальной  оплаты труда должен устанавливаться  почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты  – это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы.

Во-вторых, необходимо кардинально  поменять структуру налога с доходов  физических лиц – он должен иметь  различные ставки применительно  к разным видам доходов.

В-третьих, хозяйствующий  субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень  зарплаты для своих работников, который  не может быть меньше, чем установленный  законодательно.

В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда  для работников.

В республике необходимо реализовать  приоритетные направления социального  обслуживания в соответствии с программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2011-2014 годы, а именно:

• развитие социально-реабилитационных отделений для граждан пожилого возраста и инвалидов; службы сиделок  и специализированных отделений  социально-медицинского обслуживания на дому, направленные на обеспечение  максимально возможного пребывания человека в привычной среде;

• открытие социальной гостиницы  для лиц без определенного  места жительства и занятий в  городе Ижевске.

В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации  дал поручению разработать государственную  программу Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая  утверждена 17 марта 2011 года. Реализация программы предусматривает не только устранение физических барьеров (установка  поручней, пандусов и др.), но и внесение изменений в законодательство в  соответствии с нормами Конвенции ООН о правах инвалидов, изменение подходов при освидетельствовании, разработка новых классификаций и критериев в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Они должны отражать особые потребности инвалида для обеспечения доступности для него окружающей среды.

В нашей республике по поручению  Президента Удмуртской Республики, в  одной из первых, утверждена республиканская  целевая программа «Доступная среда  на 2011-2015 годы». Основными целями данной программы являются:

• создание условий для  формирования доступной среды жизнедеятельности  инвалидов,

• совершенствование системы  реабилитации инвалидов, в том числе  повышение доступности реабилитационных услуг, подготовка квалифицированных  специалистов;

• развитие дистанционного и инклюзивного образования;

• поддержка общественных объединений инвалидов.

Реализация программы  станет приоритетным направлением деятельности Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в ближайшее время.

Следует отметить, что сеть учреждений социального обслуживания в Удмуртской Республике формируется  с учетом интересов различных  категорий граждан.

Однако сегодня отрасль  социального обслуживания нуждается  в дальнейшей структурной перестройке, направленной на увеличение объема услуг  одиноким (одиноко проживающим) пожилым, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в особой заботе государства.

Законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики предусматривается трехуровневый  механизм оказания социальных услуг: в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях.

В учреждениях города Ижевска  большое внимание уделяется поддержанию  активного образа жизни через  социально-реабилитационные, оздоровительные мероприятия. С 2005 года во всех Центрах г. Ижевска работает программа «Школа активного долголетия». В последнее время активно развивается новое направление в работе с пожилыми людьми – «социальный туризм». Организуются прогулки, экскурсии по памятным местам города, познавательные поездки по республике.

Информация о работе Социально-экономическая политика государства и региона в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения