Социально-экономическая политика государства и региона в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
Социально-экономическая политика Российской Федерации_______________________________________________________5
Сущность, цели, задачи и основные направления социально-экономической политики РФ__________________________________5
Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ________________________________________________________8
Организационно-экономические аспекты реализации социально-экономической политики РФ_________________________________11
Региональная социально-экономическая политика в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения___13
Основные задачи региональной социально-экономической политики в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения_________________________________________________16
Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области реализации социально-экономической политики региона_____________________________18
Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе___________________________________________________22
Основные проблемы реализации социально-экономической политики региона и предложения по их решению________________________24
Заключение________________________________________________________36
Список литературы__________________________________________________37

Файлы: 1 файл

социально-экономическая политика КУРСОВИК.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

В области социальной поддержки  населения. Конституция РФ, определяя  наше государство как социальное государство, гарантируется право  на труд, право на защиту от безработицы, на социальное обеспечение по возрасту, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д. В РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивающих поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В реализации этих важнейших государственных задач активную роль играют органы МСУ.

Органы МСУ в пределах своей компетенции участвуют  в реализации законодательства о  выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных  пенсий осуществляют местные органы социальной защиты. Органа МСУ из собственных  и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

Органы МСУ участвуют  в организации социального обслуживания населения. К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; стационарные учреждения социального обслуживания, иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут  ответственность за обеспечение  его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального  обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивает контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы МСУ должны создавать  муниципальный жилищный фонд социального  назначения, который является составной  частью муниципального сектора социального  обслуживания. Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут бать перепрофилированы на иные виды деятельности.

Финансирование муниципального сектора системы социального  обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в качестве дотации. Социальное обслуживание осуществляется муниципальными социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказывается в порядке, установленном Правительством РФ. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливается ими самостоятельно.

Важное место в деятельности органов МСУ по социальному обслуживанию населения занимает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Гражданам пожилого возраста и инвалидам  обеспечивается возможность получения  достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемых органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Стоит обратить внимание на деятельность МСУ в области защиты ветеранов и инвалидов. В соответствии с действующим законодательством  органы МСУ: определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащим  инвалидам Великой Отечественной  войны, за счет средств местных бюджетов; определяют условия первоочередного  получения местных строительных материалов инвалидам Великой Отечественной  войны для жилищного строительства; бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

Органы МСУ в пределах своей компетенции участвуют  в социальной поддержке семьи, материнства  и детства, которые находятся  под защитой государства. Деятельность органов МСУ в этой сфере социальной политики предполагает их участие в решении следующих общегосударственных задач: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; улучшение охраны здоровья семьи; увеличение помощи семье в воспитании детей; содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда; поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций; развитие сети школьных и внешкольных учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. В целях координации муниципальной деятельности в этой сфере в структуре органов МСУ предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, детей и семьи. Органы МСУ вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства.

Органы МСУ создают  условия и оказывают поддержку  развитию малого и семейного предпринимательства, различных форм самозанятости. Они стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей.

Органы МСУ осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот  семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного  строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Органы МСУ, приналичие уважительных причин, вправе разрешить вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, решать вопросы опеки и попечительства, предусмотренные Семейным кодексом РФ.

 

 

    1. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

 

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение  индивидуальных доходов населения  через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в  виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).[1]

Устойчивость функционирования отраслей социальной сферы на прямую зависит от объема финансовых ресурсов. Источником формирования государственных фондов, из которых финансируются мероприятия по соцзащите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд. Цель его - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом  за счет средств единого социального  налога, поступающих из федерального бюджета, и страховых взносов  предприятий всех форм собственности, работников, работающих по найму, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии. Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

Фонд социального страхования  Российской Федерации - второй по величине фонд. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда  социального страхования РФ служат: страховые взносы предприятий и  организации всех форм собственности  в размере 5,1% от величины начисленной оплаты труда; ассигнования из республиканского бюджета РФ; добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Бюджетные ассигнования - один из важных источников этих социальных фондов. Бюджетные средства поступают  в эти фонды главным образом  в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Наиболее крупные ассигнования из бюджета выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения (12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим (16%) и работникам правоохранительных органов (10%). Из общей суммы бюджетных  средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через  региональные (40%) и местные бюджеты (20%). За счет средств федерального бюджета  финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам правоохранительным органам, а также расходы на осуществление миграционной политики.

За счет региональных бюджетов финансируются главным образом  учреждения соцобеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия социальной политики, молодежная политика, пособия  гражданам, имеющим детей. Эти средства используются для строительства и содержания домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, на проведение и др.

 

 

    1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

 

В условиях обновления законодательства о разграничении полномочий между  федеральными органами государственной  власти, органами власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальной защиты.

С принятием в 1993 г. новой  Конституции установилась модель государственного устройства, сформированная на принципах  не только децентрализации управления, но и децентрализации власти, т.е. разграничение полномочий (прав и  ответственности)разных уровней власти. Однако пока она не получила широкого практического применения, в частности, это касается социальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулся практической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронул систему их разработки и финансирования.

Необходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких, как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита», «социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодня это дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтруде собираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальной хартии. [8]

На сегодняшний момент, большое количество проблем, особенно касающихся различных сторон деятельности муниципалитетов в социальной сфере  остаются нерешенными. Среди них: вопросы  муниципальной собственности, правовая поддержка межмуниципального сотрудничества в социальной сфере, рационализация системы оказания социальной поддержки  населению и т.д.

В ходе экономических реформ в России проведено перераспределение  государственной собственности  по вертикали, комплекс отраслей социальной сферы был передан в ведение  муниципальных образований. Органам  местного самоуправления передана государственная  собственность, от которой, как правило, не бывает доходов в местные бюджеты, а также объекты социальной сферы  и коммунального хозяйства, содержание которых требует основных бюджетных  расходов, что часто становится непосильным  для местных финансов.

Одной из институциональных  проблем является отсутствие четкого  правового разграничения полномочий региональных и муниципальных органов  власти. По результатам анализа Центра Фискальной Политики федерального законодательства по вопросам разграничения расходных  полномочий, главным недостатком  перечня вопросов местного значения [9, 117] является включение в него ряда пунктов, которые неразрывно связаны с расходными полномочиями, относящимися к «совместному ведению» федерации и субъектов Федерации.

Законодательство регламентирующее вопросы распределения расходов между уровнями бюджетной системы, не раскрывает сути понятия «расходные полномочия» и не устанавливает их разграничения. Широкий круг расходов отнесен к сфере «совместного» финансирования, предполагающей согласование полномочий между властями разных уровней. В результате ответственность за предоставление значительной части базовых общественных услуг (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, культура) не установлена или определена нечетко. Например, органы местного самоуправления вполне резонно настаивают на том, что термины «организация, содержание и развитие» не подразумевают капитальных расходов, а только текущее содержание объектов, зачастую муниципалитеты отказываются причислять к расходам по содержанию учреждения выплату заработной платы.

Информация о работе Социально-экономическая политика государства и региона в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения