Социально-экономические проблемы рациональной занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по политэку.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Эффективность занятости. Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Характеризовать эффективность занятости могут  показатели, которые отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность общественного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для высоких доходов работников, технико-организационного совершенствования сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специфики условий труда и быта различных групп населения. Высокий уровень производительности труда позволяет обществу уделять больше внимания учебе, отдыху, воспитанию детей. Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет повышаться доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.

Второй важнейшей  характеристикой эффективности  занятости может служить уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он отражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает как потребность общественного хозяйства в работниках, так и потребность населения в рабочих местах. В любом случае высокий уровень занятости профессиональным трудом означает низкую эффективность занятости, поскольку в одном случае занятость не обеспечивает достаточного уровня производительности труда, а в другом — приемлемого уровня оплаты труда.

До начала рыночных преобразований в целях  обеспечения потребности отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезмерно высокий уровень занятости. В 1950 г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960 г. — 73% и в 1970 г. — 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически одинаковым, как показано в гл. 1, стал уровень занятости женщин и мужчин, тогда как, например, в конце 50-х гг. значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры отражали потребность населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики. Иными словами, сложившийся к началу 70-х гг. и сохранившийся до начала 90-х гг. уровень занятости населения можно характеризовать как сверхзанятость.

Считается, что  подобный уровень занятости затрудняет социально-профессиональное развитие работающих, не соответствует задачам  укрепления здоровья населения и гармоничного развития семьи и личности, поскольку очень высока общая трудовая нагрузка у больших групп населения и медленно увеличивается свободное время трудящихся (оно заметно возрастало до конца 60-х гг.).

Оценка эффективности  занятости по характеру участия  в общественно полезной деятельности и уровню занятости в общественном хозяйстве может проводиться в последовательности, которая позволяет использовать вышеназванную (см. гл. 1) схему баланса трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы (млн человек):

в том числе  трудоспособное население в трудоспособном возрасте (млн человек), работающие лица старших возрастов и подростки (млн человек)

Распределение трудовых ресурсов'.

занято в  народном хозяйстве (без личного  подсобного хозяйства (млн человек), учащиеся (млн человек), военнослужащие (млн человек), незанятые трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (млн человек), в том числе вынужденно незанятые (ищущие работу) (млн человек).

Доля в общей  численности трудовых ресурсов, %:

занятых в  народном хозяйстве, на учебе, незанятых  трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, в том числе ищущих работу.

Приведем пример для анализа. Предположим, что в 1995 г. трудовые ресурсы составили 86 млн  человек, в том числе в трудоспособном возрасте 81,3 млн человек, работающие лица старших возрастов и подростки — 4,7 млн человек. Из них занятые в народном хозяйстве (без ЛПХ) составили — 69,5 млн человек; учащиеся — 5,6 млн человек; военнослужащие — 2,4 млн человек; незанятые трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте — 8,5 млн человек; в т.ч. вынужденно незанятые (ищущие работу) — 3,3 млн человек.

Приведенный пример показывает, что в данном году в народном хозяйстве наблюдалось  неэффективное распределение ресурсов труда по характеру занятости. Высокая  потребность людей в оплачиваемой работе говорит о низком уровне жизни  населения, связанном в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом в ущерб другим социально значимым видам занятости, в частности, доле населения, занятого на учебе, хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов. Трудно представить высокоэффективный труд в условиях научно-технического прогресса без необходимого общего и профессионального образования, а это предполагает довольно значительные масштабы занятости населения на учебе. Одновременно чем богаче общество, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения возрастающих потребностей в образовании.

Доля лиц, ищущих работу, в нашем примере составляет 3,8% трудовых ресурсов. Это говорит о том, что определенный жизненный стандарт у этих людей поддерживается, как правило, вторыми-третьими членами семьи.

Становится  очевидным, что определенная часть  экономически активных граждан постоянно нуждается в рабочих местах. Отсюда возникает вопрос о сущности безработицы в ее общетеоретическом и прикладном аспектах. Здесь они только обозначаются, а детальнее рассматриваются в гл. 4.

Безработица, с общетеоретической точки зрения, отражает несовпадение предложения рабочей силы и спроса на нее в экономике, их количественное и структурное (территориальное, профессионально-квалификационное и др.) несоответствие. Это одна из важных и постоянных черт социально-экономической жизни в условиях формирования и функционирования рынка труда.

Реальная оценка и измерение безработицы осуществляется согласно рекомендациям Международной  организации труда (МОТ) и с учетом сложившейся практики трудовых отношений. В России к безработным относятся  лица 16 лет и старше, которые в  рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-то посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Экономические реформы в России, проводимые с  начала 90-х гг., породили ряд новых  явлений в сфере занятости населения. К ним можно отнести скрытую безработицу (подробно см. гл. 4) и неформальную занятость. Четкого определения понятия «неформальная занятость» пока не сложилось. Нам представляется, что наиболее приемлемым является отнесение к неформально занятым лиц, не зарегистрировавших в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не платящих налогов. Пока формируется правовое поле рыночной экономики, трудно установить строго очерченные разграничения между неформальной занятостью и экономической неактивностью граждан. В самом неформальном секторе занятости трудно выделить теневую и криминальную занятость, нет теоретического обоснования и статистики этих явлений. Количественно оценить размер неформальной занятости можно, лишь косвенным путем.

Неформальную  занятость часто имеют как  лица, потерявшие работу, так и не имеющие полной нагрузки на основном рабочем месте, что в определенной мере компенсирует потерю их заработка.

1.3. Проблемы занятости России на современном этапе

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации  противоречиями, в частности, между  научно-техническим прогрессом и  снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических  преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых  часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли  глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области  оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. - уже в 2,7 раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1995 г. он составлял уже 80% от средней зарплаты по народному хозяйству.

На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины  отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся  в вынужденных отпусках, работающих  не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически  активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

 

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

  1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.
  2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.
  3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.
  4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.
  5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
  6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
  7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.
  8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.

Информация о работе Социально-экономические проблемы рациональной занятости населения