Социально-экономические проблемы рациональной занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по политэку.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

А теперь объединим оба графика- кривую спроса и кривую предложения труда  и проанализируем более детально положение на рынке труда (рисунок 4.)

Точка Е является точкой пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения  труда. Этой точке на графике соответствуют  определенный уровень реальной заработной платы (W\P x E) и заданное этим уровнем  предложение труда (LE). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, то есть рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату W\Px E, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате W\PxE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

При любых других условиях заработной платы, отличных от W\PxE, равновесие на рынке труда нарушается. Заработная плата- это цена равновесия на рынке труда.

В случае повышения реальной заработной платы уровня равновесной (случай W*\P) предложение на рынке труда (О-LS*) превышает спрос (О-LD*) на величину LD*-LS*. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, раб. мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате W*\P. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком LD *- LS *  на оси абсцисс.

В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня W”\Р) спрос на рынке труда (О-LD”) превышает предложение (О-LS”) на  величину LS”-LD”. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие  незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции  не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления полной занятости.

Если  предложение труда превышает  спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые  предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться  и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на  труд.

Когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд.

Как и в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда  восстанавливается, и этот рынок  приходит в состояние полной занятости. Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в общем виде дать ответ на вопрос о том почему высока или низка заработная плата.

Глава 4. Государственная политика и система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе

4.1. Государственная политика занятости  и её эффективность в РФ

 

    Анализ  экономического  состояния  России  за  последние несколько лет  показал, что государство оказалось   не  в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее  воспроизводства ухудшаются.

 

  Ускорение спада  экономики не могло не  сказаться   на динамике занятости и   безработицы  в  1996  году. Общее  число занятых в  экономике,  составляющее  в  1993  году 70.9 млн. человек, уменьшилось к концу 1996 года  на  5 млн. человек.

  Сокращение  занятости произошло в таких  важнейших отраслях экономики,  как  промышленность, сельское  хозяйство, транспорт, строительство,  торговля  и  общественное питание, наука и научное обслуживание.  Устойчивый рост наблюдался лишь в органах управления всех видов - более полумиллиона человек за этот же период.

Кроме того , 1996 год принес и сокращение  занятости  в кредитно-финансовой и страховой  сфере, где  до  этого наблюдался быстрый рост. В  промышленности  в  целом  и сельском хозяйстве численность занятых сократилась на 23%.Хотя численность сельского населения  за  этот  период впервые в новейшей истории увеличивалась и возросла по сравнению с 1991 годом, последним годом ее уменьшения. Таким образом, база для роста эффективной  занятости  в сельской местности  впервые  возросла, а  рынок  труда, наоборот, сузился.

 

 Из 16 крупных  отраслей промышленности рост  численности занятых наблюдался  в 5,при этом самый  значительный в 4 сырьевых отраслях : добывающая промышленность (где рост наблюдался с 1995 года и особенно значительный  в 1996 году ),электроэнергетике ,нефтедобыче  и  газовой промышленности. Одновременно в  перечисленных  отраслях объем производства за последние три года в  сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация. Рост  занятости, несмотря на продолжающееся  падение  производства, сохраняется в отраслях - естественных  монополистах.

Ответ на вопрос о причине спада эффективной  занятости в одних отраслях и росте других  кроется  в  следующих цифрах:

 

если средний  уровень оплаты труда в  промышленности  - 653 тысячи рублей - принять за базу (100%),то  в  легкой промышленности оплата труда составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике - 155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%. Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года снижала объемы  производства, наращивала  занятость  при    падении производительности труда и платила при этом самый  высокий среди отраслей налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.

 

  В этих  же трех  отраслях - цветной   металлургии, топливной промышленности  и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение  занятых было в легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%) промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года удельный вес  добывающей  промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг  в  1996  году ,а всего первичного сектора -  на  треть  и  достиг, что не соответствует даже приблизительно  пропорциям экономически развитых стран.

Общая  потенциальная  численность  безработных, включая  ищущих работу пенсионеров и студентов  превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на  сокращение  неполной занятости и скрытой безработицы и  в  1996  году, тем более, что в прогнозировалась стабилизация  экономики или, по крайней мере, минимальный в 1-2%  спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали превращение скрытой безработицы  в  открытую. Медленный рост безработицы вызван в немалой степени  значительным ростом занятых неполное  рабочее  время  (на 66% по сравнению со средним уровнем второго  полугодия 1995 года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996 году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе администрации (более точный показатель измеряемый числом дней на одного работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и крайне низкий уровень по cравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3 раза.

 

Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года - начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении  общей динамики роста безработицы .  1996 год свидетельствует о явном тяготении к стабилизации , которая отчетлива видна в последние 6 месяцев.

 

В большинстве  регионов с критической ситуацией  на рынке труда масштабы высвобождения  работников с крупных и средних  предприятий превышает среднеросийский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия, Архангельская область.

 

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии на 1 рабочее место  претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

 

Неожиданным для некоторых исследователей проблем  женского труда является тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

  

Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных  изменений . Вместе  с тем занятость - одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой  экономической политики по отношению к естественным монополиям.

При этом не учитывались  в макроэкономической политике и  прежде всего в ценообразовании  факторы эффективной занятости  и занятости как условие эффективности экономического роста.

 

 

4.2. Служба занятости населения:  федеральные, региональные службы, фонды занятости

 

Одним из самых  эффективных направлений в активной политике на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - специализированной общенациональной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Кроме того, к  задачам службы занятости относится: профессио-чальноюе консультирование ищущих работу и обучение безработных  новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание доходов безработных граждан и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Ос-новныб1е принципы работы российской службы занятости соответствуют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в рф «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность бесплатного обучения (при необходимости) новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, осуществляется политика поддержания доходов безработных граждан. Служба занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей работы, а а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям поддержку у программ по сохранению и созданию рабочих мест для молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.

В настоящее  время в России функционируют  около 2,5 тысяч центре занятости),и есть в каждом городе и районе), подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка т труда, налажено информирование безработных граждан и работодателей и о деятельности службы занятости. В 1991—1995 гг. при содействии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.

Любой человек, безработный или желающий сменить  свое рабочее место,  может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный  лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя  запросы работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безработным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в целом повысить свою привлекательность для работодателей.

Общенациональные  службы занятости регулируют определенный сегмент рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалификации. К примеру, в Швеции около 35% ищущих работу вступают в контакт со службой занятости, во Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или родных.

Профессиональная  подготовка и переподготовка считается  главным направлением в активной политике на рынке труда, так как  перспектива быть занятым в современном  мире, характеризующемся быстрыми переменами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложениями в человеческий капитал — получением высококачественного образования и современной профессии, которые выступают гарантией от безработицы. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.

Поэтому практически  во всех странах мира практикуется разработка разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профессия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой профессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профессиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабочей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет государственная служба занятости.

Информация о работе Социально-экономические проблемы рациональной занятости населения