Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:36, реферат
В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.
5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
Оценка социально-
Статья 6 Пакта (Право на труд)
В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.
Бездомные не имеют доступа к
услугам системы
В рамках государственных программ социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, эти лица, в том числе утратившие жилье в связи с осуждением, могут получать помощь в трудоустройстве и профессиональном обучении и подготовке. Однако, на практике, условием включения в такие программы является регистрация по месту жительства или регистрация по месту пребывания (в том числе в специализированных центрах социальной адаптации). То есть на момент получения помощи в реализации прав, предусмотренных ст. 6 Пакта, эти люди уже имеют постоянное или временное жилье и не являются бездомными. Бездомные же доступа к таким программам не имеют.
Статья 7 Пакта (Право на справедливые и благоприятные условия труда)
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений, то есть нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Бездомные вынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда "оседлых" (то есть имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания) граждан. Довольно широко распространен труд бездомных за еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. Налицо нарушение подпункта "i" пункта "а" ст. 7 Пакта.
Отсутствие официальных, надлежащим образом оформленных трудовых договоров позволяет работодателям не выполнять договоренностей об оплате, в том числе недоплачивать или даже полностью не выплачивать бездомным вознаграждение за выполненную работу. В большинстве случаев неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительного существования работающим бездомным, а при наличии у них семей - их семьям. Налицо нарушение подпункта "ii" пункта "а" ст. 7 Пакта.
Будучи лишены возможности легального труда, бездомные часто вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе с нарушением требований безопасности и гигиены (нарушение пункта "b" ст. 7 Пакта). Эти нарушения являются типичными.
Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени (нарушение пункта "c" ст. 7 Пакта).
Нелегальный характер труда вынуждает бездомных соглашаться на работу с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и (или) продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты за это. Практически никто из работающих бездомных не имеет оплачиваемого периодического отпуска (нарушение пункта "d" ст. 7 Пакта).
Таким образом, в Российской Федерации в отношении бездомных не выполняется ни одно из положений ст. 7 Пакта.
Статья 8 Пакта (Права профсоюзов)
В Российской Федерации бездомным не обеспечена возможность реализации права для осуществления и защиты своих экономических и социальных прав, в том числе трудовых, создавать профессиональные союзы и вступать в таковые (нарушение подпункта "а" п. 1 ст. 8 Пакта).
Создание бездомными профсоюза в Российской Федерации практически невозможно. Самым очевидным препятствием на пути осуществления бездомными права на создание профсоюзов является требование указывать место жительства (адреса) учредителей, содержащееся в Приказе Министерства юстиции РФ от 12.07.2002 года № 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица". Очевидно, что бездомные не могут выполнить это требование и указать официальное место жительство, а значит и лишены возможности зарегистрировать некоммерческую организацию в виде профсоюза.
Создание бездомными профессиональных союзов невозможно также из-за того, что п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности" предусматривает, что в уставе профессионального союза должны быть указаны категории и профессиональные группы объединяемых граждан. Бездомные являются социальной группой (категорией) граждан, объединяющей представителей различных профессий, и их деление по профессиональным группам неоправданно, так как нарушение социальных и экономических прав и интересов бездомных, их дискриминация происходит именно по социальному признаку (бездомность, отсутствие регистрации по месту жительства) и никоим образом не связано с их принадлежностью к той или иной профессиональной группе. Следовательно, социальные и экономические права и интересы бездомных должны рассматриваться и защищаться как права и интересы представителей социальной группы, вне зависимости от их принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Практически невозможно и вступление бездомных в существующие профессиональные союзы. Это связано с тем, что профессиональные союзы защищают права граждан, работающих в определенных отраслях народного хозяйства (например, профсоюз медицинских работников) или осуществляющих иную деятельность (например, студенческий профсоюз, профсоюзы предпринимателей). То есть, критерием для приема граждан в профессиональный союз является их участие в определенной деятельности (работа, учеба). Поскольку у бездомных отсутствует возможность легального доступа к различным видам незапрещенной законом деятельности, направленной на осуществление социальных и экономических прав и интересов, они не подпадают под существующие в российских профсоюзах критерии членства, и не могут вступить в них. Эти критерии определяются не только их уставами самих профсоюзов, в первую очередь, эти критерии определяются законодательством (ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности")
Нелегальный характер труда бездомных лишает их возможности в установленном законом порядке защищать связанные с трудом социально-экономические права, в том числе путем забастовок (нарушение подпункта "d" пункта 1 ст. 8 Пакта).
Статья 9 Пакта (Право на социальное обеспечение)
1. Существовавшее до последнего
времени законодательство и
2. В своем определении от 01.03.2001 года Конституционный Суд Российской Федерации установил: "Правоприменительная практика свидетельствует о том, что назначение пенсии связывается... с регистрацией по месту жительства в Российской Федерации, которая, таким образом, и предопределяет возможность реализации гражданином права на пенсионное обеспечение".
3. Несмотря на существенные
4. Действующими с 05.06.2002 года
Правилами обращения за пенсией
5. Документом, подтверждающим место
фактического проживания
6. Нелегальный характер труда лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в пенсионный фонд. Как следствие, сегодняшние бездомные, даже если они обретут жилище, в будущем не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.
7. Таким образом, в России
не созданы условия для
Статья 10 Пакта (Защита семьи)
8. Охрана и помощь, предоставляемые семье, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (п. 1 ст. 10 Пакта), недоступны для бездомных.
9. Отсутствие регистрации по
месту жительства не позволяет
бездомным женщинам
10. Однако женские консультации обслуживают только тех женщин, которые имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Бездомные беременные женщины из-за отсутствия регистрации по месту жительства не могут получить полисы ОМС и, как следствие, не могут встать на учет в женских консультациях, получить соответствующее обследование и в необходимых случаях лечение. Они лишены возможности пользоваться услугами женских консультаций как в дородовый, так и в послеродовый период.
11. Из-за недостатка средств
12. Результатом недоступности для
бездомных женщин
13. В связи с нелегальным
14. Положение п. 2 ст. 10 Пакта в России в отношении бездомных женщин не исполняется. Бездомные женщины дискриминированы по признаку отсутствия регистрации по месту жительства.
15. Бездомные (т.е. не имеющие
регистрации по месту
16. Проблему представляет
17. Бездомные дети, так же, как
их бездомные родители, не могут
получить полис ОМС, что
18. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста.
19. В тех случаях, когда
Информация о работе Социально-экономическое положение бездомных