Социально-экономическое положение бездомных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:36, реферат

Описание работы

В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.

Файлы: 1 файл

бомж.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  БЕЗДОМНЫХ 

 

Оценка социально-экономического положения бездомных проводилась  путем его сравнения с положениями  Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах (далее - Пакт).

 

Статья 6 Пакта (Право на труд)

 

В Российской Федерации отсутствуют  условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права  на участие в государственной  службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено  тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.

 

Бездомные не имеют доступа к  услугам системы профессионально-технического обучения и подготовки (нарушение  п. 2 ст. 6 Пакта).

 

В рамках государственных программ социальной адаптации лиц, освобожденных  из мест лишения свободы, эти лица, в том числе утратившие жилье  в связи с осуждением, могут  получать помощь в трудоустройстве  и профессиональном обучении и подготовке. Однако, на практике, условием включения в такие программы является регистрация по месту жительства или регистрация по месту пребывания (в том числе в специализированных центрах социальной адаптации). То есть на момент получения помощи в реализации прав, предусмотренных ст. 6 Пакта, эти люди уже имеют постоянное или временное жилье и не являются бездомными. Бездомные же доступа к таким программам не имеют.

 

Статья 7 Пакта (Право на справедливые и благоприятные условия труда)

 

Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений, то есть нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Бездомные вынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда "оседлых" (то есть имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания) граждан. Довольно широко распространен труд бездомных за еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. Налицо нарушение подпункта "i" пункта "а" ст. 7 Пакта.

 

Отсутствие официальных, надлежащим образом оформленных трудовых договоров  позволяет работодателям не выполнять  договоренностей об оплате, в том  числе недоплачивать или даже полностью не выплачивать бездомным вознаграждение за выполненную работу. В большинстве случаев неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительного существования работающим бездомным, а при наличии у них семей - их семьям. Налицо нарушение подпункта "ii" пункта "а" ст. 7 Пакта.

 

Будучи лишены возможности легального труда, бездомные часто вынуждены  соглашаться на любую работу, в  том числе с нарушением требований безопасности и гигиены (нарушение  пункта "b" ст. 7 Пакта). Эти нарушения  являются типичными.

 

Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени (нарушение пункта "c" ст. 7 Пакта).

 

Нелегальный характер труда вынуждает  бездомных соглашаться на работу с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и (или) продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты за это. Практически никто из работающих бездомных не имеет оплачиваемого периодического отпуска (нарушение пункта "d" ст. 7 Пакта).

 

Таким образом, в Российской Федерации  в отношении бездомных не выполняется  ни одно из положений ст. 7 Пакта.

 

Статья 8 Пакта (Права профсоюзов)

 

В Российской Федерации бездомным  не обеспечена возможность реализации права для осуществления и защиты своих экономических и социальных прав, в том числе трудовых, создавать профессиональные союзы и вступать в таковые (нарушение подпункта "а" п. 1 ст. 8 Пакта).

 

Создание бездомными профсоюза  в Российской Федерации практически невозможно. Самым очевидным препятствием на пути осуществления бездомными права на создание профсоюзов является требование указывать место жительства (адреса) учредителей, содержащееся в Приказе Министерства юстиции РФ от 12.07.2002 года № 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица". Очевидно, что бездомные не могут выполнить это требование и указать официальное место жительство, а значит и лишены возможности зарегистрировать некоммерческую организацию в виде профсоюза.

 

Создание бездомными профессиональных союзов невозможно также из-за того, что п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности" предусматривает, что в уставе профессионального союза должны быть указаны категории и профессиональные группы объединяемых граждан. Бездомные являются социальной группой (категорией) граждан, объединяющей представителей различных профессий, и их деление по профессиональным группам неоправданно, так как нарушение социальных и экономических прав и интересов бездомных, их дискриминация происходит именно по социальному признаку (бездомность, отсутствие регистрации по месту жительства) и никоим образом не связано с их принадлежностью к той или иной профессиональной группе. Следовательно, социальные и экономические права и интересы бездомных должны рассматриваться и защищаться как права и интересы представителей социальной группы, вне зависимости от их принадлежности к той или иной профессиональной группе.

 

Практически невозможно и вступление бездомных в существующие профессиональные союзы. Это связано с тем, что  профессиональные союзы защищают права граждан, работающих в определенных отраслях народного хозяйства (например, профсоюз медицинских работников) или осуществляющих иную деятельность (например, студенческий профсоюз, профсоюзы предпринимателей). То есть, критерием для приема граждан в профессиональный союз является их участие в определенной деятельности (работа, учеба). Поскольку у бездомных отсутствует возможность легального доступа к различным видам незапрещенной законом деятельности, направленной на осуществление социальных и экономических прав и интересов, они не подпадают под существующие в российских профсоюзах критерии членства, и не могут вступить в них. Эти критерии определяются не только их уставами самих профсоюзов, в первую очередь, эти критерии определяются законодательством (ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности")

 

Нелегальный характер труда бездомных  лишает их возможности в установленном  законом порядке защищать связанные  с трудом социально-экономические права, в том числе путем забастовок (нарушение подпункта "d" пункта 1 ст. 8 Пакта).

 

Статья 9 Пакта (Право на социальное обеспечение)

 

1. Существовавшее до последнего  времени законодательство и правоприменительная  практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным (стойкая утрата трудоспособности) или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения.

 

2. В своем определении от 01.03.2001 года Конституционный Суд Российской Федерации установил: "Правоприменительная практика свидетельствует о том, что назначение пенсии связывается... с регистрацией по месту жительства в Российской Федерации, которая, таким образом, и предопределяет возможность реализации гражданином права на пенсионное обеспечение".

 

3. Несмотря на существенные изменения,  произошедшие в порядке оформления  и назначения пенсий в 2002 году  в связи с принятием и вступлением  в силу Федерального закона  от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оформление пенсий бездомными весьма проблематично.

 

4. Действующими с 05.06.2002 года  Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую прямо предусмотрено, что под их действие "подпадают граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации" , а также, что "граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания" .

 

5. Документом, подтверждающим место  фактического проживания гражданина  Российской Федерации на территории  Российской Федерации, является  его личное заявление , однако, понятие "место фактического проживания" не дефинировано ни российским законодателем, ни Правительством, ни ведомствами издавшими указанные Порядок и Перечень. Отсутствие правового определения этого понятия создает широчайшее поле для нарушений прав бездомных граждан на получение пенсий, установленных законом, так как позволяет чиновнику либо решать этот вопрос по своему усмотрению, либо, ссылаясь на отсутствие в законодательстве определения понятия "место фактического проживания", не решать его вовсе.

 

6. Нелегальный характер труда лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в пенсионный фонд. Как следствие, сегодняшние бездомные, даже если они обретут жилище, в будущем не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.

 

7. Таким образом, в России  не созданы условия для реализации  бездомными прав, предусмотренных  ст. 9 Пакта. 

 

Статья 10 Пакта (Защита семьи)

 

8. Охрана и помощь, предоставляемые  семье, в особенности при ее  образовании и пока на ее  ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (п. 1 ст. 10 Пакта), недоступны для бездомных.

 

9. Отсутствие регистрации по  месту жительства не позволяет  бездомным женщинам пользоваться  услугами женских консультаций. Существующая практика предполагает, что все женщины периодически обследуются в указанных консультациях, а также, что беременные женщины становится там на учет. В консультации беременную женщину обследуют и оказывают ей помощь в подготовке к рождению ребенка. В женской консультации также обследуют женщину в послеродовом периоде и, если нужно, оказывают медицинскую помощь. При необходимости женские консультации направляют женщин в соответствующие стационарные лечебные заведения.

 

10. Однако женские консультации  обслуживают только тех женщин, которые имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Бездомные беременные женщины из-за отсутствия регистрации по месту жительства не могут получить полисы ОМС и, как следствие, не могут встать на учет в женских консультациях, получить соответствующее обследование и в необходимых случаях лечение. Они лишены возможности пользоваться услугами женских консультаций как в дородовый, так и в послеродовый период.

 

11. Из-за недостатка средств подавляющее  большинство бездомных женщин  не может пользоваться платными (то есть, оплачиваемыми самими пациентами) услугами медицинских учреждений.

 

12. Результатом недоступности для  бездомных женщин квалифицированной  и специализированной медицинской  помощи являются не только  осложнения в родах, дородовом и послеродовом периоде, но также повышенный уровень врожденных заболеваний у новорожденных, рожденных бездомными матерями, в том числе тех заболеваний, возникновение и (или) развитие которых можно легко предупредить за счет своевременных диагностических, профилактических и лечебных мероприятий.

 

13. В связи с нелегальным характером  труда работающим бездомным женщинам  в дородовом и послеродовом  периоде не предоставляется оплачиваемый  отпуск или отпуск с какими  бы то ни было пособиями  по социальному обеспечению. Бездомная женщина не может рассчитывать на облегчение условий труда в связи с беременностью. Беременность и роды означают для бездомной женщины потерю ее нелегальной работы.

 

14. Положение п. 2 ст. 10 Пакта в  России в отношении бездомных  женщин не исполняется. Бездомные женщины дискриминированы по признаку отсутствия регистрации по месту жительства.

 

15. Бездомные (т.е. не имеющие  регистрации по месту жительства) дети и подростки дискриминированы  с самого рождения. Система детских  пособий и компенсационных выплат для детей предусматривает их назначение и выплату по месту жительства. Некоторые виды пособий назначаются и выплачиваются по месту работы родителей. Поскольку бездомные родители не имеют возможности легального трудоустройства (см. п. 1 настоящего Доклада), то и эти пособия они не получают.

 

16. Проблему представляет устройство  бездомных детей в муниципальные  дошкольные учреждения и учреждения  общего образования. Подавляющее  большинство бездомных родителей  не имеют средств для оплаты услуг частных образовательных и дошкольных учреждений.

 

17. Бездомные дети, так же, как  их бездомные родители, не могут  получить полис ОМС, что создает  большие сложности в получении  медицинской помощи и медицинского  обслуживания.

 

18. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста.

 

19. В тех случаях, когда законодательством  предусмотрено предоставление детям  бесплатных лекарств, бездомные дети лишены возможности реализации такого права.

Информация о работе Социально-экономическое положение бездомных