Социально-экономическое положение бездомных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:36, реферат

Описание работы

В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.

Файлы: 1 файл

бомж.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

20. Бездомные дети дискриминированы  в других областях социальной  защиты и помощи. Положение бездомных  детей в России не соответствует  требованиям п. 3 ст. 10 Пакта. 

 

Статья 11 Пакта (Право на достаточный жизненный уровень)

 

21. Рыночные отношения в вопросах  приобретения жилых помещений  и прав на них в России  до сих пор не развиты. Большая  часть россиян, нуждающихся в  улучшении жилищных условий, не  имеет достаточных средств для  такого улучшения за счет совершения сделок на рынке недвижимости и вынуждены ожидать предоставления им муниципального жилья. Для получения муниципального жилья граждане должны обратиться в органы по учету и распределению жилья для постановки на учет. Одним из обязательных условий постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является длительное (как правило, более 10 лет) проживание в данном населенном пункте на момент обращения в органы по учету и распределению жилья. В качестве документа, подтверждающего факт и срок проживания в населенном пункте, признается справка о регистрации по месту жительства. Не имея регистрации по месту жительства, невозможно встать на учет для получения жилья и как следствие большинство бездомных в современной России не может претендовать на получение какого-либо жилья от государства или муниципальных образований. Вместе с тем, экономическая ситуация не позволяет бездомным самостоятельно приобретать или строить жилье, в том числе с использованием кредитных схем. Даже в тех случаях, когда бездомный имеет неоспоримое право на получение жилья, фактически это означает лишь "право" состоять на учете нуждающихся в получении жилья. Чаще всего это происходит из-за отсутствия законодательной регламентации сроков предоставления жилья. Право по сути превращается в фикцию.

 

22. Особую озабоченность в вопросах  обеспечения жильем вызывает  положение детей-сирот и детей,  лишенных попечения родителей.  Жилищное законодательство России  предусматривает, что "детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали". В практической работе неоднократно приходится сталкиваться с ситуациями, когда лицам, поступившим в государственные детские учреждения из роддомов (например, так называемым отказным детям), после окончания детских учреждений отказывают во внеочередном предоставлении жилья на том основании, что до момента поступления в детское учреждение они не имели жилплощади, и вопрос о возможности возврата помещения не стоит, поскольку оно не отходило государству или местному самоуправлению.

 

23. Отношение  государственных властей к этим  с рождения обездоленным гражданам наглядно иллюстрирует следующая выдержка из интервью с видным политиком Павлом Крашенинниковым . Отвечая на вопрос об обеспечении жильем лиц, со дня рождения оказавшихся в детском доме и не знающих своих родителей, г-н Крашенинников сказал: "Дело в том, что ныне действующий ЖК никаких льгот в получении жилья для этой категории граждан не предусматривает. Они обеспечиваются жильем на общих основаниях. Мы же не предусмотрели их отдельной строкой в перечне имеющих право на бесплатное получение жилья по той же причине, что и многодетных. Молодой человек, вышедший из детдома или интерната, скорее всего пополнит армию малоимущих, а следовательно, попадет и в очередь на получение бесплатного жилья" . С момента интервью прошло 8 лет, но в этом вопросе ничего не изменилось. Остается констатировать, что государство совершенно сознательно заложило в законодательство норму, открыто дискриминирующую тех, кто с самого рождения был ущемлен, тех, кто наиболее безответен. Вопрос о том, как долго и, самое главное, где такие выпускники детских учреждений должны ожидать подхода очереди на получение бесплатного жилья, ответа не имеет.

 

24. Многие  дети-сироты и дети, лишенные попечения  родителей остаются необеспеченными  жильем из-за своей неинформированности  о правах и механизмах их реализации.

 

25. Таким  образом, положение п. 1 ст. 11 Пакта,  предусматривающее "право каждого  на достаточный жизненный уровень  для него самого и его семьи,  включающий достаточное питание,  одежду и жилище и на непрерывное  улучшение условий жизни", на  фоне российских реалий бездомного существования остается абсолютно декларативным и не выполняется.

 

26. Смертность  бездомных от алиментарной кахексии (голода) наглядно демонстрирует  несоответствие положения бездомных  п. 2 ст. 11 Пакта, предусматривающему  право каждого человека на свободу от голода.

 

Статья 12 Пакта (Охрана здоровья)

 

27. Бездомные фактически исключены  из государственной системы мер,  направленных на полное осуществление  права каждого человека на  наивысший достижимый уровень  физического и психического здоровья (п. 1 ст. 12 Пакта), в том числе им недоступны мероприятия, необходимые для сокращения мертворождаемости и детской смертности, для здорового развития ребенка (подпункт "а" п. 2 ст. 12 Пакта), для улучшения гигиены внешней среды и гигиены труда (подпункт "b" п. 2 ст. 12 Пакта), для предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними (подпункт "с" п. 2 ст. 12 Пакта). Существующие в России правовые и экономические условия не обеспечивают бездомным медицинскую помощь и медицинский уход в сл

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗДОМНЫХ 

 

Избирательное право 

 

В соответствии со ст. 32 Конституции  РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Равенство прав граждан закреплено ст. 19 Конституции РФ. Частью 2 ст. 19 Конституции  РФ предусмотрена государственная  гарантия прав и свобод граждан независимо от их имущественного положения и места жительства.

Принцип равенства избирательных  прав граждан вытекает из положений  части 1 ст. 19 Конституции РФ и прямо  предусмотрен ст.ст. 3 (п.1), 4 (п.2), 5 (п.1) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в  той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из смысла этой конституционной  нормы, такое ограничение должно носить характер конкретного запрета.

Частью 3 ст. 32 Конституции РФ предусмотрены  два основания для ограничения  избирательных прав: судебное признание  гражданина недееспособным; пребывание гражданина в местах лишения свободы  по приговору суда. Те же основания предусмотрены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Кроме того, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введен возрастной ценз для активного избирательного права, который совпадает с наступлением совершеннолетия и приобретением гражданином полной гражданской дееспособности (18 лет).

 

Регистрация или отсутствие таковой  не могут служить основанием ограничения  или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и  законами республик в составе  РФ (часть 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

 

Таким образом, бездомные должны наравне  с другими гражданами в полном объеме беспрепятственно пользоваться избирательными правами, предусмотренными Конституцией РФ.

 

Однако, положения ст.ст. 4 (п. 4), 16 (п. 2), 17 (п.п. 4, 11) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" фактически отсекают бездомных от электоральных процессов:

 

"Статья 4. Всеобщее избирательное  право и право на участие  в референдуме 

 

...4. Активным избирательным правом  обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

 

Статья 16. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума 

 

1. Регистрации (учету) подлежат  все граждане Российской Федерации,  обладающие активным избирательным  правом, правом на участие в  референдуме. 

2. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

 

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума 

 

...4. Основанием для включения  гражданина Российской Федерации  в список избирателей, участников  референдума на конкретном избирательном  участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

...11. ... В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. ..."

 

То есть активным избирательным  правом закон наделяет только тех  граждан, которые имеют место  жительства на территории соответствующего избирательного округа, а факт нахождения места жительства на этой территории устанавливается органами регистрационного учета, т.е. подтверждается регистрацией.

Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дает понятию "место жительства" следующее определение: "Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Из этого определения очевидно, что местом жительства является отвечающее определенным критериям недвижимое имущество, право на которое гражданин имеет как собственник или на иных законных основаниях (является правообладателем).

 

Таким образом, законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, - от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз.

 

Аналогичные барьеры перед бездомными выдвигают и законодатели субъектов  Российской Федерации. Таким образом, граждане, не обладающие правами на жилые помещения, в одних случаях  фактически исключены из числа обладателей  активного избирательного права, а в других - существенно ограничены в возможности его реализации.

 

Так, например, самарские законодатели лишили бездомных граждан России, проживающих в Самарской области, возможности участвовать в выборах  главы муниципального образования  или другого выборного должностного лица местного самоуправления , выборах депутата Самарской Губернской Думы и референдуме Самарской области .

Проживающие в Республике Карелия  бездомные лишены возможности избирать главу республики , депутатов представительных органов и глав местного самоуправления.

 

 

На практике, это происходит так.

 

А., совершеннолетний и не лишенный судом дееспособности гражданин  Российской Федерации, не имеющий жилья  и, как следствие, регистрации по месту жительства, с рождения проживающий  в Санкт-Петербурге, в сентябре 2003 года, накануне выборов губернатора Санкт-Петербурга, обратился в избирательную комиссию Центрального административного района, на территории которого фактически проживает, с просьбой внести его в список избирателей и предоставить ему возможность проголосовать. Резолюция избиркома на заявлении гласила: "Отказано в связи с отсутствием регистрации по месту жительства".

Информация о работе Социально-экономическое положение бездомных