Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:36, реферат
В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.
20. Бездомные дети
Статья 11 Пакта (Право на достаточный жизненный уровень)
21. Рыночные отношения в вопросах
приобретения жилых помещений
и прав на них в России
до сих пор не развиты.
22. Особую озабоченность в
23. Отношение
государственных властей к
24. Многие
дети-сироты и дети, лишенные попечения
родителей остаются
25. Таким
образом, положение п. 1 ст. 11 Пакта,
предусматривающее "право
26. Смертность
бездомных от алиментарной
Статья 12 Пакта (Охрана здоровья)
27. Бездомные фактически
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗДОМНЫХ
Избирательное право
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Равенство прав граждан закреплено ст. 19 Конституции РФ. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрена государственная гарантия прав и свобод граждан независимо от их имущественного положения и места жительства.
Принцип равенства избирательных прав граждан вытекает из положений части 1 ст. 19 Конституции РФ и прямо предусмотрен ст.ст. 3 (п.1), 4 (п.2), 5 (п.1) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из смысла этой конституционной нормы, такое ограничение должно носить характер конкретного запрета.
Частью 3 ст. 32 Конституции РФ предусмотрены два основания для ограничения избирательных прав: судебное признание гражданина недееспособным; пребывание гражданина в местах лишения свободы по приговору суда. Те же основания предусмотрены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введен возрастной ценз для активного избирательного права, который совпадает с наступлением совершеннолетия и приобретением гражданином полной гражданской дееспособности (18 лет).
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ (часть 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Таким образом, бездомные должны наравне с другими гражданами в полном объеме беспрепятственно пользоваться избирательными правами, предусмотренными Конституцией РФ.
Однако, положения ст.ст. 4 (п. 4), 16 (п. 2), 17 (п.п. 4, 11) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" фактически отсекают бездомных от электоральных процессов:
"Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
...4. Активным избирательным правом
обладает гражданин, место жите
Статья 16. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума
1. Регистрации (учету) подлежат
все граждане Российской
2. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Статья 17. Составление списков
...4. Основанием для включения
гражданина Российской
...11. ... В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. ..."
То есть активным избирательным правом закон наделяет только тех граждан, которые имеют место жительства на территории соответствующего избирательного округа, а факт нахождения места жительства на этой территории устанавливается органами регистрационного учета, т.е. подтверждается регистрацией.
Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дает понятию "место жительства" следующее определение: "Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Из этого определения очевидно, что местом жительства является отвечающее определенным критериям недвижимое имущество, право на которое гражданин имеет как собственник или на иных законных основаниях (является правообладателем).
Таким образом, законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, - от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз.
Аналогичные барьеры перед бездомными выдвигают и законодатели субъектов Российской Федерации. Таким образом, граждане, не обладающие правами на жилые помещения, в одних случаях фактически исключены из числа обладателей активного избирательного права, а в других - существенно ограничены в возможности его реализации.
Так, например, самарские законодатели
лишили бездомных граждан России,
проживающих в Самарской
Проживающие в Республике Карелия бездомные лишены возможности избирать главу республики , депутатов представительных органов и глав местного самоуправления.
На практике, это происходит так.
А., совершеннолетний и не лишенный судом дееспособности гражданин Российской Федерации, не имеющий жилья и, как следствие, регистрации по месту жительства, с рождения проживающий в Санкт-Петербурге, в сентябре 2003 года, накануне выборов губернатора Санкт-Петербурга, обратился в избирательную комиссию Центрального административного района, на территории которого фактически проживает, с просьбой внести его в список избирателей и предоставить ему возможность проголосовать. Резолюция избиркома на заявлении гласила: "Отказано в связи с отсутствием регистрации по месту жительства".
Информация о работе Социально-экономическое положение бездомных