Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:36, реферат
В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.
На выборах депутатов
Таким образом, следует признать, что несовершенство избирательного законодательства в комплексе с несовершенством законодательства, регламентирующего вопросы регистрации по месту жительства и по месту пребывания, при нежелании чиновников следуя духу и букве Конституции РФ напрямую применять ее нормы, приводит к существенной политической дискриминации бездомных.
Это противоречит не только Конституции РФ, но и международным договорам России. В частности ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 1 Протокола № 12 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Доступ к правосудию и механизмам судебной защиты и реализации прав
Бездомные дискриминированы в вопросах доступа к правосудию и механизмам судебной защиты и реализации своих прав. Эта дискриминация прямо заложена в существующем процессуальном законодательстве.
Гражданский процесс
Бездомные супруги лишены возможности в судебном порядке решить вопрос расторжения брака, так как согласно ст.ст. 28, 29 (п.4) ГПК РФ иск о расторжении брака подается в суд по месту жительства истца либо по месту жительства ответчика. Иных вариантов подсудности для этой категории дел закон не предусматривает.
В соответствии со ст. 266 ГПК РФ "заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества". В результате этого бездомные лишены возможности в судебном порядке установить имеющие юридическое значение факты: родственных отношений; нахождения на иждивении; регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; признания отцовства; принадлежности правоустанавливаюших документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; несчастного случая; смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; принятия наследства и места открытия наследства; других имеющих юридическое значение фактов. Среди последних особо следует упомянуть факт постоянного проживания на территории Российской Федерации 06.02.1992 года, который имеет юридическое значение для определения принадлежности человека к российскому гражданству, что, в свою очередь, имеет определяющее значение в вопросе оформления паспорта.
Бездомные лишены возможности в судебном порядке добиваться внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, так как заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя, и другого варианта подсудности законодательством не предусмотрено.
Бездомные оказались дискриминированы в вопросах получения психиатрической помощи, что является одним из аспектов их дискриминации в вопросах реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрические освидетельствования проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. В случае, когда человек, в отношении которого не известно, страдает он психическим расстройством или нет, совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, обуславливающего его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности) или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи, решение о психиатрическом освидетельствовании этого человека без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи. Однако, если этот человек является бездомным, то с получением санкции судьи могут возникнуть юридические проблемы. Дело в том, что заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина. Поскольку иного механизма отнесения дел о необходимости психиатрического обследования к подсудности того или иного суда законодательством не предусмотрено, в России нет суда, который по подсудности мог бы принять к рассмотрению такое дело в отношении бездомного гражданина. К каким последствиям это может привести, понятно из указанных выше оснований для принудительного обследования.
Уголовный процесс
В вопросе заключения под стражу новый УПК РФ носит такой же явно дискриминационный характер в отношении бездомных, как и утративший силу УПК РСФСР: отсутствие определенного места жительства уже само по себе признается достаточным основанием для применения этой меры пресечения.
Бездомные настолько стигматизированы в общественном сознании, в том числе в сознании законодателя, что в их отношении, по сути, применяется принцип объективного вменения, отрицаемый современным правом. По логике законодателя один только факт бездомности дает достаточные основания "полагать, что обвиняемый:
1) скроется от дознания, предварительного
следствия или суда; 2) может продолжать
заниматься преступной
Объективности ради следует отметить, что возможность заключения бездомных под стражу на время дознания, предварительного следствия и суда, не является эксклюзивной находкой отечественного законодателя. Индустриальный подход к правоохранительной деятельности - реальность современного мира. Однако, существуют механизмы, которые позволяют и при таком подходе избегать грубой дискриминации бездомных. Так, в Великобритании в случаях, когда обычный гражданин до приговора суда находится на свободе, бездомному, подозреваемому или обвиняемому в совершении такого же преступления, в качестве альтернативы предварительного заключения предлагается проживание в специальном социальном учреждении типа приюта, за пределы которого он в течение дня может беспрепятственно выходить.
Законодательство об административных правонарушениях
В 1991 году из Уголовного Кодекса РСФСР были исключены статьи 198 и 209, предусматривавшие уголовное наказание за проживание без прописки и занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни.
Однако статья 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях , предусматривающая наказание за проживание без прописки в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, действовала вплоть до 2002 года.
Статья 180 того
же Кодекса предусматривала
В 2002 году вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, в который были включены аналогичные нормы (статья 19.15).
Следует учитывать,
что штрафные санкции за указанные
административные правонарушения налагаются
во внесудебном порядке
По сути дела в вопросе административного преследования за проживание без регистрации сложилась устойчивая практика объективного вменения, при которой для наложения взыскания достаточно одного лишь факта отсутствия регистрации. Субъективная сторона дела, от которой зависит квалификация поведения человека (виновное или невиновное поведение), при вынесении решения не исследуется.
В результате,
бездомные повсеместно являются
объектом административного
В связи с этим уместно вспомнить две формулы дошедшие до нас из классического римского права: Ad impossibilia nemo obligatur - к невозможному никого не обязывают; Impossibilium nulla obligatio - невозможное не может вменяться в обязанность.
Дискриминация бездомных в иных отраслях российского законодательства
Дискриминация бездомных присутствует практически во всех отраслях российского законодательства, регулирующих вопросы реализации людьми их прав и свобод.
Вот лишь несколько примеров.
Статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23.10.2003 года № 132-ФЗ предусмотрено, что "технические и иные средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями". Закон не предусматривает не связанный с местом жительства механизм обеспечения инвалидов необходимыми средствами реабилитации. В результате бездомные инвалиды фактически оказались вне рамок соответствующих государственных и муниципальных программ по обеспечению реабилитационными средствами.
Статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет выплачивается органами социальной защиты населения по мест
Информация о работе Социально-экономическое положение бездомных