Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить особенности социально-педагогической деятельности в приемной семье.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть приемную семью как социальное явление;
Изучить социально-педагогическую деятельность в приемной семье;
Выявить возможности социально-педагогической коррекции отношений в приемной семье.
Предмет курсовой работы заключается в изучении социально-педагогической деятельности.
Объект - рассматривает социально-педагогическую деятельность в приемной семье.

Содержание работы

Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1. Понятие приемной семьи
1.2. Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1. Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2. Деятельность социального педагога в приемной семье
Глава 3. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
3.1. Виды семейных взаимоотношений
3.2. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая СПД с приемной семьей.docx

— 59.76 Кб (Скачать файл)

При переживании  психотравмирующих кратковременных  ситуаций у ребенка утрачивается чувство защищенности. Такие переживания  непродолжительны. Но они сильно воздействуют на психику ребенка. Такими ситуациями могут быть утрата или болезнь  одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура), негармоничная семья, перемена места жительства, невозможность  соответствовать ожиданиям семьи  и т.д.

При переживании  постоянных психотравмирующих ситуаций у детей появляется беззащитность. Она может возникнуть при переживании ребенком семейных конфликтов, противоречий в воспитании, неуспеваемости, появлении нового члена семьи (отчима, мачехи, брата, сестры), враждебной, жестокой семьи, резкой смене типа воспитания, приемной семьи, при помещении ребенка в чужую семью, направление его в специальные учреждения, прохождение процедуры суда, отторжение из семьи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение родителей, педагогов, отрыв от семьи, смена школьного коллектива.

Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы, ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. Причиной этого может быть разлука с матерью, неспособность матери создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление его в детское учреждение, перенесение тяжелых заболеваний и другие.

Дети, в силу разных обстоятельств оказывающиеся  в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки, переживают многие из перечисленных  ситуаций, что приводит ко многим психологическим  особенностям их развития и поведения. Поведение детей, перенесших разного  рода психические травмы, очень трудно оценить с позиций нормального  поведения ребенка. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, отличаются от своих ровесников растущих в семьях.

По данным ученых, обнаружить последствия пережитых  травматических, стрессовых и кризисных  ситуаций у детей бывает достаточно сложно, так как у них явно проявляются  чувства незащищенности, беззащитности, страха, нарушения привязанности. Сложность  их обнаружения заключается и  в том, что они проявляются  зачастую очень нетипично, например, в виде различных болезней, резком повышении температуры, головной боли, соматических симптомах. Ребенок пытается сам изменить свое душевное состояние, например, часто можно наблюдать, что дети грызут ногти, вырывают волосы, суетятся, боятся темноты, им постоянно  снятся кошмары и т.д. [10, с. 55]

По данным психологических  исследований нарушения поведения  и развития у детей, развивающиеся  после пережитой психологической  травмы, затрагивают все уровни человеческого  функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям не только у детей, непосредственно  их переживших, но и у очевидцев, у членов их семей. Эти нарушения  влияют на дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.

Формы переживаний  травматических ситуаций или событий  повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми. К  ним относятся образы, мысли, представления, повторяющиеся кошмарные сны  о событии, действии или чувства, соответствующие переживаемым во время  травмы, актуализацией негативных переживаний  при столкновении со сходными событиями, усугублением физиологических расстройств (спазмы желудка, головная боль, проблемы со сном и т.д.).

Поведение детей  характеризуется проявлением раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на события  и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием  конфликтов со сверстниками, неумением  общаться с ними. [23, с. 165]

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в приемных семьях должен отдавать себе отчет в том, что все это - лишь часть общей картины, ее внешнее  проявление. Другая часть, намного большая, это - внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

По мнению зарубежных психологов причины психологических  травм, объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни  человека у него вырабатывается психологическая  защита в виде базовых иллюзий, таких  как, например, чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять  им и т.д.

Все иллюзии  очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При  столкновении в любом возрасте с  травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое  показывает нереальность иллюзий и  приводит к разрушению уверенности  в чем-то. Для детей разрушение иллюзий очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.

Переживание психологической  травмы открывает и обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учится, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И далее очень важно, что у  ребенка последует за этим открытием. Если он сможет выйти из мира иллюзий  в мир опасный, но реальный, будет  преодолевать трудности, стоящие перед  ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше в своем  развитии как личность. Если он не смог преодолеть трудности, стоящие перед  ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение  в существовании новых иллюзий и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, он останется надолго инфантильной личностью.

Нам представляется наиболее важным остановиться на проблеме нарушений привязанностей. Мы их определяем как близкие, теплые, основанные на любви отношения между человеческими  существами. Формируются они между  родителями и детьми, братьями и  сестрами, мужьями и женами и т.д. Привязанности могут образовываться как очень сильные и довольно продолжительные. Потеря привязанности  для ребенка означает печаль, переживание  утраты.

Специалистам, работающим с детьми, необходимо иметь четкое представление о том, как развиваются  привязанности между детьми и  родителями, и что происходит с  ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности  на психическое развитие ребенка.

Дубровина И.В выделяет три сферы, в которых процесс становления личности осуществляется наиболее эффективно: деятельность, которой занимается ребенок, его общение и развитие, становление самосознания.[9, с. 10]

По мнению педагогов  наиболее активно социализация протекает  в детстве. Для каждого возрастного  этапа развития личности можно выделить специфические задачи социализации. Эти задачи можно разделить на естественно- и социально-культурные, социально-психологические.

Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического  развития, темпами полового созревания и т.д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - отличаются спецификой в каждом конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение  суммой знаний, сформированностью мировоззрения, направленностью личности).

Социально-психологические  задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализация, самоутверждение. На протяжении дошкольного  возраста ребенок осознает себя в  отношениях с окружающими людьми, научается самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте ребенок  находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию  в новой социальной ситуации - школе. Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция среди  сверстников, нахождение себя среди  сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах.

При этом если наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполноценным ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что  приводит к немотивированным поступкам  и решениям.

В исследованиях  социализации показано, что изменчивость общества может превратить прежде сформированную социализацию человека в неудачную. Возможность личности достичь успеха зависит от ее умения адаптироваться к новым условиям. Социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Выделены такие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников  приемных семей:

особый социальный статус ребенка - он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен;

ориентировка  на официально принятые нормативы, которые  изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;

наличие у большинства  воспитанников отклонений в состоянии  здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется  задержка психического развития);

наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;

ограничение социальной активности ребенка;

недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;

наличие ограничений  в сфере реализации усвоенных  социальных норм и социального опыта;

наличие чрезмерно  большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и  в силу этого неадекватно применяющегося;

принудительный  характер общения со сверстниками при  отсутствии навыков, необходимость  адаптироваться к большому числу  сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;

жесткая регламентация  организации жизни детей и  подростков, ограничение личностного  выбора, подавление самостоятельности  и инициативности, невозможность  проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;

скудный выбор  образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении  опыта;

ограниченность  контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие  иждивенчество и боязнь внешнего мира;

выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого  чувства "мы".

Все перечисленные  причины определяют особенности  социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют  выпускников интернатных учреждений. Для таких детей, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:

иждивенчество, непонимание материальной стороны  жизни, вопросов собственности;

трудности в  общении, отсутствие избирательности  общения;

инфантилизм, замедленное  самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность  к сознательному выбору своей  судьбы;

перегруженность отрицательным опытом, негативными  ценностями и образцами поведения;

неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру.

Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления  в обществе.[19, с. 173]

Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять  ему, может рассматриваться как  жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать  жертвой социализации - человеком  с девиантным поведением.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий  социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди  них наибольшее количество детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, но и в приемных семьях зачастую таким детям не уделяется  особого внимания.

Краткая характеристика психологического портрета детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет  сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в приемные семьи, должна пройти очень интенсивный  путь социализации, так как он позволит им быть готовым к самостоятельной  жизни. Не рассчитывая на поддержку  родителей, необходимо самому научиться  строить свою жизнь, использовать свои внутренние резервы, реализовывать  жизненные планы.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей