Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить особенности социально-педагогической деятельности в приемной семье.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть приемную семью как социальное явление;
Изучить социально-педагогическую деятельность в приемной семье;
Выявить возможности социально-педагогической коррекции отношений в приемной семье.
Предмет курсовой работы заключается в изучении социально-педагогической деятельности.
Объект - рассматривает социально-педагогическую деятельность в приемной семье.

Содержание работы

Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1. Понятие приемной семьи
1.2. Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1. Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2. Деятельность социального педагога в приемной семье
Глава 3. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
3.1. Виды семейных взаимоотношений
3.2. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая СПД с приемной семьей.docx

— 59.76 Кб (Скачать файл)

2.2 Деятельность социального  педагога в приемной  семье

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного  воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных  прав и интересов граждан в  случаях, предусмотренных законом.[21]

Общие принципы, содержание и меры государственной  защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие  в связи с предоставлением  и обеспечением органами государственной  власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21]

Приемная семья  сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно  выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцептуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Экспериментально  обоснованная модель деятельности социального педагога с семьей включает в себя следующие компоненты:

наличие у специалиста  собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида (личности);

дифференциация  семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

разработка программы (соответственно выделенным входе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Приступая к  социальным действиям по отношению  к семье с целью оказания ей помощи, социальный педагог согласно разработанной нами модели обязан четко  представлять ее содержание и возможные  формы претворения этого содержания в практику.

Наряду с наличием у социального педагога собственных  представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента  о содержании этой помощи, ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют форму компенсации нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работа над  чем-то и изменения [2, с. 42-43].

Профилактическая  и реабилитационная работа в центрах  социальной и психологической поддержки  сегодня строится по таким этапам:

Подготовительный - сбор информации о приемной семье, социальном окружении ребёнка, на основе которой проводится диагностика его социально-психологического состояния.

Организационный - анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработка индивидуальной программы помощи.

Практический - реализация программы помощи.

Организация профилактической работы:

1-й шаг: выявление  дисфункциональных семей.

2-й шаг: подготовка  социальных работников.

3-й шаг: знакомство  с историей семьи и проектирование  дальнейших действий по оказанию  ей поддержки и помощи.

4-й шаг: организация  и проведение встреч с родителями  и детьми.

5-й шаг: проектирование  и реализация помощи родителям.

6-й шаг: поиск  и реализация оптимальных образовательно-воспитательных, коррекционно-развивающих форм и  методов работы с детьми и  подростками.

7-й шаг: интеграция  семейных отношений.

8-й шаг: психолого-социальное  сопровождение созданного сообщества  детей и взрослых [5, с.325].

Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентом в модели социальных действий с семьей.

Изучение семьи  и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении  характеристики микрорайона (в ней  отражены все сущностные характеристики каждого жителя - его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем  ознакомления с первичными материалами -- личными делами учащихся (членов семьи), бесед с учителями, соседями, знакомыми  и друзьями семьи, руководством предприятий  и учреждений, на которых трудятся родители, посещения родительских собраний, заседаний родительских комитетов, анкетирования детей и родителей, а также диагностирования межсемейных взаимоотношений.

Второй  компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье и семьи-системы.

Диагностирование  межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения  наличия в семье конфликтных  структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и  посредством работы с приемными  родителями.

Глава 3. Социально-педагогическая Коррекция отношений  в приемной семье

3.1 Виды семейных  взаимоотношений

Проблемы, которые  волнуют ребенка, для родителей  не представляют ничего серьезного, так  как они уже их преодолели и  забыли. Юность кажется им безоблачной  и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих приемных детей, совершенно их не волнует.

Взрослые и  дети также расходятся во мнениях  о том, с кем надо дружить, какую  профессию выбрать, хороши ли современная  музыка, кино, мода и т. д. И это  не случайно. Родители выросли в  других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей - подростков.

Дети же ведут  себя вызывающе. Они считают, что “предки” - это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется  видеть в приемных родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а  от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед приемными родителями сложнее проявить беспомощность, слабость, незащищенность, чем перед родными.

Типы конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого  родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между  родителями и детьми является “неустойчивость  родительского восприятия”. Как  это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже  не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, -- все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные  качества недооцениваются, зато выступают  несовершенства. Особенно если в семье  есть младший ребенок -- послушный и старательный. Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства  и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура  родителей

Формы этого  конфликта разнообразны, но общая  формулировка звучит так: диктатура  в семье -- это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать  нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном  случае требовательность оборачивается  грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего  выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет  сломлено, победа окажется мнимой, так  как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним  выражением: “Кто сильнее, тот и  прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его  права голоса, -- все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры -- явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

не входить  друг к другу в комнату без  стука или в отсутствие хозяина,

не трогать  личные вещи,

не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять  за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних  грехов, а говорите о сегодняшнем  положении. Однако при этом никогда  не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование -- скрытый конфликт

Отметим, что  здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения  воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент -- беда, болезнь, трудности, -- когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно  отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую  “свободу” без конца и без  края, устранение тормозов, ограничений  и обязанностей подчиняться нравственному  долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей