Социально-политическая система и структура общества как объект социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Существование данных парадоксов побудило нас к выбору темы об особенностях политического процесса в России на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
1. Экономика и общество; проблемы взаимодействия……………….. 3
2. Модели экономических систем в современном мире…………….. 12
3. Социальная роль политики…………………………………………. 19
4. Социологические теории экономики К. Маркса и М Вебера……… 20
5. Политические институты и процессы и современной России……. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Социология 10 Крыгин.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

  

   

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

3

1.

Экономика и  общество; проблемы взаимодействия………………..

3

2.

Модели экономических  систем в современном мире……………..

12

3.

Социальная роль политики………………………………………….

19

4.

Социологические теории экономики К. Маркса и М Вебера………

20

5.

Политические институты  и процессы и современной России…….

22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

28

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Тема 10. Социально-политическая система  и структура общества как объект социологического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

  За последние годы в России произошли существенные социальнополитические изменения: развиваются механизмы рыночной экономики; складываются институты демократии и многопартийная система; российское общество стало более открытым. Можно сказать, что Россия продвигается к гражданскому обществу, но все еще находится на очень низкой стадии его формирования.

Гражданское общество – это сфера проявления инициатив свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

1. Экономика  и общество; проблемы взаимодействия.

Исследование  отношений различных субъектов  гражданского общества актуально по нескольким причинам:

  • Во-первых, тоталитарные политические режимы в России для консолидации своей власти пресекали любые проявления гражданского общества. Плюрализм заменялся однопартийной системой, автономия – всепроникающим контролем, активность граждан – мобилизацией на достижение абстрактных идеалов. В конце ХХ века Россия встала на путь формирования демократического общества. Но оказалось, что провозгласить эту цель – не значит создать условия для реального участия населения в решении социальных проблем. Социологическое исследование позволит определить готовность населения российских регионов к политическому диалогу и участию в различных формах «общественной оппозиции».
  • Во-вторых, общество становится гражданским на определенном этапе своего развития. Политические и административные ресурсы современного российского государства таковы, что без повышения уровня политической культуры населения поступательное продвижение к правовому государству невозможно. Гражданское общество в рамках системного подхода рассматривается как субъект формулирования объёмовгражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Оно организуется благодаря разделению сфер влияния между государством и гражданином. Необходим научный анализ, который позволит определить результативность коммуникаций органов власти, направленных на формирование политической грамотности населения.
  • В-третьих, общественное мнение, являясь своеобразным способом функционирования общественного сознания, может служить индикатором духовно-практического отношения российского общества и конкретной социальной группы к актуальным вопросам, способам их решения. По таким его характеристикам как компетентность, направленность можно установить: какова доля населения, активно воспринимающего социальные проблемы.

Активизация гражданского общества, проявившаяся в последнее  время, стала результатом масштабных общесоциальных изменений. В России сложились социальные группы, для которых существенно выросла значимость ценности человеческого достоинства и ощущения себя субъектом общественной жизни. На первый план вышли проблемы соблюдения законов всеми субъектами социума и гражданских прав. Эти изменения должны быть осознаны и оценены отечественными политическими структурами, органами государственной власти и управления.

Налицо насущная необходимость адекватных перемен  в методах работы органов власти, как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Без этого вряд ли станет возможным восстановление коммуникаций между властью и обществом, взаимное доверие. Без них невозможно эффективное управление.

Внепартийное  представительство, не сводимое к какой-то одной или нескольким политическим идентификациям, является символом времени, поскольку современное общество переживает трансформацию. Оно приобретает форму множества автономных социумов, образующих многослойную сеть сообществ. Один и тот же человек может быть активным членом своего муниципального совета, состоять в организации по защите материнства и быть участником нескольких социальных Интернет-сетей.

Гражданская солидарность в настоящий момент строится не на ощущении себя гражданами неким единым целым, а на сотрудничестве многообразных социальных групп. Независимые общественные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность жизненно необходимы России, они препятствуют превращению населения в бесформенное массовое общество.

Некоммерческие  организации формируют так называемый третий сектор, который выполняет роль посредника между государством и обществом. Они артикулируют общественные интересы и устремления, дают возможность публичного высказывания группам населения, оттесненным на социальную периферию, защищают права граждан.

В стране должны быть созданы благоприятные условия  для деятельности некоммерческих организаций. Важным показателем состояния гражданской  активности, уровня общественной солидарности является состояние форм социально-ориентированной  деятельности.

Гражданское общество традиционно наиболее активно действует на уровне местного управления. Именно на местном уровне граждане решают ближайшие задачи организации своего жизненного пространства. Здесь вырабатываются микро-модели гражданской самоорганизации и взаимоотношений муниципальных властей и граждан. Насколько эти отношения гармоничны и насколько активны граждане в обустройстве своего дома, подъезда, улицы и города – от этого во многом зависит авторитет и сила гражданского общества всей страны.

Остановимся на тенденциях развития в последние годы основных субъектов гражданского общества в России - некоммерческих организаций и средств массовой информации.

Некоммерческий  сектор

Нынешнее состояние  третьего сектора в России, который  составляют негосударственные некоммерческие организации, можно охарактеризовать следующими чертами:

  • во-первых, он мал: его трудовые ресурсы составляют 1,1% экономически активного населения, что меньше на 5-10% аналогичного показателя в странах Западной Европы, Израиля, Канады, США, Японии, однако сопоставимо со странами Восточной Европы;
  • во-вторых, он недостаточно влиятелен, имеет слабый административно-правовой (влияние на процесс принятия решений и контроль за их исполнением) и незначительные материальные (финансовые, имущественные) ресурсы;
  • в-третьих, он имеет незначительные социальный и символический капиталы – общественную поддержку и доверие граждан, остается во многом без серьезной кадровой подпитки, сильных и компетентных лидеров;
  • в-четвертых, очень велика внутренняя дифференциация и неоднородность общественных организаций, они имеют серьезные различия по тематической ориентации, экономической активности, уровню отстаивания интересов и взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Произошла самоорганизация  и сетевое строительство НКО: существуют формальные и неформальные объединения. Были созданы механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при принятии решений:

  • общественные и консультативные советы при всех министерствах и ведомствах. В ряде случаях они оказываются рабочими структурами, но чаще имитационными, довольно закрытыми и не работающими;
  • попечительские, наблюдательные или экспертные советы при местных органах власти, региональные общественные палаты;
  • процедура проведения общественных (публичных) слушаний используется крайне выборочно, как тематически, так и регионально;
  • аналитические центры как независимые негосударственные и некоммерческие организации, которые занимаются анализом и разработкой социально-экономической политики.

В силу изменяющихся обстоятельств общественной жизни в стране общественные институты получают серьезный энергетический заряд в виде очаговой социальной активности граждан, вынужденных защищать свои экономические и политические права. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций обычно происходит в сфере жилищно-коммунальных услуг, здравоохранения, социальной защиты детей, борьбы с сиротством и бездомностью, профилактики наркомании и пьянства, организации досуга и образования. Гражданские активисты часто оказываются более грамотными в решении этих вопросов, чем чиновники.

По данным Росстата, в России насчитывается около 342 тысяч НКО. Однако, по данным Центра исследований гражданского общества и  некоммерческого сектора НИУ  ВШЭ, численность реально действующих  НКО составляет не более 35% от формально зарегистрированных.

Каналы мобилизации  общественной активности в России развиты  слабо: на сегодня лишь 3% россиян  декларируют свое участие в НКО  в качестве добровольцев (или 0,42% экономически активного населения в пересчете  на полную занятость), лишь 1-2% россиян указывают в качестве посредников своей благотворительной деятельности какие-либо организации.

Среди них больше всего участвуют в деятельности спортивных и рекреационных организаций (65%), каждый пятый декларирует свое участие в деятельности религиозных организаций (21%), а также художественных, музыкальных и образовательных организаций (22%).

Ценность участия  в деятельности НКО в восприятии населения заметно возросла, хотя на реальное поведение этот рост пока не повлиял. Тем не менее, наблюдается положительная динамика: уровень осведомленности населения об общественных организациях в период с 2008 г. по 2010 г. вырос на 20% и составлял 50%, а готовность помогать им, по данным 2010 г., выразили более двух третей опрошенных.

По данным исследования «Гражданское общество в модернизирующейся  России» (НИУ ВШЭ), потенциальная  социальная база российского гражданского общества составляет не менее 90% взрослого  населения. Она неоднородна и  состоит из четырех групп. «Ядро» социальной базы гражданского общества составляют 7,7% взрослых россиян, которые декларируют свое членство или участие в деятельности общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, гражданских инициатив, вовлеченность в отношения добровольчества и филантропии, готовность объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если их идеи и интересы совпадают; а также демонстрируют определенный уровень информированности об организациях третьего сектора и гражданских инициативах [1].

В «резерв ядра»  входит практически каждый четвертый  взрослый россиянин (26,6%), не участвующий  в деятельности НКО и гражданских  инициативах, однако готовый объединяться с другими для совместных действий, занимающийся благотворительностью в  широком смысле, информированный об общественных объединениях и других негосударственных некоммерческих организациях, гражданских инициативах.

В третью группу входят 26,5% россиян. Эта группа, условно  названная «буферной зоной», представляет собой промежуточное звено между активом и резервом социальной базы. Ее представители потенциально готовы объединяться для совместных действий, но реально не участвуют в них, не занимаются частной благотворительностью или добровольчеством и не информированы о работе существующих организаций.

Средства  массовой информации

В последнее  время стало популярным утверждение  о том, чтомы живем в эпоху  общества информации. Действительно, в  коммуникационные процессы вовлечены  как отдельные люди, так и целые  сообщества. Информация воздействует на нас и оказывает влияние в самых разнообразных областях человеческого бытия.

По результатам  исследования ВЦИОМ, центральное телевидение  остается самым массовым источником информации для россиян и основным средством воздействия на общественное сознание: его используют 98% жителей современной России. На втором месте – региональное, местное телевидение (87%). Далее следуют региональная (71%) и центральная пресса (71 и 70% соответственно). Интернет в качестве источника информации предпочитают 60% россиян, центральное и местное радио – 57% и 54% соответственно.

Наименее востребованными  оказались зарубежные СМИ (42%). В последние  годы растет востребованность Интернета: доля пользователей сети с 2008 по 2011 гг. выросла с 49% до 60%. Сокращается  аудитория местного телевидения (с 92% до 84%), центральной (с 81% до 70%) и региональной прессы (с 80% до 71%), а также радио – как федерального (с 65% до 57%), так и местного (с 60% до 54%).

Таким образом, телевидение остается сегодня основным источником информации о событиях в России и мире. Школьники, учащиеся техникумов и вузов также в качестве ведущего источника информации о событиях в России и в мире выбирают центральное телевидение (так заявили от 73% до 81% молодых людей). Интернет используют от 62% до 70% молодых людей. При этом уровень доверия к большинству источников информации в течение последних лет снижается: в первую очередь, это касается телевидения - как центрального (с 75% до 69% за два года), так и местного (с 67% до 56%). Меньше становится тех, кто не сомневается в правдивости центральной и региональной прессы (с 52% до 42%), центральному (с 45% до 35%) и местному радио (с 39% до 30%). Единственный источник информации, степень доверия к которому растет – Интернет (с 27% до 35%).

Важным фактором развития неформальной гражданской активности в мире и в России становится Интернет. Наиболее заметные общественные инициативы осуществляются с помощью Интернет-коммуникаций, влияние виртуальной среды на реальную жизнь граждан становится все заметнее. Появление разноплановых социальных сетей создает другую структуру гражданского общества с мгновенным обменом информацией, быстрым, во много раз превышающим скорость государственного реагирования на вызовы, события и катастрофы.

В сети зарегистрировано более 4 миллионов русскоязычныхаккаунтов, люди объединены в 150 тысяч сообществ. Развитие социальных сетей в России опережает показатели многих стран Западной Европы. В социальных сетях сидят 28,5 млн. пользователей ежемесячно, 95% пользователей Рунета имеют хотя бы один профиль в социальных сетях. При этом 17,9 млн. человек посещают сайты социальных сетей ежедневно, а блоги ежемесячно порядка 19,1 млн. пользователей. В Российской федерации 78% детей в возрасте от 9 до 16 лет имеют личный профиль в социальных сетях - этот показатель примерно на 20% больше, чем в странах Евросоюза Однако значительное число из перечисленных выше направлений реализовано либо формально, либо в небольшом объеме. Среди всего населения России, по данным Росстата, только 19% имеют компьютер; владеют навыками работы на компьютере 38%. Эти показатели демонстрируют, что проникновение Интернета в стране пока невелико, а его значимость влияния на умонастроения людей преувеличена.

Информация о работе Социально-политическая система и структура общества как объект социологического анализа