Социально-профессиональная стратегия курсантов как будущих сотрудников УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 22:27, научная работа

Описание работы

Уголовно-исполнительная система – это составная часть правоохранительных органов России, которая представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Современное развитие российского общества характеризуется социально-профессиональной стратегией курсантов как будущих сотрудников во всех сфер жизни, в том числе уголовно – исполнительной системы (УИС), в процессе которого Россия ориентируется на западноевропейский опыт и достижения, учитывает международные стандарты обращения с заключенными.

Файлы: 1 файл

Научная работа Социология(исправ).docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программной.

Возрастающая сложность профессиональных задач, стоящих перед правоохранительными органами, со всей очевидностью показывает, что современному обществу нужны компетентные и инициативные сотрудники, способные масштабно мыслить и самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия. Результаты профессиональной социализации непосредственно определяют мировоззрение курсанта и выработку у него стратегий адаптационного поведения в обществе.

Профессиональная социализация — это сочетание социологического, социально-психологического и дифференциально-психологического подходов, процесс профессиональной социализации следует рассматривать как выбор карьеры, сферы приложения усилий и саморазвития личностных возможностей, а также как формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития.

Мотивационный анализ процесса профессиональной социализации студенческой молодежи выявил пять типов профессиональной самоидентификации:

– по личностным характеристикам;

– по качественным изменениям профессиональных позиций и перспективе их повышения;

– по развитию качеств и способностей личности;

– по уровню творческой активности;

– по материальному благосостоянию.

Прежде всего, было установлено, что жизненные стратегии курсантов обнаруживают самостоятельность социальных мотиваций и испытывают влияние скрытых структурных ограничений, обусловленных спецификой будущей профессиональной деятельности. В отличие от гражданских сверстников, ориентированных на рыночные модели жизненного пути, курсанты рассчитывают на предсказуемую социальную карьеру и достижение социальной зрелости, которые связаны с поступлением в вуз ФСИН РФ. Взросление формируется под воздействием режима интенсивной службы, совмещения учебы с выполнением обязанностей курсантов, повышенной правовой ответственности.

Жизненная стратегия — форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации. В рефлексивной психологии различают две противоположные жизненные стратегии — жизнеисчерпание и жизнепорождение. Жизнеисчерпание — жизненная стратегия, определяемая в первую очередь условиями окружающей среды. Она характеризуется потреблением имеющихся и поступающих из окружающего мира ресурсов и возможностей, но не имеет внутреннего источника развития и новых возможностей. Эта жизненная стратегия направлена на удовлетворение биологических и социальных потребностей человека, которые являются принципиально ограниченными. Усилия, направленные на их удовлетворение, исчерпывают жизненные ресурсы человека, не обладают возможностью их порождения и развития, минимизируют осмысленность жизни. Жизнепорождение (жизнетворчество) — жизненная стратегия, определяемая в первую очередь самим человеком, способным культивировать в себе ресурсы и возможности, необходимые для его творческого бытия, реализации его планов и желаний, для творческого созидания. Жизнепорождающая стратегия направлена на реализацию и развитие принципиально неисчерпаемых духовных и творческих потребностей, реализуя которые в творческом усилии человек приумножает свой творческий потенциал и экзистенциальные основы своей жизни. Жизнепорождение (жизнетворчество), в зависимости от сферы проявления, реализуется в следующих формах. Во внутриличностной сфере человека, в его отношениях с самим собой, жизнетворчество проявляется в форме саморазвития — культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей. В социальной сфере взаимодействия оно проявляется в форме сотворчества — общения, развивающего взаимную уникальность людей. В сфере отношений человека с культурой жизнетворчество проявляется в форме творчества (созидания), когда человек становится субъектом культуры, создает ее материальные и духовные ценности. 

Стратегия имеет три основных признака: выбор основного для человека направления, способа жизни (определение главных ее целей, этапов их достижения); разрешение противоречий жизни, достижение своих жизненных планов и целей; творчество, созидание ценностей своей жизни. Построение курсантом жизненных стратегий в ходе социализации и профессиональной социализации подготавливает ее к жизни в обществе и к трудовой деятельности. Эффективность профессиональной социализации неминуемо сказывается на всей жизни выпускника вуза, результативности его труда и характере поведения в обществе.

Управление профессиональной социализацией происходит в ходе образования и воспитания, когда идет специальный отбор как задач, идей для формирования личности будущего офицера так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса. Без должного управления процесс социализации и профессиональной социализации приобретает стихийный характер, вследствие чего выпускники заканчивают вуз либо с несформированными профессиональными стратегиями, не имеют навыков для достижения успеха в современном обществе, либо со стратегиями, не ориентированными на дальнейшую профессиональную социализацию. Однако специалист, у которого не сформированы социально-профессиональные стратегии не сможет с полной отдачей сил выполнять свои профессиональные обязанности и в дальнейшем, скорее всего, сменит профессию. Курсантам и выпускникам, успешно прошедшим профессиональную социализацию, будет значительно легче сформировать свои профессиональные стратегии, найти взаимопонимание между членами общества, выйти из конфликтной ситуации.

Большинство курсантов считают, что необходимо проводить целенаправленную работу по формированию профессионально-личностных стратегий. Вместе с тем такая работа, по мнению курсантов, проводится недостаточно полно (52%). В чем работа должна состоять(Академия должна помогать всеми своими возможностями развиваться курсантам в разных направлениях(спортивно, интеллектуально или творчески), добиваться поставленных целей, что в свою очередь поможет им в будущем подниматься по карьерной лестнице и расти профессионально.)

На вопрос «Сформированы ли у Вас социально-профессиональные стратегии?» 72 % опрошенных ответили положительно, 8 % затруднились ответить на этот вопрос, а 20 % курсантов, еще не сформировали свои социально-профессиональные стратегии. В чем эти стратеги, как они думают(Среди присущих курсантам профессионально-личностных стратегий были названы следующие: активная жизненная позиция(47%), приобретение профессиональных компетенций(33%), ориентация на карьеру(12%). Также среди других стратегий были названы: стремление к материальному достатку, получение высшего профессионального образования, нежелание работать по выбранной специальности, а некоторые вообще не имеют каких-либо стратегических планов. Опрос показал, что нацеленность курсантов на профессиональную курьеру как среднюю.) . Полученные данные позволили определить большую тенденцию к самоопределению курсантов. Вместе с тем было выявлено, что не у всех курсантов успешно сформировалась социально-профессиональная стратегия. В чем это выражено(Это выражено тем, что многие поступая в Академию ФСИН России даже не могли и предположить с чем им придется столкнуться, с кем они будут работать и за кого будут нести ответственность. Ведь не все курсанты, поступившие на первый курс, заканчивают учебное заведение. Кто-то понимает что не готов к такой профессии, а ведь выбранная курсантами специальность требует серьезного отношения к службе, четкого исполнения приказов, отличной физической выдержки и психологической готовности.)

На вопрос о готовности к выполнению профессиональной роли ОФИЦЕРА ФСИН России 76 % опрошенных ответили положительно, 24 % курсантов ответили, что пока еще не готовы к выполнению профессиональной роли офицера ФСИН. (Такое отношение будущих офицеров к перспективам своей профессиональной деятельности может быть объяснено рядом причин: низким уровнем денежного довольствия младшего офицерского состава, слабой работой командиров и начальников, недостаточно качественным отбором кандидатов для поступления в военно-учебное заведение, падением духовно-нравственных ценностей, престижа ФСИН России. )

Примечательно, что (60%) курсантов  не собираются менять работу после окончания вуза, собираются работать по выбранной специальности; в то же время 40 % собираются уйти из ФСИН России.

Такое отношение курсантов к перспективам своей профессиональной деятельности может быть объяснено рядом причин: недостаточным уровнем денежного довольствия младшего офицерского состава, его слабой социально-правовой защищенностью; падением духовно-нравственных ценностей, престижа службы в правоохранительных органах.

Негативные социальные процессы затрудняют профессиональную социализацию курсантов в вузах ФСИН РФ. Недооценка важности процесса формирования социально-профессиональных стратегий у курсантов вузов ФСИН РФ закономерно приводит к серьезным последствиям в сфере их морального сознания и поведения. В чем эта выраженность(Это выражается в появлении необоснованной агрессии, в дискомфортном состоянии из-за непрерывного нахождения в боевой одежде и снаряжении, непрерывным нервно-психическим напряжением, вызванным работой или учебой в непривычной среде.)

Социальная активность курсантов, регламентируется определенными уставными требованиями, нарушение которых расценивается как социальное отклонение.

 Значимость собственных перспектив для респондентов оказывается несравненно выше, чем ориентации на улучшение жизни общества (16%). Следует отметить, что, так же как и гражданская молодежь, курсанты индивидуализируют жизненные стратегии, что, с одной стороны, позитивно в отношении самоопределения и повышения личной ответственности, с другой, - демонстрирует отчужденность от общества и государства, неверие в возможность реализации своих социальных и гражданских прав.

Не может не вызывать беспокойства фактическое исключение из жизненных установок «выполнения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА» и обязанности «быть полезным обществу» (20%).

 Образование и профессиональные навыки обеспечивают хорошие условия для социального взросления молодых. 48% курсантов видят преимущества службы в уголовно-исполнительной системе в том, что она, пожалуй, больше, чем другие сферы деятельности, развивает личные качества человека. Какие личные качества

20% респондентов полагают, что для успеха в первую очередь необходим профессионализм (примечательно, однако, что только 4% верят в его востребованность в российском обществе).

Настроенность на успехи в образовании и самообразовании представляется респондентам оптимальным условием социальной интеграции в противоположность девиантным и делинквентным поведенческим стратегиям.

Респонденты выражали заинтересованность в социальной стабильности и обеспокоенность растущим социальным расслоением общества (40%). Они не желают быть оторванными от традиционных механизмов социальной защиты.

Полученные результаты выявили противоречивость жизненных стратегий курсантов, естественно, с позиции социокультурной дифференциации российского общества, отсутствия интегративных социокультурных норм в деятельности социальных институтов. Отмеченная тенденция индивидуализации, приоритета личных ориентиров в поведении курсантов означает переход к современной идентичности, к усилению прагматических, состязательных ценностей. Но профессионализация теряет свою социальную значимость, если служащие ФСИН придерживаются стратегии успеха любой ценой в ущерб профессиональному кодексу и эффективности службы.

Профессионализация – это не только длительный, непрерывный, но и «многоканальный» процесс, он идет сразу по нескольким направлениям. Процесс профессионализации – это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста. Если принять, что профессиограмма отражает пространство профессии, то процесс профессионализации есть освоение этого пространства по вертикали и по горизонтали. Иными словами, процесс профессионализации имеет, по крайней мере, два вектора. Первый вектор – по вертикали профессиограммы – состоит в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии. Вначале человек ставит и решает ограниченный круг профессиональных задач, то есть реализует один – два модуля профессии. Затем круг этих задач и соответственно число модулей все более расширяется. Другой вектор – по горизонтали профессиограммы – заключается в том, что идет освоение средств, техник для решения каждой новой профессиональной задачи, упрочение психологических качеств, необходимых специалисту для решения этих задач. Причем движение по вертикали профессиограммы и движение по горизонтали профессиограммы может сразу идти в нескольких направлениях. Например, человек берется освоить несколько новых функциональных профессиональных задач (по вертикали) и одновременно стремится овладеть сразу несколькими ступенями, позициями, а также работает над несколькими своими профессиональными качествами. Таким образом, содержание профессионализации зависит от трактовки профессиограммы и от степени активности человека по освоению профессии.

Процесс профессионализации, хотя и имеет намеченные выше общие признаки, реально проходит всегда очень индивидуально, зависит от многих внешних условий и самое главное – от активности самого субъекта процесса профессионализации.

В целом, жизненные стратегии курсантов транзитивны и включают к себя мобилизационность, готовность к профессиональному росту, активному участию в работе правоохранительных органах.

Информация о работе Социально-профессиональная стратегия курсантов как будущих сотрудников УИС