Социально-профессиональная стратегия курсантов как будущих сотрудников УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 22:27, научная работа

Описание работы

Уголовно-исполнительная система – это составная часть правоохранительных органов России, которая представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Современное развитие российского общества характеризуется социально-профессиональной стратегией курсантов как будущих сотрудников во всех сфер жизни, в том числе уголовно – исполнительной системы (УИС), в процессе которого Россия ориентируется на западноевропейский опыт и достижения, учитывает международные стандарты обращения с заключенными.

Файлы: 1 файл

Научная работа Социология(исправ).docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Анализ основных проблем в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

В результате проведенных исследований установлено, что наибольшее число курсантов, обладающих высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций, планирующих свою социально-профессиональную стратегию (в процентном отношении к количеству опрошенных) - среди курсантов 3-го курса (высокий уровень - 52,5%). Это связано, по-видимому, с тем, что у них значительно выше уровень профессиональных ожиданий в начале определенного жизненного этапа (учеба в учебном заведении; служба в качестве офицера). Затем социальная профессиональная среда вносит соответствующие коррективы и количество курсантов на 5-м курсе (стадия готовности к службе офицером) с высоким уровнем планирования стратегии и профессионально-ценностных ориентаций значительно сокращается (39,1%). Среди курсантов 2-го курса значительно меньше лиц с высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций, что объясняется в какой-то мере действием кризиса профессионального выбора у курсантов 2-го курса.

Удовлетворенность службой у курсантов по группам с различным уровнем профессионально-ценностных ориентаций снижается от стадии к стадии, эта удовлетворенность в группах с высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций практически всегда выше.

Ценность профессионализма на всей выборке имеет довольно высокую согласованность с моральными и материальными ценностями. Это, с одной стороны, отражает современную тенденцию к профессиональной прагматизации и ориентации на социальную защищенность, а с другой стороны указывает на тесную связь профессионализма и высших интересов, а именно - патриотизм и гражданский долг для специалистов в системе исполнения наказаний является профессионально-важным качеством.

Для представителей этой группы характерна, в целом, большая степень служебно-профессиональной социализации и планирование стратегии, а именно:

а) выше удовлетворенность материальным положением и концентрация на выполнении служебного и гражданского долга, более высокая добросовестность по отношению к службе даже при условии неудовлетворенности материальным положением,

б) выше интерес к службе курсанта УИС, а также гордость за профессиональную принадлежность;

в) курсанты в меньшей степени склоны считать материальные соображения и иные обстоятельства препятствиями для дальнейшего прохождения службы, офицеры в большей степени склонны квалифицировать служебные успехи как результат моральных, волевых, профессиональных качеств, и в меньшей - как результат случая, обстоятельств.

 

 

Чтобы проанализировать основные проблемы в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и понять направления основных профессионально-социологических стратегий я воспользовался методом опроса в виде следующей анкеты(среди курсантов экономического факультета):

1.Что повлияло на Ваш выбор профессии?(отметьте не более 3-х позиций)

1) выбор профессии произошел  случайно

2) желание помогать людям

3) высокий заработок

4) общественная значимость

5) престижность

2.Чем был обоснован выбор специальности, по которой вы обучаетесь?

1) продолжаю семейную традицию

2)рассчитываю на конкретное  место работы

3) это востребованная специальность

4)рекомендация родителей/друзей

5) мне нравится эта специальность

3.Удовлетворены ли своей службой в УИС ?

1) да, более чем

2) да, но не совсем 

3) скорее нет

4) точно нет

5) затрудняюсь ответить 

4.Охарактеризуйте организацию службы в УИС в целом?

1) отлично

2) хорошо

3) удовлетворительно

4) неудовлетворительно

5) затрудняюсь ответить

5.Существут ли проблемы в социальной жизни сотрудников?

1) да, более чем

2) да, но не совсем 

3) скорее нет

4) точно нет

5) затрудняюсь ответить 

6.Оцените свое социальное самочувствие?

1) отлично

2)хорошо

3) удовлетворительно

4) неудовлетворительно

5) затрудняюсь ответить

7. Считаете ли Вы, что знания, которые дает Академия по выбранной Вами специальности, являются фундаментальными (глубокими и основательными)?

1) да, знания, которые дает мне Академия по выбранной мной специальности, характеризуются фундаментальностью (широким спектром научных подходов, теоретических оснований и т.д.)

2) затрудняюсь ответить

3) нет, знания, которые дает мне Академия по выбранной мной специальности, поверхностны и неглубоки

8. Предоставляет ли Ваша Академия возможность трудоустройства в соответствии со специальностью после получения диплома?

1) да, Академия предоставляет такую возможность для всех выпускников

2)​ да, Академия предоставляет такую возможность, но только ограниченному числу студентов

3)​ нет, такой возможности Академия не предоставляет

9. Изменилось ли ваше отношение к выбранной специальности после поступления?

1) да, улучшилось

2) да, ухудшилось

3) осталось без изменений хорошее отношение

4) осталось без изменений плохое отношение

5) затруднительно ответить

 

Итоги опроса

Как показывает опрос, больше 70% курсантов выбрали свою профессию из-за высокой заработной платы; около 20% склоняются к желанию помогать людям; а остальные 10% ответили, что выбор профессии произошел случайно. Из предложенных мною ответов на второй вопрос, самыми популярными оказались ответы: многие продолжают семейную традицию и рассчитывают на конкретное место работы. На вопрос «Удовлетворены ли своей службой в УИС» респондентам предлагалось выбрать ответ из пяти вариантов. Опрос показал, что 84% курсантов удовлетворены своей службой, 16% дали отрицательный ответ. Исходя из ответов на четвертый вопрос, мнения у молодых сотрудников разделились почти поровну- 52% считают, что организация службы в УИС в целом отличная, а 48% ,что в целом служба удовлетворительна. При выяснении мнения опрошенных на вопрос «Существуют ли проблемы в социальной жизни сотрудников», да, более чем – 5%, да, но не совсем – 3%, точно нет – 23%, скорее нет – 8%, затрудняюсь ответить– 61%. Почти все курсанты-88% отметили, что их социальное самочувствие отличное. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Считаете ли Вы, что знания, которые дает Академия по выбранной Вами специальности, являются фундаментальными (глубокими и основательными)». Ответы  опрошенных распределились следующим образом: 70%  ответили «да, знания, которые дает мне Академия по выбранной мной специальности, характеризуются фундаментальностью», 25% - ответили «затрудняюсь ответить», 5% – «нет, знания, которые дает мне Академия по выбранной мной специальности, поверхностны и неглубоки». Большинство курсантов(90%) считают, что Академия предоставляет возможность трудоустройства в соответствии со специальностью после получения диплома для всех выпускников. Результаты ответов на вопрос «Изменилось ли ваше отношение к выбранной специальности после поступления», распределились следующим образом: «осталось без изменений хорошее отношение» – ответили 70% молодых сотрудников;«да, улучшилось» – ответили 6%;«да, ухудшилось» – ответили 2% ;«осталось без изменений плохое отношение» – ответили 4%;«затрудняюсь ответить» – ответили 18%.

Таким образом, в целом наблюдается тенденция возникновения социально-профессиональной стратегии у курсантов на протяжении службы в УИС, что отражает направленность их карьерного роста, дальнейшего процветания будущего, планирование профессионально-ценностных ориентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Полученные результаты позволяют заключить, что формирование социально-профессиональной стратегии у курсантов играет главенствующую роль при планировании своего собственного будущего и дальнейшего карьерного роста. Можно констатировать подтверждение нашей гипотезы о доминирующей роли социально-профессиональных условий службы на эффективность выполнения служебных обязанностей курсантаи УИС.

Служба в УИС в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности своим содержанием, организационным обеспечением. В процессе службы курсанты приобретают специальный опыт посредством освоения социальных ролей и интериоризации норм организации исполнения наказаний, тем самым, вырабатывая необходимые навыки организационно-нормативного поведения.

Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.

В свою очередь складывающиеся социальные условия профессиональной деятельности зачастую приводят к тому, что в учреждениях УИС у персонала отмечаются: физическая и психическая усталость; профессиональная некомпетентность; возникающие запрещенные связи с осужденными и другие нарушения служебной дисциплины. Так же этому способствуют выявленные в ходе исследования проблемы и факторы.

Отсутствие ясно видимых положительных результатов предыдущей пенитенциарной реформы, низкий уровень социального престижа службы в УИС, неразрешенность большинства социальных проблем свидетельствуют о не удовлетворительном состоянии социального самочувствия сотрудников.

Наряду с этим респонденты считают, что реформа в настоящее время необходима. По мнению опрошенных, изменению должны подвергнуться следующие стороны деятельности УИС: изменение законодательной базы с целью большей защищенности личного состава и улучшение материальных условий службы, повышение статуса сотрудника УИС и престижности службы, медицинское и жилищное обеспечение, усиление режима в отношении осужденных, введение альтернативных видов наказания.

По нашему мнению, формирование социально-профессиональной стратегии у курсантов должно зарождаться еще в самом начале их служебной деятельности и она является важнейшее частью функционирования всех органов УИС, от этого зависит все дальнейшее процветание системы,а именно от того, каким будет будущее и зависит уровень профессионализма, компетентности и состояние самой системы исполнения наказаний.

 

 

Литература

  1. Андреев Н. А., Социология исполнения уголовных наказаний: Учеб. пособие. М.: Права человека, 2001.
  2. Дулов В.А. Предупреждение чрезвычайных происшествий среди личного состава УИС, связанных с гибелью и ранениями сотрудников (аналитический обзор) Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7 2004 с36-39
  3. Жихарева Г.В.. Мне не хватает времени// Преступление и наказание 2009.   № 1. С. 17 – 19.
  4. Казаков Г.Ю.. Как организована работа с кадрами в УИС// Преступление и наказание 2009. № 5. С. 10 – 11.
  5. Кулаков В. Состояние работы и проблемы социальной защищенности личного состава территориальных органов и учреждений УФСИН России по Уральскому Федеральному округу// Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5, 2007 с. 14-17
  6. Кузнецова М Нарушение законности сотрудниками УИС как форма деструктивного поведения // Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6. 2006 с. 27-29
  7. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс 2003 № 4 С. 56-58
  8. Луков В. А., Забара А. Л., Волков Е. П. Поведение военнослужащего: норма и отклонение: Социологическое исследование пограничных явлений. М.: Социум 1999. С. 9
  9. Мальков Ю.А.. «Не только слушать, но и слышать»// Преступление и наказание 2009. № 4. С. 15 – 17.
  10. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти - М.: ИНФРА-М, 2001. 418 с.

 


Информация о работе Социально-профессиональная стратегия курсантов как будущих сотрудников УИС