Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:38, курсовая работа
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата трудового коллектива
1.1. Понятие социально-психологического климата коллектива……6
1.2. Факторы, препятствующие формированию положительного социально-психологического климата в коллективе………………………..14
2. Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива
2.1. Программа изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………………27
2.2. Процедура диагностики социально-психологического климата в коллективе педагогов……………………………………………………………30
2.3. Результаты исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………..45
Форма проявления конфликта может быть разной - постоянные опоздания на работу, нарушения технологических правил, частые несогласия с начальством и коллективом, но причина, большей частью не осознаваемая самим «виновником», одна - дефицит признания со стороны окружающих.
Традиционно конфликты в социальных структурах рассматривались как патология или нежелательные отклонения, влекущие за собой негативные последствия. Проблема - в теоретическом и практическом аспекте - сводилась к тому, каким образом в общественном устройстве или функционировании организаций избежать конфликтов, признается необходимость управления конфликтами.
2.Исследование социально-
2.1.Программа изучения
Программа изучения социально-психологического климата в коллективе МАОУ НГО «СОШ № 12» включает следующие этапы:
1. Изучение уровня межличностных взаимоотношений в коллективе.
2. Выявление видов отношений в коллективе.
3. Определение стратегии поведения педагогов в конфликтной ситуации.
4. Анализ полученных результатов диагностики социально-психологического климата в исследуемом коллективе.
Для изучения социально-психологического климата в коллективе были выбраны следующие методики:
- бланковые - тест К.Томаса (Приложение 1);
- экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто( Приложение 2);
- опросная - опросник ПВ (психического выгорания) (Приложение 3).
Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Для оценки психологического климата первичного трудового коллектива О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто разработали специальную методику, в которой социально-психологический климат понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета18.
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического, климата, как правило, преследуют две цели:
1)подтверждение
гипотезы о взаимосвязи между
особенностями
2)выработку
конкретных рекомендаций по
Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный – неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание —нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента - переменная «знание - незнание особенностей членов коллектива».
На основе модели К.Маслач и С.Джексон был разработан опросник ПВ («психическое выгорание») авторами Н.Е.Водопьяновой и Е.С.Старченковой.
Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений».
Первый тест, предложенный для выполнения педагогам, был опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. соревнование
(конкуренция) как стремление добиться
удовлетворения своих
2. приспособление,
означающее в
3. компромисс;
4. избегание,
для которого характерно как
отсутствие стремления к
5. сотрудничество,
когда участники ситуации
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Обработка результатов.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Таблица 1
Ключ
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б | |||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б | |||
4 |
А |
Б | |||
5 |
|||||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б | |||
12 |
Б |
А | |||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А | |||
Продолжение таблицы 1 | |||||
16 |
Б |
А | |||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А | |||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А | |||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А | |||
25 |
А |
Б | |||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б | |||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Интерпретация результатов.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Следующий тест «Экспресс-методика» по изучению социально- психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
1. Внимательно прочитать варианты ответа;
2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;
3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.»
Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов, набранных при ответах на вопросы, и оценивается психологическая атмосфера в коллективе.
24-19 баллов
- благоприятный климат в
18-14 баллов - в целом благоприятный климат в коллективе;
13-8 баллов
- совершенно
Интерпретация результатов.
Низкий уровень (13-8 баллов) эмоционального выгорания членов коллектива и его благоприятный климат говорит об отсутствии необходимости срочно предлагать своим сотрудникам какой-либо вид корпоративного отдыха. Высокий (24-19 баллов) и средний (18-14 баллов) уровень эмоционального выгорания, а также совершенно неудовлетворительный климат коллектива указывают на неудовлетворенность собой, переживание тревожности и депрессии, отстраненности от других членов коллектива, ухудшение работоспособности, отсутствие эмоциональных контактов и взаимопонимания между собой. Это ярко свидетельствует о необходимости проведения какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышению командного духа организации.
Тест «Профессиональное выгорание»
Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.
Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 –«никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Испытуемым выдается лист для ответов и опросник.
Обработка и интерпретация результатов.
В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам, фиксируются в протоколе (Приложение 6).
Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными.
Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей (табл. «Уровни показателей выгорания») и соотносятся с тестовыми нормами (табл. «Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания»).
Уровни показателей выгорания.
Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.
Информация о работе Социально-психологический климат в педагогическом коллективе