Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:38, курсовая работа
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата трудового коллектива
1.1. Понятие социально-психологического климата коллектива……6
1.2. Факторы, препятствующие формированию положительного социально-психологического климата в коллективе………………………..14
2. Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива
2.1. Программа изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………………27
2.2. Процедура диагностики социально-психологического климата в коллективе педагогов……………………………………………………………30
2.3. Результаты исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………..45
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.
2.3.Результаты исследования
Исследование социально-психологического климата проходило в педагогическом коллективе МАОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 12».
Трудовой педагогический коллектив состоит из 23 членов. Таблица эмпирических данных членов трудового коллектива представлена в приложении 4.
Результаты опросника К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели стилей поведения в конфликте
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Тип поведения |
1 |
7 |
3 |
6 |
2 |
3 |
Соперн. |
2 |
2 |
4 |
8 |
3 |
2 |
Компромисс |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
6 |
Избегание |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
1 |
Компромисс |
5 |
4 |
6 |
7 |
3 |
2 |
Компромисс |
6 |
5 |
7 |
5 |
4 |
1 |
Сотруд. |
7 |
7 |
6 |
3 |
2 |
2 |
Соперн. |
8 |
1 |
7 |
5 |
3 |
2 |
Сотруд. |
9 |
2 |
5 |
6 |
3 |
1 |
Компромисс |
10 |
6 |
7 |
3 |
1 |
4 |
Сотруд. |
11 |
4 |
6 |
2 |
4 |
3 |
Сотруд. |
12 |
3 |
5 |
6 |
7 |
5 |
Избегание |
13 |
3 |
4 |
7 |
4 |
3 |
Компромисс |
14 |
1 |
7 |
6 |
4 |
4 |
Сотруд. |
15 |
4 |
4 |
6 |
3 |
1 |
Компромисс |
16 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
Сотруд. |
17 |
1 |
5 |
6 |
7 |
4 |
Избегание |
18 |
2 |
4 |
5 |
6 |
3 |
Избегание |
19 |
4 |
7 |
6 |
5 |
2 |
Сотруд. |
20 |
3 |
4 |
7 |
6 |
1 |
Компромисс |
21 |
4 |
5 |
6 |
3 |
5 |
Компромисс |
22 |
7 |
5 |
3 |
3 |
2 |
Соперн. |
23 |
6 |
7 |
3 |
5 |
5 |
Сотруд. |
По результатам проведенной работы можно установить, что средним значением для такого вида поведения в конфликтных ситуациях, как «соперничество» является - 3,87, «сотрудничество» - 5,48, «компромисс» - 5,26, «избегание» - 2,74.
- у 3 педагогов (13%) выражается стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, т.е. в конфликтных ситуациях они используют такой вид поведения, как соперничество.
- сотрудничество
в ситуации конфликта
- к компромиссу приходят также 8 педагогов (35%).
- Уклонение или избегание конфликтов, характеризующихся как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей используют 4 учителя (17%).
На диаграмме 1 отлично видно полученное в результате исследования соотношение разных видов поведения членов педагогического коллектива в конфликтных ситуациях.
Диаграмма 1
Стили поведения в конфликтных ситуациях педагогов МАОУ НГО «СОШ № 12»
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
Результаты исследования показаны в таблице 3.
Таблица 3
Уровень социально-психологического климата в коллективе
№ п\п |
Количество набранных баллов |
Уровень социально-психологического климата в коллективе |
1 |
20 |
Высокий |
2 |
21 |
Высокий |
3 |
22 |
Высокий |
4 |
19 |
Высокий |
5 |
17 |
Средний |
6 |
21 |
Высокий |
7 |
21 |
Высокий |
8 |
18 |
Средний |
9 |
15 |
Средний |
10 |
20 |
Высокий |
11 |
21 |
Высокий |
12 |
20 |
Высокий |
13 |
18 |
Средний |
14 |
16 |
Средний |
15 |
14 |
Средний |
16 |
19 |
Высокий |
17 |
18 |
Средний |
18 |
23 |
Высокий |
19 |
21 |
Высокий |
20 |
22 |
Высокий |
21 |
20 |
Высокий |
22 |
19 |
Высокий |
23 |
18 |
Средний |
Итого |
19, 2 |
Высокий |
Исследование социально-психологического климата коллектива показали, что 15 (65, 2 %) членов коллектива считают свой трудовой коллектив благоприятным, 8 (34,8 %) человек – на среднем уровне, никто из членов коллектива не считает данный коллектив неблагоприятным.
Можно сделать следующие выводы:
-большинство
членов коллектива
- члены коллектива, считающие свой трудовой коллектив средне благоприятным нуждаются в проведении какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышения командного духа.
Диаграмма 2 показывает количественное распределение уровней социально-психологического климата педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ №12».
Диаграмма 2
Уровни социально-психологического климата педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ №12»
Результаты исследования «эмоционального выгорания» представлены в таблице 3.
Таблица 4
Уровень «эмоционального выгорания» педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»
№ |
Пол |
Эмоциональное истощение |
Уровень |
Деперсонализация\ цинизм |
Уровень |
Профессиональная успешность |
Уровень |
1 |
ж |
18 |
Сред. |
8 |
Сред. |
29 |
Сред. |
2 |
Ж |
10 |
Низк. |
11 |
Сред. |
27 |
Выс. |
3 |
Ж |
7 |
Низк. |
10 |
Сред. |
22 |
Выс. |
4 |
Ж |
17 |
Сред. |
7 |
Сред. |
20 |
Оч.выс. |
5 |
Ж |
8 |
Низк. |
6 |
Сред. |
33 |
Сред. |
6 |
Ж |
12 |
Низк. |
12 |
Выс. |
29 |
Сред. |
7 |
Ж |
11 |
Низк. |
4 |
Низк. |
21 |
Оч.выс. |
8 |
Ж |
5 |
Низк. |
3 |
Низк. |
27 |
Выс. |
9 |
М |
13 |
Низк. |
9 |
Сред. |
26 |
Выс. |
10 |
М |
10 |
Низк. |
10 |
Сред. |
23 |
Выс. |
11 |
Ж |
18 |
Сред. |
6 |
Сред. |
22 |
Выс. |
12 |
Ж |
12 |
Низк. |
2 |
Низк. |
32 |
Сред. |
13 |
Ж |
20 |
Сред. |
4 |
Низк. |
19 |
Оч.выс. |
14 |
М |
26 |
Выс. |
7 |
Сред. |
20 |
Оч.выс. |
15 |
М |
6 |
Низк. |
13 |
Выс. |
24 |
Выс. |
16 |
М |
12 |
Низк. |
4 |
Низк. |
18 |
Оч.выс. |
17 |
Ж |
8 |
Низк. |
5 |
Сред. |
29 |
Сред. |
18 |
Ж |
7 |
Низк. |
4 |
Низк. |
36 |
Низк. |
19 |
Ж |
15 |
Низк. |
8 |
Сред. |
21 |
Оч.выс. |
20 |
Ж |
27 |
Выс. |
3 |
Низк. |
20 |
Оч.выс. |
21 |
Ж |
16 |
Сред. |
5 |
Сред. |
23 |
Выс. |
22 |
Ж |
7 |
Низк. |
5 |
Сред. |
12 |
Оч.выс. |
23 |
Ж |
6 |
Низк. |
7 |
Сред. |
25 |
Выс. |
Средний балл |
12,2 |
Сред. |
7,4 |
Сред. |
25,9 |
Выс. |
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- в данном педагогическом коллективе высокий уровень эмоционального истощения имеют 2 человека (9%), средний уровень у 16 членов коллектива 9 (70%),низкий уровень – 5 человек (21%).Эмоциональное истощение , деперсонализация в коллективе в целом находится на среднем уровне, а профессиональная успешность – на высоком уровне.
Полученные результаты исследования наглядно показаны в диаграммах 2,3,4.
Диаграмма 3
Эмоциональное истощение членов педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»
Диаграмма 4
Уровни деперсонализации членов педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»
Диаграмма 5
Уровни профессиональной успешности членов педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»
Итак,
в ходе исследования были
Таким образом, можно говорить о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе педагогов МАОУ НГО «СОШ №12» по двум признакам: их поведению в конфликтных ситуациях и по отношению к коллегам по работе.
Заключение
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Список источников
1. Афанасьев В.Г.Человек в
2. Бодалёв А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь»,2000.
3. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.
4. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.71-80.
5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М.Генкин. 7-е изд., доп. – М.:Норма, 2007.
6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.
7. Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-1991.-№
8. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. – Н.Новгород.:Нижегородский гуманитарный центр,2001.
9. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. (Высшее образование).
10. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2003.
11. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С.62-71.
12. Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож.стратегии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и организация пром.пр-ва.-1993.-№2, с.181-190.
13. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., Речь, 2001.
14. Мануйлов В.Г.,Новиков В.В.Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб.:Алетейя,1999.
15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.Инфра-М, 1996.
16. Мерлин В.С.Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М. 1986.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
19. Ньюстром Дж.В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского под общ.ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб и др.: Питер,2000.
20. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000.
21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии).
Информация о работе Социально-психологический климат в педагогическом коллективе