Социально-психологический климат в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата трудового коллектива
1.1. Понятие социально-психологического климата коллектива……6
1.2. Факторы, препятствующие формированию положительного социально-психологического климата в коллективе………………………..14
2. Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива
2.1. Программа изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………………27
2.2. Процедура диагностики социально-психологического климата в коллективе педагогов……………………………………………………………30
2.3. Результаты исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

соц псих.docx

— 219.76 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Результаты исследования

 

Исследование социально-психологического климата проходило в педагогическом коллективе МАОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 12».

Трудовой педагогический коллектив состоит из 23 членов. Таблица эмпирических данных членов трудового коллектива представлена в приложении 4.

Результаты опросника К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели стилей поведения в конфликте

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Тип поведения

1

7

3

6

2

3

Соперн.

2

2

4

8

3

2

Компромисс

3

4

5

5

7

6

Избегание

4

3

7

6

3

1

Компромисс

5

4

6

7

3

2

Компромисс

6

5

7

5

4

1

Сотруд.

7

7

6

3

2

2

Соперн.

8

1

7

5

3

2

Сотруд.

9

2

5

6

3

1

Компромисс

10

6

7

3

1

4

Сотруд.

11

4

6

2

4

3

Сотруд.

12

3

5

6

7

5

Избегание

13

3

4

7

4

3

Компромисс

14

1

7

6

4

4

Сотруд.

15

4

4

6

3

1

Компромисс

16

4

6

5

4

4

Сотруд.

17

1

5

6

7

4

Избегание

18

2

4

5

6

3

Избегание

19

4

7

6

5

2

Сотруд.

20

3

4

7

6

1

Компромисс

21

4

5

6

3

5

Компромисс

22

7

5

3

3

2

Соперн.

23

6

7

3

5

5

Сотруд.


 

 

По результатам  проведенной работы можно установить, что  средним значением для такого вида поведения в конфликтных ситуациях, как   «соперничество» является -  3,87,  «сотрудничество» - 5,48,  «компромисс» -  5,26,  «избегание» -  2,74.

- у 3 педагогов (13%)  выражается стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, т.е. в конфликтных ситуациях они используют такой вид поведения, как соперничество.

- сотрудничество  в ситуации конфликта используют 8 учителей (35%), т.е. участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

- к компромиссу  приходят также 8 педагогов (35%).

- Уклонение или избегание конфликтов, характеризующихся как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей используют 4 учителя (17%).

На диаграмме 1 отлично видно полученное в результате исследования соотношение разных видов поведения членов педагогического коллектива в конфликтных ситуациях.

Диаграмма 1

Стили поведения в конфликтных ситуациях педагогов МАОУ НГО «СОШ № 12»

«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.

Результаты исследования показаны в таблице 3.

Таблица 3

Уровень социально-психологического климата в коллективе

№ п\п

Количество набранных баллов

Уровень социально-психологического климата в коллективе

1

20

Высокий

2

21

Высокий

3

22

Высокий

4

19

Высокий

5

17

Средний

6

21

Высокий

7

21

Высокий

8

18

Средний

9

15

Средний

10

20

Высокий

11

21

Высокий

12

20

Высокий

13

18

Средний

14

16

Средний

15

14

Средний

16

19

Высокий

17

18

Средний

18

23

Высокий

19

21

Высокий

20

22

Высокий

21

20

Высокий

22

19

Высокий

23

18

Средний

Итого

19, 2

Высокий


 

Исследование социально-психологического климата коллектива показали, что 15  (65, 2 %) членов коллектива считают свой трудовой коллектив благоприятным, 8 (34,8 %)  человек – на среднем уровне, никто из членов коллектива не считает данный коллектив неблагоприятным.

Можно сделать следующие выводы:

-большинство  членов коллектива удовлетворены  собой, у них отсутствует чувство  тревожности и депрессии, коллектив  слаженный, работоспособный, присутствуют  эмоциональные контакты между  собой.

- члены коллектива, считающие свой трудовой коллектив средне благоприятным нуждаются в проведении какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышения командного духа. 

Диаграмма 2 показывает количественное распределение уровней социально-психологического  климата педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ №12».

Диаграмма 2

Уровни социально-психологического  климата педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ №12»

 

Результаты исследования «эмоционального выгорания» представлены в таблице 3.

Таблица 4

Уровень  «эмоционального выгорания» педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»

Пол

Эмоциональное истощение

Уровень

Деперсонализация\ цинизм

Уровень

Профессиональная успешность

Уровень

1

ж

18

Сред.

8

Сред.

29

Сред.

2

Ж

10

Низк.

11

Сред.

27

Выс.

3

Ж

7

Низк.

10

Сред.

22

Выс.

4

Ж

17

Сред.

7

Сред.

20

Оч.выс.

5

Ж

8

Низк.

6

Сред.

33

Сред.

6

Ж

12

Низк.

12

Выс.

29

Сред.

7

Ж

11

Низк.

4

Низк.

21

Оч.выс.

8

Ж

5

Низк.

3

Низк.

27

Выс.

9

М

13

Низк.

9

Сред.

26

Выс.

10

М

10

Низк.

10

Сред.

23

Выс.

11

Ж

18

Сред.

6

Сред.

22

Выс.

12

Ж

12

Низк.

2

Низк.

32

Сред.

13

Ж

20

Сред.

4

Низк.

19

Оч.выс.

14

М

26

Выс.

7

Сред.

20

Оч.выс.

15

М

6

Низк.

13

Выс.

24

Выс.

16

М

12

Низк.

4

Низк.

18

Оч.выс.

17

Ж

8

Низк.

5

Сред.

29

Сред.

18

Ж

7

Низк.

4

Низк.

36

Низк.

19

Ж

15

Низк.

8

Сред.

21

Оч.выс.

20

Ж

27

Выс.

3

Низк.

20

Оч.выс.

21

Ж

16

Сред.

5

Сред.

23

Выс.

22

Ж

7

Низк.

5

Сред.

12

Оч.выс.

23

Ж

6

Низк.

7

Сред.

25

Выс.

Средний балл

12,2

Сред.

7,4

Сред.

25,9

Выс.


 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в данном  педагогическом коллективе  высокий уровень эмоционального истощения имеют 2 человека (9%), средний уровень у 16 членов коллектива 9 (70%),низкий  уровень – 5  человек (21%).Эмоциональное истощение , деперсонализация в коллективе в целом находится на среднем уровне,  а профессиональная успешность – на высоком уровне.

Полученные результаты исследования наглядно показаны в диаграммах 2,3,4.

Диаграмма 3

Эмоциональное истощение членов педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»

 Диаграмма 4

Уровни деперсонализации членов педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»

Диаграмма 5

Уровни  профессиональной успешности членов педагогического коллектива МАОУ НГО «СОШ № 12»

 Итак, в ходе исследования были выявлены  достоверные связи между поведением  сотрудников в конфликтных ситуациях  и уровнем эмоционального фона  коллектива, а также между уровнем  эмоционального фона коллектива  и отношениями между сотрудниками  в коллективе.

Таким образом, можно говорить о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе педагогов МАОУ НГО «СОШ №12» по двум признакам: их поведению в конфликтных ситуациях и по отношению к коллегам по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Цель работы достигнута, т.е. проведен анализ социально-психологического климата трудового коллектива муниципального образовательного учреждения Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №12».
  2. Для достижения цели были изучены теоретические вопросы социально-психологического климата коллектива, выявлены методики изучения климата коллектива.
  3. Результаты исследования показали, что педагогический коллектив имеет благоприятный психологический  климат. Коллектив  очень трудоспособный. Члены коллектива имеют высокий и средний уровни «эмоционального выгорания», что говорит о том, что члены данного коллектива готовы плодотворно работать с детьми, их родителями, другими социальными партнерами.
  4. Члены данного коллектива в конфликтных ситуация предпочитают пойти на компромисс или использовать тактику сотрудничества, это также благоприятно влияет на общий социально-психологический климат в коллективе.
  5. Большинство учителей сами  высоко оценивают  социально-психологический климат своего коллектива, тем не менее для сплочения коллектива необходимо периодически проводить мероприятия, направленные на поднятие командного духа членов коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

1. Афанасьев В.Г.Человек в управлении  обществом. – М.: Политиздат, 1977.

2. Бодалёв А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь»,2000.

3. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

4. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.71-80.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М.Генкин. 7-е изд., доп. – М.:Норма, 2007.

6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.

7. Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-1991.-№11, с.101

8. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. – Н.Новгород.:Нижегородский гуманитарный центр,2001.

9. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. (Высшее образование).

10. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2003.

11. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С.62-71.

12. Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож.стратегии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и организация пром.пр-ва.-1993.-№2, с.181-190.

13. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., Речь, 2001.

14. Мануйлов В.Г.,Новиков В.В.Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб.:Алетейя,1999.

15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.Инфра-М, 1996.

16. Мерлин В.С.Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М. 1986.

17. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии.

18. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

19. Ньюстром Дж.В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского под общ.ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб и др.: Питер,2000.

20. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000.

21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии).

Информация о работе Социально-психологический климат в педагогическом коллективе