Социально-психологический климат в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата трудового коллектива
1.1. Понятие социально-психологического климата коллектива……6
1.2. Факторы, препятствующие формированию положительного социально-психологического климата в коллективе………………………..14
2. Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива
2.1. Программа изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………………27
2.2. Процедура диагностики социально-психологического климата в коллективе педагогов……………………………………………………………30
2.3. Результаты исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

соц псих.docx

— 219.76 Кб (Скачать файл)

22. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001.

23. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: ЗАО Издательство Питер – (Серия Мастера психологии).

24. Рогожин С.В. Теория организации: учебник для вузов/ С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – (Серия «Учебник для вузов»).

25Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3, с. 85-95.

26. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.

27. Управление организацией: Учебное пособие /Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина НА. — М.: ИНФРА-М, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест К.Томаса (Методика адаптирована В. Гришиной)

В ситуации конфликта:

1. А) Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное  решение.

Б) Я пытаюсь уладить его с помощью всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего. 
Б) Я иногда жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное  решение. 
Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку  у другого человека.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей  для себя. 
Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего. 
Б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникших  разногласий.

Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться  своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может 
вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть  чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего. 
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я стремлюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть  наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине  между моей и позицией другого  человека.

Б) Я отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю свою  позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Я зачастую стремлюсь избежать  споров.

Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего. 
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задевать  чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

 

 

Приложение 2

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе

1

Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны: 
1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди (3 балла);

2. В нашем коллективе есть  всякие люди (2 балла);

3. Большинство членов нашего  коллектива - люди малоприятные (1 балл).

2

Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

1. Нет, конечно (1 балл);

2. Мне все равно (2 балла);

3. Да, конечно (3 балла).

3

Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

1. Да (3 балла);

2. Не знаю, не задумывался над  этим (2 балла);

3. Нет (1 балл).

4

Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику личных качеств большинства членов коллектива? 
1. Да (3 балла);

2. Не знаю, не задумывался над  этим (2 балла);

3. Нет (1 балл).

5

Оцените, насколько вам нравится Ваш коллектив: 
1. Очень нравится (3 балла);

2. Равнодушен (2 балла);

3. Абсолютно не нравится (1 балл).

6

Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись? 
1.Это меня бы вполне устроило (3 балла);

2.Мне все равно (2 балла);

3. Это меня бы совершенно не  устроило (1 балл).

7

Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? 
1. Атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения (3 балла);

2. Нейтральная, равнодушная атмосфера (2 балла);

3. Нездоровая, нетоварищеская атмосфера (1 балл).

8

Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива? 
1. Да (3 балла);

2. Не знаю, не задумывался над  этим (2 балла);

3. Нет (1 балл).


 

 

 

Приложение 3

Опросник ПВ (Профессионального выгорания)

1.Я чувствую  себя эмоционально опустошенным.

2.К концу рабочего  дня я чувствую себя как  выжатый лимон.

3.Я чувствую  себя усталым, когда встаю утром  и должен идти на работу.

4.Я хорошо  понимаю, что чувствуют мои ученики  и коллеги, и использую это  в интересах дела.

5.Я общаюсь  с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь  свести общение с ними до  минимума.

6.Я чувствую  себя энергичным и эмоционально  воодушевленным.

7.Я умею находить  правильное решение в конфликтных  ситуациях.

8. Я чувствую  угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно  влиять на продуктивность работы  моих коллег.

10.В последнее  время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к  тем, с кем работаю.

11.Как правило, окружающие меня люди много  требуют от меня или манипулируют  мною. Они скорее утомляют, чем  радуют меня.

12.У меня много  планов на будущее, и я верю  в их осуществление.

13.Я испытываю  все больше жизненных разочарований.

14.Я чувствую  равнодушие и потерю интереса  ко многому, что радовало меня  раньше.

15.Бывает, что  мне действительно безразлично  то, что происходит с некоторыми  моими коллегами.

16.Мне хочется  уединиться и отдохнуть от  всего и всех.

17.Я легко могу  создать атмосферу доброжелательности  и сотрудничества при общении  с моими коллегами.

18.Я легко общаюсь  с людьми независимо от их  статуса и характера.

19.Я многое  успеваю сделать.

20.Я чувствую  себя на пределе возможностей.

21.Я многого  смогу еще достичь в своей  жизни.

22. Бывает, что  коллеги перекладывают на меня  груз своих проблем и обязанностей.

 

 

Приложение 4

Эмпирические данные  трудового коллектива

 МАОУ НГО «СОШ № 12» п.Лобва

Пол

Педагогический стаж работы

1

ж

12

2

Ж

10

3

Ж

5

4

Ж

14

5

Ж

8

6

Ж

14

7

Ж

7

8

Ж

5

9

М

15

10

М

10

11

Ж

23

12

Ж

31

13

Ж

18

14

М

19

15

М

25

16

М

16

17

Ж

8

18

Ж

4

19

Ж

3

20

Ж

15

21

Ж

16

22

Ж

12

23

Ж

20

Средний педагогический стаж

13, 4


 

 

 

 

1 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 127

2 Там же, с.128

3 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 22

4 Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов Вестн. Моск.ун-та. Сер.14.Психология.-1996.-№3, с. 51

5 Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологическом климате в коллективе//Деньги и кредит.-1994.-№7.- с.76

6 Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983, с. 74

 

7 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 130

8 Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.74

9 Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. – Н.Новгород.:Нижегородский гуманитарный центр,2001, с. 181

10 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии)., с.452

 

11 Ньюстром Дж.В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского под общ.ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб и др.: Питер,2000, с. 89-90

12 Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3, с. 87

13 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001, с.277

14 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 64

15 Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000, с.59

 

16 Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-1991.-№11, с.101

17 Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож.стратегии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и организация пром.пр-ва.-1993.-№2, с.187

18 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000, с. 441

 

 


Информация о работе Социально-психологический климат в педагогическом коллективе