Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:38, курсовая работа
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата трудового коллектива
1.1. Понятие социально-психологического климата коллектива……6
1.2. Факторы, препятствующие формированию положительного социально-психологического климата в коллективе………………………..14
2. Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива
2.1. Программа изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………………27
2.2. Процедура диагностики социально-психологического климата в коллективе педагогов……………………………………………………………30
2.3. Результаты исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………44
Список источников ……………………………………………………..45
22. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001.
23. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: ЗАО Издательство Питер – (Серия Мастера психологии).
24. Рогожин С.В. Теория организации: учебник для вузов/ С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – (Серия «Учебник для вузов»).
25Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3, с. 85-95.
26. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.
27. Управление организацией: Учебное пособие /Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина НА. — М.: ИНФРА-М, 1998.
Приложение 1
Тест К.Томаса (Методика адаптирована В. Гришиной)
В ситуации конфликта:
1. А) Иногда я предоставляю
Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. А) Я стараюсь найти
Б) Я пытаюсь уладить его с помощью всех интересов другого человека и моих собственных.
3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
Б) Я иногда жертвую своими интересами
ради интересов другого человека.
4. А) Я стараюсь найти
Б) Я стараюсь не задеть чувств другого
человека.
5. А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого человека.
Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А) Я пытаюсь избежать
Б) Я стараюсь добиться своего.
7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
Б) Я первым делом стараюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы
и спорные вопросы.
9. А) Думаю, что не всегда стоит
волноваться из-за каких-то
Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.
10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А) Зачастую я избегаю занимать
позицию, которая может
вызвать споры.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.
15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. А) Я пытаюсь немедленно
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
Б) Я отстаиваю свою позицию.
23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. А) Я обычно предлагаю свою позицию.
Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А) Я зачастую стремлюсь избежать споров.
Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь
найти поддержку у другого.
29. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. А) Я стараюсь не задевать чувств другого.
Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Приложение 2
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе
1 |
Отметьте, пожалуйста, с каким
из приведенных ниже утверждений вы больше
всего согласны: 2. В нашем коллективе есть всякие люди (2 балла); 3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные (1 балл). |
2 |
Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга? 1. Нет, конечно (1 балл); 2. Мне все равно (2 балла); 3. Да, конечно (3 балла). |
3 |
Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива? 1. Да (3 балла); 2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла); 3. Нет (1 балл). |
4 |
Как вам кажется, могли бы вы
дать достаточно полную характеристику
личных качеств большинства членов коллектива? 2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла); 3. Нет (1 балл). |
5 |
Оцените, насколько вам нравится
Ваш коллектив: 2. Равнодушен (2 балла); 3. Абсолютно не нравится (1 балл). |
6 |
Если бы у вас возникла возможность
провести отпуск вместе с членами вашего
коллектива, то как бы вы к этому отнеслись? 2.Мне все равно (2 балла); 3. Это меня бы совершенно не устроило (1 балл). |
7 |
Какая атмосфера обычно преобладает
в Вашем коллективе? 2. Нейтральная, равнодушная атмосфера (2 балла); 3. Нездоровая, нетоварищеская атмосфера (1 балл). |
8 |
Как вы думаете, если бы вы
вышли на пенсию или долго не работали
по какой-либо причине, стремились бы вы
встречаться с членами вашего коллектива? 2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла); 3. Нет (1 балл). |
Приложение 3
Опросник ПВ (Профессионального выгорания)
1.Я чувствую
себя эмоционально
2.К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
3.Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
5.Я общаюсь
с моими учениками чисто
6.Я чувствую
себя энергичным и
7.Я умею находить
правильное решение в
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я могу позитивно
влиять на продуктивность
10.В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
11.Как правило,
окружающие меня люди много
требуют от меня или
12.У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13.Я испытываю
все больше жизненных
14.Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами.
16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17.Я легко могу
создать атмосферу
18.Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
19.Я многое успеваю сделать.
20.Я чувствую себя на пределе возможностей.
21.Я многого смогу еще достичь в своей жизни.
22. Бывает, что
коллеги перекладывают на меня
груз своих проблем и
Приложение 4
Эмпирические данные трудового коллектива
МАОУ НГО «СОШ № 12» п.Лобва
№ |
Пол |
Педагогический стаж работы |
1 |
ж |
12 |
2 |
Ж |
10 |
3 |
Ж |
5 |
4 |
Ж |
14 |
5 |
Ж |
8 |
6 |
Ж |
14 |
7 |
Ж |
7 |
8 |
Ж |
5 |
9 |
М |
15 |
10 |
М |
10 |
11 |
Ж |
23 |
12 |
Ж |
31 |
13 |
Ж |
18 |
14 |
М |
19 |
15 |
М |
25 |
16 |
М |
16 |
17 |
Ж |
8 |
18 |
Ж |
4 |
19 |
Ж |
3 |
20 |
Ж |
15 |
21 |
Ж |
16 |
22 |
Ж |
12 |
23 |
Ж |
20 |
Средний педагогический стаж |
13, 4 |
1 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 127
2 Там же, с.128
3 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 22
4 Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов Вестн. Моск.ун-та. Сер.14.Психология.-1996.-№3, с. 51
5 Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологическом климате в коллективе//Деньги и кредит.-1994.-№7.- с.76
6 Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983, с. 74
7 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 130
8 Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.74
9 Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. – Н.Новгород.:Нижегородский гуманитарный центр,2001, с. 181
10 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии)., с.452
11 Ньюстром Дж.В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского под общ.ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб и др.: Питер,2000, с. 89-90
12 Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3, с. 87
13 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001, с.277
14 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000, с. 64
15 Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000, с.59
16
Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-1991.-№
17 Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож.стратегии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и организация пром.пр-ва.-1993.-№2, с.187
18 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000, с. 441
Информация о работе Социально-психологический климат в педагогическом коллективе