Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 16:49, курсовая работа
В современном мире весьма актуальна проблема состояния социально-психологического микроклимата в коллективе. Ведь развитие бизнеса, в первую очередь, обуславливается моральным развитием, подготовленностью и сплоченностью трудовой группы, созданием команды во главе с хорошим руководителем.
Проблема, - которую можно считать общей для всех бизнесменов, - это отсутствие сплоченной команды. Спросите любого руководителя, в каких ресурсах более всего нуждается его предприятие и, скорее всего, первым в списке требуемого будет названо слово «кадры».
Жизнь переменчива. Наши цели и пути движения к ним постоянно меняются. Определяет их высшее руководство. Чтобы бизнес был эффективен, руководство должно иметь возможность всегда быть в курсе этих изменений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Понятие морально-психологического климата в коллективе 5
1.2. Характеристика морально-психологического климата 6
1.3. Факторы, определяющие климат в коллективе 7
1.4. Роль руководителя в формировании морально-психологического климата 9
1.5. Роль сотрудников в формировании морально-психологического климата 14
1.6. Влияние конфликта на социальный климат в коллективе 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Характеристика организации 21
2.2. Внутренняя среда организации, и ее влияние на психологический климат 22
2.3. Роль руководителей и эффективность управления 24
2.4. Роль сотрудников в формировании морально-психологического климата 27
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНОГО КЛИМАТА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список литературы: 41
Работники нашего салона, разделяя определенные
верования и ожидания, формируют
свое физическое окружение, вырабатывают
единый язык общения, создают единые
образцы поведения в различных
ситуациях и проявляют
«Кадры решают все», сказал в свое время величайший диктатор всех времен и народов Иосиф Сталин. И эту фразу уже много лет повторяют на все лады всё новые и новые поколения лидеров, каждый раз вкладывая в нее всё новый и новый смысл. Отношения управления возникают там и тогда, где труд осознан, целенаправлен и осуществляется совместно. Наукой и практикой уже давно установлено, что эффективность работы организации на 70-80% зависит от ее руководителя. Именно руководитель подбирает для себя команду и определяет кадровую политику в организации.
Руководитель данной организации придерживается демократического стиля руководства. Руководитель должен, прежде всего, уметь организовать процесс управления, в этом случае ему незачем самому решать какие-то задачи – за него все сделает его команда. Он консультируется с сотрудниками, предоставляет свободу в принятии решений, позитивно относится к креативу и творчеству, пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, стимулирует инициативу сотрудников. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника, на доверии, эмоциональной теплоте и душевности общения. Такой стиль воспитывает в подчиненных инициативу, новаторство, творческое отношение к труду, самочувствие и самоуважение личности в коллективе, чувство ответственности и сплоченности коллектива. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства и оказывают начальнику посильную помощь. Директор салона создал внутри рабочей группы благоприятный психологический климат, основанный на доверии, доброжелательности и взаимопомощи. Этот высокий моральный настрой улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом, удовлетворяет интересы подчиненных.
На мой взгляд, демократический стиль руководства директора салона является наилучшим вариантом в плане управления. Во-первых, присутствует наличие стремления к сотрудничеству со своими подчиненными, поощрение сотрудников в проявлении инициативы. Проводит эффективные беседы с подчиненными по улучшению их работы. Во-вторых, он пытается находить индивидуальный подход к каждому исполнителю, положительно мотивируя коллектив. Глубоко проникает в процесс управления персоналом, что способствует формированию благоприятной атмосферы в коллективе. Я думаю, что все же следует иногда проявлять жесткость в управлении, то есть более четко контролировать подчиненных.
Что можно сказать о менеджере этой организации? Менеджер весьма общительная, легко знакомиться с новыми людьми, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда способна их выполнить. Ей нравится быть в центре внимания, любознательна, берется за дела с непреодолимым рвением, что способствует ее работе. По моему мнению, ей присущ лидирующий тип поведения. Такой вывод я сделала на основе того, что у нее высокий статус в рабочем коллективе, у нее спрашивают совета, потому что она компетентна в вопросах, касающиеся ее рода деятельности. Она пользуется авторитетом среди работников. Также она добросовестно относится к делу, доводит все до конца, часто проявляет инициативу в решении сложных проблем. Ее уважают за терпение и выдержку, а так же умение общаться с людьми. Она, как менеджер, так же показала себя хорошим специалистом в области рекламы, кроме того, она хороший собеседник, и всегда по возможности поможет человеку.
Управление следует
То, в каких условиях протекает трудовая деятельность, какой психологический настрой и какие личные взаимоотношения у сотрудников внутри организации, влияет на результаты труда, качество и количество производимых услуг и даже на всю жизнь человека. Приходя в новую организацию, ты должен уяснить для себя, каких норм и правил придерживаться и к каким целям организации стремиться. Ты должен понять, что от тебя требует организация и каким хочет видеть.
В данной организации каждый работник организации успешно выполняет свою роль, при этом они сами лично удовлетворены характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с коллективом, в процессе работы не возникает конфликтных противоречий, которые подрывают взаимодействие человека и организации. Конечно, не всегда взаимоотношения сотрудников идеальны. В каждом коллективе время от времени возникают противоречия, что приводит к конфликтам. Но если это команда во главе с хорошим руководителем, то любой конфликт будет вовремя остановлен и разрешен. Существует несколько видов взаимоотношений работников в коллективе, в данной организации преобладают такое проявление, как лояльность: члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт, можно критиковать друг друга, но твердо отмечать внешнюю критику. И главное, уважение: члены коллектива признают превосходство коллег, их особые познания в некоторых областях и считаются с ними, несмотря на личные пристрастия.
Все постоянные сотрудники в этой компании – женщины и молодые девушки, между ними очень сильное чувство единства, они очень хорошо друг к другу относятся, и наблюдается наличие сильной неформальной организации во главе с менеджером. Она решает практически все вопросы организации, выполняет практически всю работу, связанную с финансовыми ресурсами, она очень опытный работник – ее авторитет непререкаем. Практически вся жизнь компании концентрируется вокруг нее. Директор тут выступает в роли «высшей силы» - нежесткого контроля над деятельностью, но жесткого контроля над результатами. Он мудрый человек, который в случае любой проблемы всегда сможет принять верное решение и который решает, в каком направлении будет дальше двигаться компания. В общем, можно сказать, что это сложенный коллектив.
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача повышения социального и психологического потенциала общества и человека в отдельности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одной из важнейших задач руководителей всех организаций и подразделений для борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов. А это, в свою очередь, связано с перспективой роста социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации возможностей как личных, так и групповых. Благоприятная атмосфера в группе влияет не только на положительные результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности, выявляет способности и творческий потенциал. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации межличностных взаимодействий.
Социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, поскольку участниками процесса управления являются люди. Социально – психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей, регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива. К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.5 Все эти методы имеют социально – психологическое воздействие на трудовой коллектив и каждого сотрудника в отдельности.
На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей. Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и самореализации и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе.
Важно не только то, чтобы
руководитель на работе не выглядел мрачным,
хмурым; важно также и то, чтобы
каждый человек приходил на работу
в бодром, а не угнетенном состоянии
и чтобы хорошее настроение у
него сохранялось постоянно. Это
во многом зависит от того, какой
морально-психологический
Чтобы работа ваших исполнителей была успешной и активной, прежде всего нужно знать их возможности:
Если подчиненный важен и значим для организации, и руководитель ожидает от его деятельности хороших и высоких результатов, то он должен начать процесс мотивации (пересмотр зарплаты, карьерный рост, дополнительные выгоды). Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет: к увеличению оборота и прибыли; к улучшению качества изделий; к повышенному притоку сотрудников; к повышению их работоспособности; к большей сплоченности и солидарности; к уменьшению текучести кадров; к повышению социально-психологического климата; к улучшению репутации фирмы.
Формирование положительного социально- психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры. В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, управляет ими и формирует трудовой коллектив.
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Если в организации присутствует психологическая совместимость, то личные отношения сотрудников строятся на взаимопонимании и доброжелательности, и, как следствие, в таком коллективе складывается благоприятный психологический климат.
Наверное, каждая компания наших
дней почувствовала не себе проявление
глобального экономического кризиса.
Бюджет многих из них значительно
пострадал, количество занятого персонала
сократилось, поменялись и цели деятельности
в связи с обострившейся
Основополагающим аспектом социально-психологического
мотивирования сотрудников является создание
благоприятного микроклимата в коллективе.
Он основывается, прежде всего, на доверительных
отношениях между руководством и подчинёнными.
Именно руководство компании отвечает
за поддержание позитивного настроя своих
сотрудников. Добиться его не так сложно
как кажется, надо лишь уметь входить в
контакт с подчинёнными, выражать признательность
за достижение очередного результата
или перевыполнение задания. Неплохо было
бы, если утро в компании начиналось с
того, что руководитель обменивался мнениями
со своими подчинёнными по тому или иному
вопросу, причём необязательно касающемуся
рабочих моментов. Отличившиеся сотрудники
должны публично чествоваться если не
призами и подарками, то хотя бы благодарностями,
памятными значками или сувенирами.
Информация о работе Социально-психологический микроклимат организации