Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:00, реферат
Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является ее удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок» О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.
Введение…………………………………………..1
1.Эстетический подход…………………………..3
2. Культурно-исторический подход……………..5
3. Экономический подход…………………..……6
4. Социально-психологический подход…………7
5. Социологический подход……………………..8
Заключение……………………………………….19
Список литературы………………………………23
Введение…………………………………………..1
1.Эстетический подход………………………
2. Культурно-исторический подход……………..5
3. Экономический подход…………………..…
4. Социально-психологический подход…………7
5. Социологический подход……………………
Заключение……………………………………….19
Список литературы………………………………
Введение:
Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является ее удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок» О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.
Поиск новых инструментов исследования заставляет социологов обратиться к осмыслению таких социальных феноменов, которые были известны и ранее, но в силу их динамической природы, их комплексного характера оставались недостаточно изученными. Сегодня исследование таких феноменов становится актуальным для социологии. Одним из таких социальных феноменов является феномен моды. Мы знаем, что мода чрезвычайно изменчива и вопрос о ее значимости для исследования социальных систем в стратегическом плане долгие годы оставался дискуссионным. В то же время сегодняшнее состояние социума убеждает в сильном детерминирующем влиянии моды не только на особенности индивидуального поведения, но и на процесс выработки ценностей в социуме.
Актуальность темы заключается в том что, в наши дни мы видим, что этот возрастающий интерес к моде стал включать в себя модную одежду, парфюмерную моду, ландшафтную моду, моду на ювелирные украшения, мебель, архитектурный дизайн.
Имея дело со столь многозначным объектом, я вынужден выделить в нем лишь один аспект и на нем сосредоточить свои наблюдения. В качестве такого центрального предмета исследования я выделил костюм.
Костюм в наибольшей мере связан с феноменом моды и подвержен влиянию модных тенденций, поэтому в научной литературе костюм главным образом рассматривается вместе с исследованием феномена моды.
Однако прежде, чем приступить к исследованию костюма, выделить собственную исследовательскую нишу в изучении костюма, целесообразно рассмотреть феномен моды и историю его изучения в разных науках.
Комплексный характер феномена
моды, его связь с культурой, социальной
и экономической сторонами
1.Эстетический подход.
Эстетический подход сложился
ранее других. Его методологической
основой является сужение области
действия моды и подмена ее содержания
конкретными формами сферы
С точки зрения эстетики,
мода рассматривается лишь как господствующее
представление о красоте, а ее
изменения толкуются как
Эстетический подход к моде мы находим у таких ученых и мыслителей, как Ларошфуко, Буало, Шефтсбери, Вольтер, Руссо, Гегель, Юм, Фихте и др. Например, английский философ XVII века Т. Рид в своих «Лекциях об изящных искусствах» обращал внимание на то, что мода создает иллюзию значительности человека, если он следует её рекомендациям.
Гегель в «Философии духа» отмечал, что мода хорошо влияет на нравы. Он видел ее положительную роль в межличностном общении, прежде всего в привлекательности одного человека для другого. Гегель рассматривал моду как механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатии. Мода - это средство формирования аттракции, т. е. особого вида специальной установки одного человека на другого, в которой представлено в основном эмоционально-положительное отношение к нему.
Д. Дидро считал, что «мода — это когда безумцы диктуют правила мудрецам»
Английский философ к. XVII - н. XVIII века Э. Э. Купер, лорд Шефтсбери, в своем знаменитом сочинении «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» обращал внимание на деспотическую власть, которую мода приобретает над людьми. Тем не менее, он признавал и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, кому «природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе»3.
Эстетический подход к анализу моды существует и в наши дни, поскольку основывается на объективной связи моды с искусством и эстетикой и отвечает практическим потребностям некоторых областей прикладного искусства. Суждения о моде отражают эстетический вкус конкретной социальной группы в конкретный период. В силу этого эстетический подход дает материал для выводов, представляющих интерес не только для искусствоведов, но и для социологов. Распространенности эстетического подхода к моде содействует и то обстоятельство, что развитие моды, временное преобладание определенных эстетических взглядов, позволяет судить об экономических, идеологических и социально-психологических процессах.
Среди отечественных исследователей, рассматривающих моду с позиций обусловленности эстетическим требованиям эпохи, следует отметить А.П. Велик, В.И. Казаринову, О.Д. Кащенко, Совдагарову, Н.Т.Савельеву, А.Г. Харчева.
2.Культурно-исторический подход.
Некоторые искусствоведы, историки культуры и этнографы рассматривают моду как совокупность форм культуры в определенных исторических и социальных условиях. В этом аспекте мода относится к конкретным формам культуры, преобладающим в данное время и в данной среде. Смена моды как конкретно-исторической формы культуры связывается с изменениями в экономике, политике, в быту.
Культурологический подход к моде как к системному явлению позволяет анализировать ее закономерности, не отождествляя ее с теми областями культуры, где она проявляется. Мода рассматривается как фактор, вызывающий изменения культуры и ее форм. Такой подход ставит во главу угла не описание изменений, а причинную связь моды и ее результатов, что выявляет функции моды. Такой взгляд на моду предполагает включение в это понятие специфических форм поведения людей, состояния общественного сознания. Социальный аспект моды и ее функции яснее всего вырисовываются именно при таком подходе к ее изучению.
Исторический подход стремится выявить динамизм моды, видя в ней момент движения, развития, изменения и стимул к созданию и распространению новых предметов костюма, украшений, домашнего имущества. При этом мода рассматривается как функционирование стиля, вкуса и культуры вообще. В рамках исторического подхода сформировались фундаментальные исследовательские области истории костюма.
Исторический подход к изучению костюма и моды наиболее полно представлен в работах таких исследователей, как P.M. Кирсанова, Л.M. Горбачева, Е.В. Киреева, М.Н. Мерцалова, А.А. Васильев, Ф.М Пармон, Т.К. Стриженова и др. В фундаментальных исследованиях А.Васильева, Т.Козловой, М.Мерцаловой создана достаточно полная история костюма и сопровождающих его аксессуаров (обувь, шляпы, перчатки, украшения и т.п.).
3.Экономический подход.
Еще в конце XIX век исследователи разных стран, такие, как В. Зомбарт, а впоследствии Н. Рейнгарт, П. Нистром, И. Мерриам, В. Рейнолдс, Л. Локли и др., отмечали растущую роль моды в социально-экономической жизни.В данном подходе рассматривается экономическая обусловленность развития конкретных направлений моды, анализируется взаимосвязь моды и спроса населения на модную одежду, взаимовлияние потребностей людей и производства модной одежды. В отечественной литературе экономическая сторона моды освещалась в основном в журнальных статьях и в ряде специальных исследований. К ним можно отнести работы Л.Ф. Архиповой, С.О. Аничкиной, А.Б. Бравермана, B.C. Крючковой, Ф.А. Крутикова,Л.Ф. Столмова, Н.Т. Фроловой, Р.Б. Фишмана и др.
По мнению Р.Б. Фишмана, экономическая функция моды заключается в том, что она выступает средством расширения сбыта, позволяет увеличить количественные параметры потребления; мода выступает инструментом регулирования потребительских ориентации, одной из наиболее эффективных форм рекламы товаров.
4.Социально-психологический подход.
Социально-психологический подход видит в моде один из механизмов социализации, в котором проявляется человеческая индивидуальность. При этом подходе изучаются такие явления, связанные с модой, как подражание, конформизм, негативизм, идентификация, формы социального заражения, привычка и т.п. Социально-психологический подход учитывает отношение общественных групп и индивидов к проявлениям моды и влияние этого отношения, как на развитие моды, так и на психические процессы, на межличностные отношения, на состояния и свойства личности.
Разнообразные психологические трактовки акцентируют внимание на роли моды в удовлетворении разнообразных психических потребностей человека: в уникальности выбора, самовыражении, выражении бессознательных импульсов и т.д. В моде также выделяют функцию психологической разрядки, особенно значимой в условиях современного информационного общества.
Многие из идей, родившихся в науке под воздействием социально-психологического подхода, прочно укрепились в теоретической литературе о моде и до сих пор оказывают серьезное влияние на современных теоретиков моды.
Отечественные социальные психологи Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, A.M. Агальцев, Г.С. Батыгин и др., обращаясь к теме моды, выявляют ее происхождение и динамику как общественного явления. Правда, не все авторы связывают рассмотрение моды с конкретной социально-психологической установкой и признают ее реальную роль в жизни общества. Так, Б.Ф. Поршнев считает, что «мода принадлежит к очень простым явлениям из сферы настроений»1. Проявление моды автор связывает с легким движением ветерка среди более мощных и глубоких течений социальных эмоций.
Б.Д. Парыгин считает, что «мода — это специфическая и динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающего преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т. д»2. Как любой процесс, мода имеет несколько стадий развития. Первая стадия — это становление, появление новшества, которое появляется в поведении немногих новаторов (тот, кто вносит и осуществляет новые, прогрессивные идеи, приёмы и т. п. в какой-либо области деятельности.) Вторая стадия — это распространение, развитие и господство моды. Какое-либо новшество постепенно принимается все большим количеством людей, становится массовым поведением. Можно привести аналогию между процессом распространения моды и физическим процессом диффузии. Третья стадия — угасание. Цикличность моды, по мнению исследователя, не имеет ярко выраженного структурного характера.
5.Социологический подход.
Серьезное научное изучение моды началось лишь в социологии. Подтверждением тому может служить факт, что уже в XIX веке, с момента зарождения социологии, появились первые знаки серьезного внимания теоретической мысли к моде. Среди выдающихся социологов, отводивших важное место изучению моды в своих работах, можно назвать Г. Тарда,
______________________________
1. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1%6. С. 87-2. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 156.
Г.Спенсера, Г.Зиммеля, В. Зомбарта, Т. Веблена, Г. Блумера, П. Бурдье.
Социологический подход позволяет рассматривать моду как специфический регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, выясняет социальные условия, приводящие в действие психологические механизмы моды. Социологический подход позволяет исследовать связанные с модой социальную расслаивание, престижность, лидерство, формы коллективного поведения и социального контроля, социальный символизм, подключая для этого методы социальной психологии.
Важным вкладом в становление