Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:00, реферат
Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является ее удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок» О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.
Введение…………………………………………..1
1.Эстетический подход…………………………..3
2. Культурно-исторический подход……………..5
3. Экономический подход…………………..……6
4. Социально-психологический подход…………7
5. Социологический подход……………………..8
Заключение……………………………………….19
Список литературы………………………………23
Основатель эволюционной философии и социолог Г. Спенсер относился критически к феномену моды. Считая, что мода по своей сущности является подражанием, Г. Спенсер на основе анализа большого этнографического и
____________________
3 Кант И. Антропология, сочинения в 6-ти томах, т.6. М.: Мысль, 1996. С. 489.
историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий. К первому виду относятся действия, мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом. Ко второму виду — действия, стимулируемые стремлением, подчеркнуть свое равенство с ними. По его мнению, последний мотив лежит в основе возникновения моды.
В «Основаниях этики» Г. Спенсер указывает на «безумства» моды, отмечает чрезмерное увлечение людей внешней стороной жизни в ущерб более «серьезным целям», отстаивает право индивидуума на «разумное несоблюдение» предписаний моды.
Усилившееся во второй половине
XIX века влияние моды на экономику
привело некоторых
По мнению Г. Тарда, в основе процесса общения лежат два явления: изобретение и подражание. По степени устойчивости подражание делится на подражание-обычай и подражание-моду. Мода и подражание содействуют распространению новшеств и ведут к объединении общества. Если обычай - это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то мода - это подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер.
___________________
4. Кант И. Указ. соч. С. 489-490
Г. Тард разработал теорию идеологической причинности моды. Пытаясь доказать правдивость того, что «дух времени управляет модой», он выдвинул гипотезу о переменах во французском костюме (в период с XVIII по XIX век) в обратном порядке и пришел к выводу о невозможности такого превращения, прежде всего, с мужским костюмом. «Она невозможна, потому что события, взгляды и нравы, внешним проявлением которых до известной степени служит костюм, представляют со времени Людовика XIV известную логическую связь, не допускающую, как и законы подражания, чтобы их мелодия была, так сказать, сыграна в о обратном направлении» . При этом ученый проявил непоследовательность в своих суждениях. Г. Тард допускал развитие в обратном направлении женской моды, совершенно независимо от того порядка, в котором развивались идеи и нравы. Он объясняет это «незначительным участием женщин в политической и интеллектуальной жизни, их всегда и всюду преобладающим желанием нравиться физически и, несмотря на их пристрастие к переменам, основною неподвижностью их природы».5
В. Зомбарт, немецкий социолог конца XIX — начала XX века, разработал, как об этом говорилось выше, экономическую теорию моды. Он считал модой всякое изменение, которое ведет к преобразованию потребностей в течение жизни одного поколения. Тем самым подчеркивается экономическое значение моды, влияющей на потребление, и делается попытка дать временной масштаб, производимых модой изменений.
Исследуя капитализм конца XIX века, В. Зомбарт отмечает, что порожденная капитализмом мода лишь внешне напоминает то, считалось модой в докапиталистический период. Конечно, интенсивное развитие производства при капитализме быстро умножает число предметов потребления,
____________________
5. Тард Г. Указ. соч. С. 364.
подверженных влиянию моды. Со вступлением капитализма в монополистическую стадию В. Зомбарт связывает проявление «абсолютной всеобщности моды». В. Зомбарт обращает внимание на «бешеный темп изменчивости моды» как на характерную черту его времени»6.
У истоков социологической
Г. Зиммель, один из наиболее тонких аналитиков моды, в своей работе «Мода», утверждает, что всякая мода есть классовая мода. Согласно его концепции, социальная элита общества использует новые моды для обозначения своего статуса. Мода интерпретируется как социально-статусное явление, функция выражения социально-статусных различий отмечается как основная.
Он описал дуалистические
условия моды как постоянной составляющей
культуры любого общества. Мода представляет
собой подражание какому-то образцу
поведения принятого в данном
обществе, тем самым удовлетворяя
потребности в социальной опоре,
а также превращает поведение
в пример для других. С другой
стороны, она в такой же степени
удовлетворяет потребности в
различии, стремлении к дифференциации
в обществе, к выделению из общей
массы. Во многом это удается моде
благодаря смене содержания, которое
придает моде сегодняшнего дня свой
собственный смысл и оттенок
и отличает ее от моды вчерашней. Мода
- это одна из форм жизни, благодаря
которой соединяются как
_________________________
6. Зомбарт В. Изменчивость потребления (из области теории моды). В кн.: Современный капитализм, т.2-3-й отд., 17гл. М.: 1905. С.338.
единой деятельности. Одна из определяющих характеристик моды - это то, что она принадлежит определенному классу. Мода высшего класса отличается от моды низшего класса. И как только мода высшего класса начинает проникать в низший класс, то высший сразу от нее отказывается. Отсюда можно сделать вывод, что мода играет двоякую роль: во-первых, это социальный "выравниватель", а во-вторых, это воплощение стремления личности к индивидуальности. Таким образом, моду можно определить по тем функциям, которые она выполняет. С одной стороны, она призвана соединить определенный круг, а с другой стороны, отделить его о других.
Из всего этого следует, что связывать и разъединять - это две основные функции моды, которые, обуславливая друг друга, противостоят друг другу.
Сущность моды состоит в том, что моды придерживается всегда только часть группы. Остальная часть находится на пути к ней. В тот момент, когда мода принята всей группой, нечто перестает быть модным. Следовательно, она относится к явлениям того типа, которые направлены на все большее распространение и реализацию, но когда она достигает своей цели, то находит в этом свой конец.
Каждый волен выбирать сам, как ему относится к моде: положительно (принимать ее требования) или отрицательно (не принимать). Однако человек, не следующий моде, опирается на те же предпосылки, что и щеголь, но отрицая моду. И тогда возникает парадокс: становится модным быть немодным.
Социологическую концепцию Г. Зиммеля «наследовал» американский социолог и социальный психолог Г. Блумер, который первым из социологов, изучавших обстоятельно моду, исследовал практику профессиональной модной индустрии. Он выделил следующие социальные функции моды: функцию игры фантазии и каприза; функцию отказа от тирании обычая; функцию условности-установленного вторжения в сферу уникальности: функцию демонстрации своего я; функцию замаскированного выражения сексуальных интересов; функцию отграничения элитных классов; функцию искусственной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высоко-статусными группами.
Г. Блумер отмечает, что в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру» Исходя из этого, он делает акцент на три важные особенности моды:
1)мода выбирает из
2) мода порывает с ближайшим прошлым и устанавливает связь с ближайшим будущим,
3) модный процесс развивает единство восприятия и вкуса, так как мода «сегодняшнего дня» более понятна и естественна.
Многообразные связи моды
с социальной стратификацией, особенности
возникновения и
В конце XX века преобладает подход к моде как социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психологической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Среди отечественных ученых следует отметить, прежде всего, работы Ю.Ф.Гизатуллиной, О.Л. Кузьмук, Л.А. Масалковой, Р.Б. Фишман, З.Б. Элькиной, В.И. Толстых и других авторов сборника «Мода: за и против».
Ю.Ф. Гизатулина анализирует моду как социокультурный феномен 7. К моде она относит господствующие в данное время в данной общности эталоны, стандарты, внешние формы осуществления нашей жизнедеятельности, которые значимы в качестве социального ориентира деятельности каждого, кто находится в зависимости от своего окружения, а также в процессе функционирования и быстрой смены, развития, изменения этих эталонов, форм.
З.Б. Элькина в своей работе, посвященной вопросу социальной роли моды, утверждает, что мода является нормой или эталоном, обладающим признаком относительной новизны, весьма быстро распространяющимся и довольно быстро исчезающим 8. Данный эталон обычно неосознанно принимается индивидами при наличии у последних относительной свободы выбора. Утверждая социологический аспект в существовании феномена моды, З.Б. Элькина делает вывод, что длительность моды зависит от степени социальной значимости факторов, породивших данную моду, от срока действия этих факторов, от конкретной обстановки, в которой существует данная мода, от степени восприимчивости социальной среды, от устойчивости оценок воспринимающей моду публики.
Наиболее значимый вклад в изучение социологии моды внес А.Б. Гофман. Исследователь анализировал структурообразующий компонент моды, рассматривал соотношение моды и обычая, выявил ценности моды, определил взаимосвязь моды и массовой культуры.
А.Б. Гофман рассматривал также поведенческое и деятельностное основание моды. Он представил моду в виде структуры, состоящей из взаимосвязанных элементов. Основные элементы моды, способы и правила поведения и действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, Гофман называл модными стандартами. К средствам фиксации модных стандартов он
___________________
7.Гизатулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, канд. соц. наук. M., 1994.
8. Элькина З.Б. Мода и сс социальная сущность, канд. филос. наук. Л., 1974.
отнес все существующие в культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды до печатного текста. Модные стандарты чаще всего реализуются посредством модных объектов. К ним Гофман относит предметы, слова, идеи и т. п., а также свойства объектов.
Современные исследования моды и костюма направлены на их рассмотрение с точки зрения эффектов социальной коммуникации.
В своих исследованиях А.Б. Гофман рассматривает моду и как одну из форм коммуникации. Модные стандарты и объекты являются знаковыми средствами, с помощью которых в обществе осуществляется коммуникация. В условиях непродолжительного общения костюм способствует «быстрой и адекватной оценке субъектов процесса, с одной стороны, и быстрой экспрессивной демонстрации своего Я — с другой 9 ». Т.В. Козловой была описана социальная символика костюма. В.Ю. Борев, А.В. Коваленко, Л.B. Петров попытались рассмотреть моду как специфический способ межличностной коммуникации. В этом контексте мода определялась как мера обработки социальной информации.
М.Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» указывает на одежду как один из каналов массовой коммуникации. Феномену моды посвящает свое исследование Ж.Липовецки. Структуралистское объяснение феномена моды осуществил в своих работах Р. Барт . Он подверг семиотическому анализу проблему отношений между костюмом и модой как знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует «модные» сообщения.
Актуальность темы исследования определяется тем, что сам процесс формирования основ информационного общества сопряжен с осмыслением коммуникативного пространства социума. Взаимодействие разделенных
_______________________
9. Гофман Л.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000. С. 27.
огромными пространствами людей
становится возможным именно на основе
обмена информацией. Особое значение в
этом процессе обмена информацией получает
социокультурная информация - трансляция
культурных навыков, стереотипов, инноваций.
Обмен культурными знаками
В последние полстолетия обмен новациями в области одежды приобрел глобальный характер: показы модной одежды вызывают интерес в разных уголках земного шара, существует постоянный телеканал, транслирующий информацию о мире модной одежды. Повсеместно именно одежда стала восприниматься как синоним термина мода. Посещение галерей модной одежды, бутиков, знание имен дизайнеров одежды, истории их творчества — все это стало неотъемлемыми признаками современного культурного человека, как прежде таковым было знание искусства театра и кино, литературы.
Костюм является не только частью более общего понятия «одежда», но и одним из важнейших компонентов социальной невербальной коммуникации. С содержательной стороны различные костюмы отражают различные целесообразно ориентированные стандарты поведения конкретных лиц в типичных ситуациях (сравним, например, поведение футбольного игрока и театрального актера). Очевидно, что костюм интегрирован в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества.
Таким образом, возрастающий в современном научном поле интерес к изучению костюма как социокультурного кода времени демонстрирует целесообразность проведенного мною изучения.