Социально-психологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является ее удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок» О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.

Содержание работы

Введение…………………………………………..1
1.Эстетический подход…………………………..3
2. Культурно-исторический подход……………..5
3. Экономический подход…………………..……6
4. Социально-психологический подход…………7
5. Социологический подход……………………..8
Заключение……………………………………….19
Список литературы………………………………23

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

Основатель эволюционной философии и социолог Г. Спенсер  относился критически к феномену моды. Считая, что мода по своей сущности является подражанием, Г. Спенсер на основе анализа большого этнографического и

____________________

3 Кант И. Антропология, сочинения в 6-ти томах, т.6. М.: Мысль, 1996. С. 489.

 историко-культурного  материала выделил два вида подражательных действий. К первому виду относятся действия, мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом. Ко второму виду — действия, стимулируемые стремлением, подчеркнуть свое равенство с ними. По его мнению, последний мотив лежит в основе возникновения моды.

В «Основаниях этики» Г. Спенсер указывает на «безумства» моды, отмечает чрезмерное увлечение людей внешней стороной жизни в ущерб более «серьезным целям», отстаивает право индивидуума на «разумное несоблюдение» предписаний моды.

Усилившееся во второй половине XIX века влияние моды на экономику  привело некоторых исследователей того времени к преувеличению  силы действия моды на жизнь общества. Так, французский социолог Г. Тард рассматривает историю общества как периодическую смену эпох обычаев и эпох моды, а в подражании видит коренной принцип общественной жизни. Мода, по его мнению, является простейшей, «мимолетной» формой постоянно модифицирующегося общественного содержания. Несмотря на это она успевает ухватить и по-своему «зафиксировать» на определенное время некоторые существенные моменты происходящего процесса в общении и поведении людей, внешних формах быта и т. д.

По мнению Г. Тарда, в основе процесса общения лежат два явления: изобретение и подражание. По степени устойчивости подражание делится на подражание-обычай и подражание-моду. Мода и подражание содействуют распространению новшеств и ведут к объединении общества. Если обычай - это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то мода - это подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер.

___________________

4. Кант И. Указ. соч. С. 489-490

Г. Тард разработал теорию идеологической причинности моды. Пытаясь доказать правдивость того, что «дух времени управляет модой», он выдвинул гипотезу о переменах во французском костюме (в период с XVIII по XIX век) в обратном порядке и пришел к выводу о невозможности такого превращения, прежде всего, с мужским костюмом. «Она невозможна, потому что события, взгляды и нравы, внешним проявлением которых до известной степени служит костюм, представляют со времени Людовика XIV известную логическую связь, не допускающую, как и законы подражания, чтобы их мелодия была, так сказать, сыграна в о обратном направлении» . При этом ученый проявил непоследовательность в своих суждениях. Г. Тард допускал развитие в обратном направлении женской моды, совершенно независимо от того порядка, в котором развивались идеи и нравы. Он объясняет это «незначительным участием женщин в политической и интеллектуальной жизни, их всегда и всюду преобладающим желанием нравиться физически и, несмотря на их пристрастие к переменам, основною неподвижностью их природы».5

В. Зомбарт, немецкий социолог конца XIX — начала XX века, разработал, как об этом говорилось выше, экономическую теорию моды. Он считал модой всякое изменение, которое ведет к преобразованию потребностей в течение жизни одного поколения. Тем самым подчеркивается экономическое значение моды, влияющей на потребление, и делается попытка дать временной масштаб, производимых модой изменений.

Исследуя капитализм конца XIX века, В. Зомбарт отмечает, что порожденная капитализмом мода лишь внешне напоминает то, считалось модой в докапиталистический период. Конечно, интенсивное развитие производства при капитализме быстро умножает число предметов потребления,

____________________

5. Тард Г. Указ. соч. С. 364.

подверженных влиянию моды. Со вступлением капитализма в монополистическую стадию В. Зомбарт связывает проявление «абсолютной всеобщности моды». В. Зомбарт обращает внимание на «бешеный темп изменчивости моды» как на характерную черту его времени»6.

У истоков социологической концепции исследования моды стоял Г. Зиммель, сформировавший в начале XX века так называемую «элитарную концепцию моды». Именно он впервые исследовал моду как цикличное явление и указал на ее связь с иерархической структурой общества.

Г. Зиммель, один из наиболее тонких аналитиков моды, в своей работе «Мода», утверждает, что всякая мода есть классовая мода. Согласно его концепции, социальная элита общества использует новые моды для обозначения своего статуса. Мода интерпретируется как социально-статусное явление, функция выражения социально-статусных различий отмечается как основная.

Он описал дуалистические условия моды как постоянной составляющей культуры любого общества. Мода представляет собой подражание какому-то образцу  поведения принятого в данном обществе, тем самым удовлетворяя потребности в социальной опоре, а также превращает поведение  в пример для других. С другой стороны, она в такой же степени  удовлетворяет потребности в  различии, стремлении к дифференциации в обществе, к выделению из общей  массы. Во многом это удается моде благодаря смене содержания, которое  придает моде сегодняшнего дня свой собственный смысл и оттенок  и отличает ее от моды вчерашней. Мода - это одна из форм жизни, благодаря  которой соединяются как тенденция  к социальному выравниванию, так  и тенденция к индивидуальному  различию и изменению в

_________________________

6. Зомбарт В. Изменчивость потребления (из области теории моды). В кн.: Современный капитализм, т.2-3-й отд., 17гл. М.: 1905. С.338.

единой деятельности. Одна из определяющих характеристик моды - это то, что она принадлежит определенному классу. Мода высшего класса отличается от моды низшего класса. И как только мода высшего класса начинает проникать в низший класс, то высший сразу от нее отказывается. Отсюда можно сделать вывод, что мода играет двоякую роль: во-первых, это социальный "выравниватель", а во-вторых, это воплощение стремления личности к индивидуальности. Таким образом, моду можно определить по тем функциям, которые она выполняет. С одной стороны, она призвана соединить определенный круг, а с другой стороны, отделить его о других.

Из всего этого следует, что связывать и разъединять - это две основные функции моды, которые, обуславливая друг друга, противостоят друг другу.

Сущность моды состоит  в том, что моды придерживается всегда только часть группы. Остальная часть  находится на пути к ней. В тот  момент, когда мода принята всей группой, нечто перестает быть модным. Следовательно, она относится к  явлениям того типа, которые направлены на все большее распространение  и реализацию, но когда она достигает  своей цели, то находит в этом свой конец.

Каждый волен выбирать сам, как ему относится к моде: положительно (принимать ее требования) или отрицательно (не принимать). Однако человек, не следующий моде, опирается на те же предпосылки, что и щеголь, но отрицая моду. И тогда возникает парадокс: становится модным быть немодным.

Социологическую концепцию Г. Зиммеля «наследовал» американский социолог и социальный психолог Г. Блумер, который первым из социологов, изучавших обстоятельно моду, исследовал практику профессиональной модной индустрии. Он выделил следующие социальные функции моды: функцию игры фантазии и каприза; функцию отказа от тирании обычая; функцию условности-установленного вторжения в сферу уникальности: функцию демонстрации своего я; функцию замаскированного выражения сексуальных интересов; функцию отграничения элитных классов; функцию искусственной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высоко-статусными группами.

Г. Блумер отмечает, что в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру» Исходя из этого, он делает акцент на три важные особенности моды:

1)мода выбирает из разнообразных  культурных моделей один образец,  который принимается всеми в  качестве нормы,

2) мода порывает с ближайшим  прошлым и устанавливает связь  с ближайшим будущим,

3) модный процесс развивает  единство восприятия и вкуса,  так как мода «сегодняшнего дня» более понятна и естественна.

Многообразные связи моды с социальной стратификацией, особенности  возникновения и распространения  модных тенденций изучались в  исследованиях Э. Каца, П. Лазарсфельда, Б. Барбера, JI. Лобела, Р. Кёнига и др.

В конце XX века преобладает  подход к моде как социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психологической регуляции, тесно связанному с основными  ценностями и тенденциями развития современного общества. Среди отечественных  ученых следует отметить, прежде всего, работы Ю.Ф.Гизатуллиной, О.Л. Кузьмук, Л.А. Масалковой, Р.Б. Фишман, З.Б. Элькиной, В.И. Толстых и других авторов сборника «Мода: за и против».

Ю.Ф. Гизатулина анализирует моду как социокультурный феномен 7. К моде она относит господствующие в данное время в данной общности эталоны, стандарты, внешние формы осуществления нашей жизнедеятельности, которые значимы в качестве социального ориентира деятельности каждого, кто находится в зависимости от своего окружения, а также в процессе функционирования и быстрой смены, развития, изменения этих эталонов, форм.

З.Б. Элькина в своей работе, посвященной вопросу социальной роли моды, утверждает, что мода является нормой или эталоном, обладающим признаком относительной новизны, весьма быстро распространяющимся и довольно быстро исчезающим 8. Данный эталон обычно неосознанно принимается индивидами при наличии у последних относительной свободы выбора. Утверждая социологический аспект в существовании феномена моды, З.Б. Элькина делает вывод, что длительность моды зависит от степени социальной значимости факторов, породивших данную моду, от срока действия этих факторов, от конкретной обстановки, в которой существует данная мода, от степени восприимчивости социальной среды, от устойчивости оценок воспринимающей моду публики.

Наиболее значимый вклад  в изучение социологии моды внес А.Б. Гофман. Исследователь анализировал структурообразующий компонент  моды, рассматривал соотношение моды и обычая, выявил ценности моды, определил  взаимосвязь моды и массовой культуры.

А.Б. Гофман рассматривал также  поведенческое и деятельностное основание моды. Он представил моду в виде структуры, состоящей из взаимосвязанных элементов. Основные элементы моды, способы и правила поведения и действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, Гофман называл модными стандартами. К средствам фиксации модных стандартов он

___________________

7.Гизатулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, канд. соц. наук. M., 1994.

8. Элькина З.Б. Мода и сс социальная сущность, канд. филос. наук. Л., 1974.

отнес все существующие в  культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды до печатного текста. Модные стандарты чаще всего реализуются  посредством модных объектов. К ним  Гофман относит предметы, слова, идеи и т. п., а также свойства объектов.

Современные исследования моды и костюма направлены на их рассмотрение с точки зрения эффектов социальной коммуникации.

В своих исследованиях  А.Б. Гофман рассматривает моду и  как одну из форм коммуникации. Модные стандарты и объекты являются знаковыми средствами, с помощью  которых в обществе осуществляется коммуникация. В условиях непродолжительного общения костюм способствует «быстрой и адекватной оценке субъектов процесса, с одной стороны, и быстрой  экспрессивной демонстрации своего Я — с другой 9 ». Т.В. Козловой была описана социальная символика костюма. В.Ю. Борев, А.В. Коваленко, Л.B. Петров попытались рассмотреть моду как специфический способ межличностной коммуникации. В этом контексте мода определялась как мера обработки социальной информации.

М.Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» указывает на одежду как один из каналов массовой коммуникации. Феномену моды посвящает свое исследование Ж.Липовецки. Структуралистское объяснение феномена моды осуществил в своих работах Р. Барт . Он подверг семиотическому анализу проблему отношений между костюмом и модой как знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует «модные» сообщения.

Актуальность темы исследования определяется тем, что сам процесс  формирования основ информационного  общества сопряжен с осмыслением  коммуникативного пространства социума. Взаимодействие разделенных

_______________________

 9. Гофман Л.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.,       2000. С. 27.

огромными пространствами людей  становится возможным именно на основе обмена информацией. Особое значение в  этом процессе обмена информацией получает социокультурная информация - трансляция культурных навыков, стереотипов, инноваций. Обмен культурными знаками взаимообогащает развитие региональных культур, способствует выработке международного языка. При этом трансляция вербальной информации требует более высокого «порога вхождения» в диалог культур, чем трансляция невербальных знаковых систем. В связи с этим на современном этапе актуализируются информационные каналы невербальной социальной коммуникации. К числу актуальных невербальных социо-коммуникативных систем можно отнести и одежду.

В последние полстолетия  обмен новациями в области  одежды приобрел глобальный характер: показы модной одежды вызывают интерес  в разных уголках земного шара, существует постоянный телеканал, транслирующий  информацию о мире модной одежды. Повсеместно  именно одежда стала восприниматься как синоним термина мода. Посещение  галерей модной одежды, бутиков, знание имен дизайнеров одежды, истории их творчества — все это стало  неотъемлемыми признаками современного культурного человека, как прежде таковым было знание искусства театра и кино, литературы.

Костюм является не только частью более общего понятия «одежда», но и одним из важнейших компонентов социальной невербальной коммуникации. С содержательной стороны различные костюмы отражают различные целесообразно ориентированные стандарты поведения конкретных лиц в типичных ситуациях (сравним, например, поведение футбольного игрока и театрального актера). Очевидно, что костюм интегрирован в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества.

Таким образом, возрастающий в современном научном поле интерес  к изучению костюма как  социокультурного кода времени демонстрирует целесообразность проведенного мною изучения.

Информация о работе Социально-психологический подход