Социально-психологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является ее удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок» О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.

Содержание работы

Введение…………………………………………..1
1.Эстетический подход…………………………..3
2. Культурно-исторический подход……………..5
3. Экономический подход…………………..……6
4. Социально-психологический подход…………7
5. Социологический подход……………………..8
Заключение……………………………………….19
Список литературы………………………………23

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

Объектом изучения являются человеческая одежда как социокультурный феномен и мода как явление, влияющее на изменение форм костюма.

Предметом работы является современный костюм как социокультурный код времени.

В данной семестровой работе были поставлены следующие задачи:

1. Уточнение понятий коммуникация, невербальная коммуникация, уровни  коммуникации, синтетические коммуникативные  знаки, социокультурный знак как  разновидность синтетических коммуникативных  знаков.

2. Анализ костюма и  моды как уровней культурной  феноменологии.

3. Анализ костюма как  знаковой системы, выделение видов  социальной информации, передаваемых  костюмом, анализ генерирования  внешних и внутренних значений  костюма, анализ эволюции социокультурных  знаков в эпоху постмодернизма.

Теоретико-методологическую основу семестровой работы составляют работы современных западных и отечественных ученых, отражающие формирование моды и костюма как средств коммуникации в обществе, посвященные семиотике моды и костюма.

Структурно-функциональный метод позволяет анализировать  взаимосвязь основных понятий работы, построить описание костюма как  системы невербальной коммуникации. Он также дает возможность прогнозировать изменения в исследуемой области, связанные с развитием, современных  средств коммуникации, динамикой  социокультурных знаков. Историко-культурный и сравнительный методы, позволили  с наибольшей точностью выявить специфические социо-коммуникативные аспекты эволюции костюма на разных исторических этапах развития общества.

В своем изучении я опирался на труды по теории и истории социальной коммуникации таких авторов, как Барт, Маклюэн, Дридзе 10 , Конецкая 11, и др., где теоретический анализ охватывает не только исторические формы социальной коммуникации, но и процессы ее активного воздействия на различные стороны жизни общества.

Кроме того, исследовать  моду в области одежды можно по подлинным костюмам обычно не более  двухсот-трехсотлетней давности и то преимущественно по сохранившейся одежде правящих классов. В основном при анализе моды в костюме исследователи прибегают к иконографическому материалу, т.е. к всякого рода изображениям костюма в живописи, графике, журналах мод. Методологическая трудность изучения такого материала заключается в том, что при всем реализме и точности передачи костюма в произведениях живописи или графики приходится учитывать тот факт, что художник привносит в образ человека, изображенного на портрете, свое субъективное видение модели, что изображенный костюм мог быть и не типичен для данного класса и дайной эпохи и что художник выбрал его для отражения социальных и индивидуальных черт человека, изображенного на портрете или картине.

Заключение: 

Проделанная работа по теме «современный костюм как социокультурный код времени» позволяет сформулировать следующие теоретические и практические выводы:

_________________________

10.Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

11.Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

На основе анализа и  объединения  основных концепций и теоретических разработок, существующих в гуманитарных науках в отношении феноменов моды и костюма, выделены следующие типичные теоретические подходы к изучению этого явления: а) социологический подход; б) эстетический подход; в) социально-психологический подход; г) экономический подход;      д) культурно-исторический подход.

В результате рассмотрения существующего многообразия исследовательских  подходов к изучению костюма и  моды показано, что костюм и мода выполняют и функцию социальной коммуникации и могут быть рассмотрены  с коммуникативной точки зрения.

Показано, что мода - это  социальный феномен, связанный с  процессом инноваций в социуме. Роль этого феномена возрастает в  переломные для социума эпохи. Наблюдающийся  в настоящее время процесс  формирования информационного общества ускоряет институт моды, и в связи с этим модные тенденции обнаруживаются практически во всех сферах жизни общества: модные идеи, модные типы работы, модный стиль жизни и т.п.

В процессе перехода к информационному  обществу наблюдается актуализация невербальных каналов коммуникации, имеющих более низкий «порог вхождения» и в связи с этим обеспечивающих эффективную межкультурную коммуникацию. Наряду с традиционно выделяемыми паралингвистическими средствами (мимика, поза, жесты) следует рассматривать и одежду человека, являющуюся одним из важнейших каналов невербальной передачи социально значимой информации.

В работе обосновывается взгляд на неязыковые знаки как на синтетические по своей природе знаки, где вербальное и невербальное начала слиты воедино. Мимика, жесты, одежда создают определенный образ собеседника, а затем этот образ проходит стадию выражения («собеседник выразил кивком одобрение, согласие» и т.д.).

Одежда человека (костюм и необходимые аксессуары: шляпы, перчатки, зонты, часы, украшения, обувь  и т.п.) образует коммуникативную  систему синтетического типа. Предыдущие исследования синтетического уровня коммуникации опирались в основном на материал искусства и в качестве основной единицы синтетического уровня коммуникации предлагали рассматривать художественный образ. В узком смысле теоретики даже указывали на синтез аудиовизуальных средств как на характерную особенность синтетического уровня коммуникации. В настоящем исследовании эта точка зрения подвергается критическому осмыслению. Доказывается, что тип системы определяется типом господствующих в ней знаков и системными отношениями, которые устанавливаются между знаками. В этом плане аудиовизуальный синтез характерен лишь для части искусств (кино, опера, балет), но не затрагивает гомогенные искусства (литература, живопись, архитектура). Тем не менее, все искусства апеллируют к художественным образам как основным системным единицам.

Художественный образ  — это социокультурный знак, его  адекватное прочтение требует не только знания конкретного кода искусства, но и знания социокультурной информации, без которой невозможна разъяснение заложенных в образе глубинных смыслов. Стремление к построению образов (вторичных знаковых систем) лежит и в основе искусства одеваться. В представленной работе художественный образ рассматривается как частный вид социокультурных знаков в ряду других социокультурных знаков (стереотип, бренд, костюм и т.п.), а перечень синтетических систем коммуникации дополняется системой одежды.

Костюм признается невербальной социокультурной системой. Элементы костюма рассматриваются как  синтетические знаки коммуникации. Как социокультурная система  костюм определён логикой развития культуры, подчиняется основным тенденциям трансформации культуры в связи с формированием всемирного информационного общества. Как культурный феномен одежда и ее институты (дома моды, недели высокой моды, бутики) занимает одно из важнейших мест в структуре современного досуга молодежи, в системе ее ценностей и интересов. Как коммуникативная система, костюм развивается в направлении по усилению обозначающих выражение элементов значения, что, в свою очередь, ведет к неоднозначности разъяснения смыслов, коммуникативной полифонии. Как система, оперирующая синтетическими знаками, костюм рассматривается как особый вид культурной продукции, занимающий промежуточное место между искусством и массовой коммуникацией.

Показано, что костюм не просто формулирует какое-либо сообщение, но и представляет собой важную часть  социального порядка. На основе рассмотрения характера потребностей индивида, определяющих выбор им костюма, выделены следующие  типы социальной информации, которую  сообщает индивид с помощью костюма: а) социальный статус, б) социальная роль, в) экономический статус, г) политический статус, д) религиозный статус и е) участие в различных социальных ритуалах. Показано, что костюм помогает окружающим, верно, разъяснять социальное положение индивида и выбрать по отношению к нему определенный тип поведения.

Предложено разграничивать внутренние и внешние значения предметов  костюма. На основе анализа процесса выработки внутренних значений костюма  показано, что любое значение является продуктом социального согласования, что без социальной договоренности коммуникации не существует. Рассмотрена  роль дизайнера, потребителя, смотрящего и власти в порождении внешних значений костюма.

Установлено, что костюм как социокультурный знак занимает важное место в современном коммуникативном  пространстве. Тексты моды (костюм, коллекция  одежды) не только характеризуют новые  тенденции статусного потребления  и тенденции к самоидентификации  социальных групп, но и становятся синонимом  культуры: для большинства молодежи посещение модных магазинов заменяет посещение библиотеки, музея. В рамках пространства социальной коммуникации костюм приобретает ряд новых функций (утилитарная, магическая, статусная дополняются функциями культурной самоидентификации, межличностной коммуникации, психологической реабилитации).

С точки зрения актуальных социальных обозначений костюм свидетельствует об определенных сдвигах в системе ценностей современной культуры и дает пищу для социальных футурологов (учёных). В связи с этим рассмотрено влияние идеологии постмодернизма на эволюцию современного костюма и систему социокультурных значений элементов одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

1.Герасимова Ю.Л. История костюма и моды: Учеб. пособие. - 
    Омск: ОГИС, 2002 г.

2. Барт Р. Избранные  работы. Семиотика. Поэтика. М.: Знание,1989.

3. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

4. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Мысль, 1997.

5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.

6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросовет,2000.

7. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.: Мысль, 1986.

8. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б & К, 2000.

9. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.

10. Буровик К.А. Родословная вещей. М.: Знание, 1985.

11. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Мысль, 1984.

12. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮурГУ, 1998.

13. 22.Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. 
    - М.: ВЛАДОС, 2002 г.

14. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.


Информация о работе Социально-психологический подход