Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:00, реферат
Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является ее удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок» О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.
Введение…………………………………………..1
1.Эстетический подход…………………………..3
2. Культурно-исторический подход……………..5
3. Экономический подход…………………..……6
4. Социально-психологический подход…………7
5. Социологический подход……………………..8
Заключение……………………………………….19
Список литературы………………………………23
Объектом изучения являются человеческая одежда как социокультурный феномен и мода как явление, влияющее на изменение форм костюма.
Предметом работы является современный костюм как социокультурный код времени.
В данной семестровой работе были поставлены следующие задачи:
1. Уточнение понятий
2. Анализ костюма и моды как уровней культурной феноменологии.
3. Анализ костюма как
знаковой системы, выделение
Теоретико-методологическую основу семестровой работы составляют работы современных западных и отечественных ученых, отражающие формирование моды и костюма как средств коммуникации в обществе, посвященные семиотике моды и костюма.
Структурно-функциональный
метод позволяет анализировать
взаимосвязь основных понятий работы,
построить описание костюма как
системы невербальной коммуникации.
Он также дает возможность прогнозировать
изменения в исследуемой
В своем изучении я опирался на труды по теории и истории социальной коммуникации таких авторов, как Барт, Маклюэн, Дридзе 10 , Конецкая 11, и др., где теоретический анализ охватывает не только исторические формы социальной коммуникации, но и процессы ее активного воздействия на различные стороны жизни общества.
Кроме того, исследовать моду в области одежды можно по подлинным костюмам обычно не более двухсот-трехсотлетней давности и то преимущественно по сохранившейся одежде правящих классов. В основном при анализе моды в костюме исследователи прибегают к иконографическому материалу, т.е. к всякого рода изображениям костюма в живописи, графике, журналах мод. Методологическая трудность изучения такого материала заключается в том, что при всем реализме и точности передачи костюма в произведениях живописи или графики приходится учитывать тот факт, что художник привносит в образ человека, изображенного на портрете, свое субъективное видение модели, что изображенный костюм мог быть и не типичен для данного класса и дайной эпохи и что художник выбрал его для отражения социальных и индивидуальных черт человека, изображенного на портрете или картине.
Заключение:
Проделанная работа по теме «современный костюм как социокультурный код времени» позволяет сформулировать следующие теоретические и практические выводы:
_________________________
10.Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
11.Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
На основе анализа и объединения основных концепций и теоретических разработок, существующих в гуманитарных науках в отношении феноменов моды и костюма, выделены следующие типичные теоретические подходы к изучению этого явления: а) социологический подход; б) эстетический подход; в) социально-психологический подход; г) экономический подход; д) культурно-исторический подход.
В результате рассмотрения
существующего многообразия исследовательских
подходов к изучению костюма и
моды показано, что костюм и мода
выполняют и функцию социальной
коммуникации и могут быть рассмотрены
с коммуникативной точки
Показано, что мода - это социальный феномен, связанный с процессом инноваций в социуме. Роль этого феномена возрастает в переломные для социума эпохи. Наблюдающийся в настоящее время процесс формирования информационного общества ускоряет институт моды, и в связи с этим модные тенденции обнаруживаются практически во всех сферах жизни общества: модные идеи, модные типы работы, модный стиль жизни и т.п.
В процессе перехода к информационному обществу наблюдается актуализация невербальных каналов коммуникации, имеющих более низкий «порог вхождения» и в связи с этим обеспечивающих эффективную межкультурную коммуникацию. Наряду с традиционно выделяемыми паралингвистическими средствами (мимика, поза, жесты) следует рассматривать и одежду человека, являющуюся одним из важнейших каналов невербальной передачи социально значимой информации.
В работе обосновывается взгляд на неязыковые знаки как на синтетические по своей природе знаки, где вербальное и невербальное начала слиты воедино. Мимика, жесты, одежда создают определенный образ собеседника, а затем этот образ проходит стадию выражения («собеседник выразил кивком одобрение, согласие» и т.д.).
Одежда человека (костюм и необходимые аксессуары: шляпы, перчатки, зонты, часы, украшения, обувь и т.п.) образует коммуникативную систему синтетического типа. Предыдущие исследования синтетического уровня коммуникации опирались в основном на материал искусства и в качестве основной единицы синтетического уровня коммуникации предлагали рассматривать художественный образ. В узком смысле теоретики даже указывали на синтез аудиовизуальных средств как на характерную особенность синтетического уровня коммуникации. В настоящем исследовании эта точка зрения подвергается критическому осмыслению. Доказывается, что тип системы определяется типом господствующих в ней знаков и системными отношениями, которые устанавливаются между знаками. В этом плане аудиовизуальный синтез характерен лишь для части искусств (кино, опера, балет), но не затрагивает гомогенные искусства (литература, живопись, архитектура). Тем не менее, все искусства апеллируют к художественным образам как основным системным единицам.
Художественный образ — это социокультурный знак, его адекватное прочтение требует не только знания конкретного кода искусства, но и знания социокультурной информации, без которой невозможна разъяснение заложенных в образе глубинных смыслов. Стремление к построению образов (вторичных знаковых систем) лежит и в основе искусства одеваться. В представленной работе художественный образ рассматривается как частный вид социокультурных знаков в ряду других социокультурных знаков (стереотип, бренд, костюм и т.п.), а перечень синтетических систем коммуникации дополняется системой одежды.
Костюм признается невербальной
социокультурной системой. Элементы
костюма рассматриваются как
синтетические знаки
Показано, что костюм не просто формулирует какое-либо сообщение, но и представляет собой важную часть социального порядка. На основе рассмотрения характера потребностей индивида, определяющих выбор им костюма, выделены следующие типы социальной информации, которую сообщает индивид с помощью костюма: а) социальный статус, б) социальная роль, в) экономический статус, г) политический статус, д) религиозный статус и е) участие в различных социальных ритуалах. Показано, что костюм помогает окружающим, верно, разъяснять социальное положение индивида и выбрать по отношению к нему определенный тип поведения.
Предложено разграничивать
внутренние и внешние значения предметов
костюма. На основе анализа процесса
выработки внутренних значений костюма
показано, что любое значение является
продуктом социального
Установлено, что костюм
как социокультурный знак занимает
важное место в современном
С точки зрения актуальных социальных обозначений костюм свидетельствует об определенных сдвигах в системе ценностей современной культуры и дает пищу для социальных футурологов (учёных). В связи с этим рассмотрено влияние идеологии постмодернизма на эволюцию современного костюма и систему социокультурных значений элементов одежды.
Список литературы:
1.Герасимова Ю.Л. История костюма
и моды: Учеб. пособие. -
Омск: ОГИС, 2002 г.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Знание,1989.
3. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
4. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Мысль, 1997.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросовет,2000.
7. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.: Мысль, 1986.
8. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б & К, 2000.
9. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
10. Буровик К.А. Родословная вещей. М.: Знание, 1985.
11. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Мысль, 1984.
12. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮурГУ, 1998.
13. 22.Короткова М.В. Культура
повседневности: История костюма.
- М.: ВЛАДОС, 2002 г.
14. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.