Социальные факторы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………
2. Игрушка и антиигрушка………………………………………………………..
3. Ребёнок и компьютер…………………………………………………………..
3.1 Почему компьютер так притягивает детей?....................................................
3.2 Какую опасность таит в себе интернет?..........................................................
4. Важнейшие факторы демографического кризиса в России………………….
5.Девиантное поведение детей и подростков……………………………………
6.Заключение………………………………………………………………………
7.Список литературы:……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

антропология.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

                                                  Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………………

2. Игрушка и антиигрушка………………………………………………………..

3. Ребёнок и компьютер…………………………………………………………..

3.1 Почему компьютер  так притягивает детей?....................................................

3.2 Какую опасность  таит в себе интернет?..........................................................

4. Важнейшие  факторы демографического кризиса  в России………………….

5.Девиантное поведение  детей и подростков……………………………………

6.Заключение………………………………………………………………………

7.Список литературы:……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Ребенок появляется на свет с определенными врожденными  задатками, они создают лишь известные  органические предпосылки для его  психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком? 
В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм,образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. 
Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь. 
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

В своей работе, я хочу рассмотреть  социальные факторы  развития, которые влияют на развитие человека и становление детской личности, рассмотреть во что играют наши дети, причины демографического кризиса и девиантное поведение.

2. Игрушка и антиигрушка.

Игрушка - великое  изобретение человечества. В ней  не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение.  
Игрушка — инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры — для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий, знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону. В детской игре воплощены представления о добре и зле. Без доброты — этой внутренней гармонии — при всем внешнем несовершенстве мира и вопреки ему нормально развиваться и жить невозможно, можно только «выживать». Добрые отношения, такие как сорадование и сострадание, — есть «идеальная норма» нашего времени, без установления и исполнение которой мир погибнет, ибо сейчас он стоит у последней черты. Ребенок изначально обладает способностью, вернее, искусством быть добрым, и те условия, которые задаем ему мы, проявляют или приглушает этот дар. Мы, взрослые, это не только мама, папа, бабушка, учитель или врач, милиционер или дворник. Это телеэкран и компьютер, вывески на улице и метро, радио, книги и игрушки. Культура — это Совокупный Взрослый», до которого ребенку еще надо дотянуться, карабкаясь по наклонной плоскости» человеческих отношений. Игрушка и антиигрушка как нельзя более четко определяют направления выбора устремлений современной цивилизации: ко Христу, а значит, жизни, радости, благодати, или к антихристу, а г значит, умиранию, унынию, духовной смуте. Выбор за нами.Игрушка не только развлечение, но она готова помочь и в учении, и в лечении вашего малыша. Конечно, не сама по себе. Сама по себе игрушка не может ни защитить ни научить, ни вылечить — без взрослых, — мамы и папы, бабушки и дедушки, а также тетушки и крестные, соседи и знакомые и, конечно, воспитатели, педагоги, учителя и психологи.Нужно  играть вместе с детьми.Именно рядом с детьми, в детской субкультуре открываются для нас начальные пути отношения к другому человеку как к образу Божьему и к окружающему мир» как Его творению. И без этих отношений не, может быть счастлив и духовно здоров любой человек и, прежде всего, ребенок. А такие отношения рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совмести ной деятельности маленького человека с другими — взрослыми и сверстниками.Зафиксированные в образах современных игр и игрушек архетипы плотского бытия, насилия и разврата как главного, как побеждающего начала в человеке воплощают, формируют Новый мировой порядок — все они создают картину мира последних времен, при которой игрушки превращаются в АнтиИгрушки. И от нас, взрослых, зависит, что окажется сегодня в руках наших детей — игрушки или антиигрушки.

"Антиигрушка"  не развивает, а ведет к личностному разрушению. Ее чрезмерная имитационность и "сенсорная агрессивность" (от куклы Барби до компьютерного dum-а) подавляет собственное стремление ребенка выдумывать, фантазировать, создавать, мыслить, радоваться, общаться. У кого есть дети, сразу поймут, о чем речь.На уровне инстинкта дети сопротивляются "антиигрушкам". Не раз приходилось наблюдать, как ребенок в окружении машин и самолетов, полностью имитирующих настоящие, берется за "простые формы", так называемые "архетипические игрушки" — кубики, обручи, веревочки и т.д. — и мастерит из них в своем сознании, что угодно, ту же ракету, или дом, или мост.От взрослых, зависит, что окажется  в руках наших детей — игрушки или антиигрушки.

Игрушка — это вполне серьезно. Нормальный ребенок — играющий ребенок, который осваивает различные способы действия с игрушкой как культурным предметом, а также игровые правила и нормы общения со взрослыми и сверстниками. Казалось бы, это естественная потребность и способность ребенка — играть. Какое богатство и разнообразие игрушек предоставлено ему! Однако по наблюдениям психологов всего мира, дети перестают играть. И в это трудно поверить. Что бы вы сказали, если птицы перестали бы петь, цветы цвести, а зайцы прыгать? На смену играм приходят иные формы совместной деятельности, которые предоставляет детям общество взрослых, мы с вами. Одни находят подвалы и чердаки, другие — компьютерные клубы и Интернет. Неизвестно, что лучше, вернее, что хуже. В детской игре воплощены представления о добре и зле. Без доброты — этой внутренней гармонии — при всем внешнем несовершенстве мира и вопреки ему нормально развиваться и жить невозможно, можно только «выживать». Добрые отношения, такие как сорадование и сострадание, — есть «идеальная норма» нашего времени, без установления и исполнение которой мир погибнет, ибо сейчас он стоит у последней черты. Ребенок изначально обладает способностью, вернее, искусством быть добрым, и те условия, которые задаем ему мы, проявляют или приглушает этот дар. Мы, взрослые, это не только мама, папа, бабушка, учитель или врач, милиционер или дворник. Это телеэкран и компьютер, вывески на улице и метро, радио, книги и игрушки. Культура — это Совокупный Взрослый», до которого ребенку еще надо дотянуться, карабкаясь по наклонной плоскости» человеческих отношений. Игрушка и антиигрушка как нельзя более четко определяют направления выбора устремлений современной цивилизации: ко Христу, а значит, жизни, радости, благодати, или к антихристу, а значит, умиранию, унынию, духовной смуте.

Взрослым  никогда не поздно задуматься над  тем, во что играет их ребенок, чтобы  он не вырос жестоким, бесчувственным и бездушным.

3. Ребёнок и компьютер.

 

В шестидесятые годы символом благосостояния нашего народа был телевизор, в семидесятые — магнитофон, в восьмидесятые — видео. Ну, а в начале девяностых — персональный компьютер. Его привозили из-за границы, а потом торжественно показывали гостям, уверяя, что с приобретением компьютера у людей начинается принципиально другая жизнь, ибо он открывает перед ними такие горизонты, дает такие возможности...  
Теперь компьютером никого не удивишь. И, как часто бывает, голубая мечта, сбывшись, постепенно посерела. А местами даже почернела. 
Выяснилось, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее, его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром, аутизируется.

Особенно уязвимы в  этом отношении дети и молодежь. Что вполне понятно: они еще не сформировались и легко поддаются влияниям. 
А мир компьютерных игр так заманчив, красочен и главное, моден! Его усиленно рекламируют и в роскошных глянцевых журналах, и по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном? 
Дети, по крайней мере, не могут. И в последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Потому, что какое это общение, если ребята часами нажимают на кнопки, перебрасываясь только короткими восклицаниями типа: «Ах, ты так? А я тебе так!.. Ты куда? Получай! У, блин, промазал»!

Особенно волнуются  мамы. Что совершенно понятно. Не разделяя чисто мужского преклонения перед техническим прогрессом, они склонны обращать внимание на морально-этическую сторону новейших достижений. 
А компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, киборгами, злобными орками, людоедами... Ну, а дети под предлогом борьбы со злом, настраиваются, можно даже сказать, программируются на садизм. 
Вот, например, какие «полезные советы» дает компьютерный журнал «Страна игр» ребятишкам, соблазняя их сыграть в игру «Аллоды: печать тайны»: «Миссия десятая. Логово людоедов. Как не сложно догадаться, в этой миссии вам придётся мучить толстых, волосатых монстров неопрятного вида, в простонародье именуемых людоедами. Опасного ничего нет, а денег можно загрести кучу... По пути вам встретится парочка первых людоедов, забейте их в полном соответствии с традиционной стратегией забивания крупной дичи... Перед мостом зарежьте еще одного несчастного толстяка, заберите его скромные сбережения и продолжайте свой путь... Разные хрюшки-зверюшки вас, я надеюсь, не остановят, а перебить десяток бледно-желтых гоблинов не составит никакого труда...» 
Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, не соглашаются оставаться одни в комнате. 
Навязчивый страх темноты, смерти, одиночества и прочие страхи характерен для подавляющего большинства детей, увлекающихся компьютерными играми.

Детские врачи уже  обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы. А какое-то время тому назад в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала у маленьких японцев массовые эпилептические припадки! 
Детских психиатров волнует еще и то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются, становясь как бы придатком к компьютеру. 
3.1 Почему компьютер так притягивает детей?

Ю. С. Шевченко, доктор медицинских  наук, заведующий кафедрой детской  и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской Медицинской Академии Постдипломного Образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям: «Прежде всего, компьютер дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр, от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не сдвигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления». 
Р. Г. Гусманов, врач - психиатр: «Мальчиков еще привлекает реализация их агрессивных тенденций. Что греха таить, практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. Во многих играх происходит прямо-таки тотальный гомицид, дозволенное убийство. А ведь ролевая игра — не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут сподвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

3.2 Какую опасность таит в себе интернет?

Информация о работе Социальные факторы развития