Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:19, контрольная работа
Целью данной работы является следующее:
─ Выявить сущность социального института: рассмотрев понятия
социального института, института как нормативная система и как
социальная организация.
─ Разновидность институтов, таких как: институт брака и семьи,
политический и экономический институты, институт религии.
В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
─ Изучить соответствующую литературу.
─ Классифицировать информацию по теоретическим аспектам.
Введение_________________________________________________ с.3
1. Определение социального института__________________________с.4-5
2. Институт как нормативная система___________________________ с.6-8
3. Институт как социальная организация_____________________________с.8-11
4. Типология институтов____________________________________________с.11-12
4.1. Институт религии_______________________________________________с.12-13
4.2. Институт семьи и брака____________________________________с.13-15
4.3. Институт образования_____________________________________с.15-17
4.4. Политические институты__________________________________ с.17-18
4.5. Экономические институты_________________________________с.19-20
Заключение______________________________________________с.21-22
Библиография____________________________________________с.23
Тема: Социальные институты: сущность и разновидность.
Содержание:
Введение______________________
Заключение____________________
Библиография__________________
Введение.
Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского «institutum» означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно – узко-улитарное, техническое (название научно – исследовательских и высших учебных заведений); другое – широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, экономические институты, политические институты, институт религии и т.д.).
В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого. Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни.
Целью данной работы является следующее:
─ Выявить сущность социального института: рассмотрев понятия
социального института, института как нормативная система и как
социальная организация.
─ Разновидность институтов, таких как: институт брака и семьи,
политический и экономический институты, институт религии.
В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
─ Изучить соответствующую литературу.
─ Классифицировать информацию по теоретическим аспектам.
1. Определение социального института.
Впервые понятие социальный институт использовал в своих трудах Г.Спенсер. Позднее определение социального института дал известный американский социолог Т.Веблен, профессор Чикагского университета. В появившейся в 1899 г. своей книге « Теория праздного класса» социальный инситут характеризовался им как совокупность общественных обычаев, норм, установленных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемый из поколения в поколение. Появление и развитие социальных институтов, их отбор и эффективное использование обеспечивают эволюцию общества. История цивилизации, по мнению Т.Веблена, есть смена различных социальных институтов. Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость в развитии общества, оберегают его от разрушений и катаклизмов[5,с.218].
В самом деле, на заре истории человечества господствовали беспорядочные половые отношения (промискуитет), которые грозили человечеству полным генетическим и физическим вырождением. Постепенно его стали ограничивать запретами. Первое табу – запрет кровосмешения. Это первый и важнейший в истории вид социальных норм и правил. Так у людей появился самый ранний и важный институт – институт семьи и брака.
Социальные институты Э. Дюркейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. В данном случае под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами таких отношений являются: церковь, государство, собственность, семья и т.д. [5,с.219] .
Российские социологи
А.И.Кравченко дает следующее определение: социальные институты – относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление [3,с.185].
Данный перечень можно было бы продолжить. В литературе можно насчитать более 20 определений понятия «социальный институт». Но если например объединить множество подходов и определений, то можно выделить следующие элементы. Итак, социальный институт – это
- ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;
- организованная система формальных и неформальных структур;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;
- устойчивый комплекс социальных действий.
Роль социальных институтов в обществе сродни функции биологических инстинктов в природе. А так как человек растерял почти все свои инстинкты выживания, то роль инстинктов в человеческом обществе выполняют – социальные институты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией.
Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социологи нередко называют институты «узлами» или «конфигурациями» в ценностно – нормативной структуре общества, подчёркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании общества и организации общественной жизни в целом. Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества. Это «своеобразный спинной хребет общественной жизни», поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.
Нормативная система является подвижной целостностью, все части которой связанны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.
Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие цивилизации прошлого и настоящего сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени именно благодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску. В нормативной системе все элементы должны быть согласованны. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование.
В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил- регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции [5,с.208].
Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают. Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудь учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные – привычками. Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь.
Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.
Этикет – кодекс вежливого
поведения. который часто путают
с манерами.
Манеры выражают отношение или установку
по отношению к другим людям. Можно хорошо
знать книжный этикет и в тоже время иметь
дурные манеры. Существуют хорошие и дурные
манеры, но дурного этикета – нет.
Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность.
Предписанные нормы – вводятся специальными постановлениями и закрепляются законодательством, т.е. институциализируются королями, тиранами, советами старейшин, парламентом или представителями народа. Предписанных норм много в институте семьи и брака, в экономике и политической сфере. Их меньше в культуре и религии. Если нормы определять как роли и статусы в данном контексте, то ролевую систему и окружение, в котором она оперирует, надо считать институтом.
Социальная организация – это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.
Слово «организация» пришло в Россию из французского языка, куда в свою очередь попало из латинского: organizo значит «придаю стройный вид, устраиваю». Социальная организация – это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, недостижимых для отдельного индивида. Социальная организация - структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден) [5,с.210].
Социальный институт - система, или совокупность учреждений, связанных между собой выполнением общей функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию – образование. Они создают единый социальный институт. Другая совокупность учреждений – заводы, банки, биржи, рынки и др., объединены экономической функцией и составляют институт производства. Разумеется, каждый элемент, входящий в один институт и представленный учреждением, можно, в свою очередь, также считать институтом. Так, к институтам относят рынок, биржу, школу, церковь и т.д. В этом случае они получают двойное наименование, т.е. могут называться социальными институтами и социальными организациями. Однако это никак не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или лучше - социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.
Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она предстает четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. У организации имеется свое название, устав, цели, определенная сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно организациями считаются учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины.
Информация о работе Социальные институты: сущность и разновидность