Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:19, контрольная работа
Целью данной работы является следующее:
─ Выявить сущность социального института: рассмотрев понятия
социального института, института как нормативная система и как
социальная организация.
─ Разновидность институтов, таких как: институт брака и семьи,
политический и экономический институты, институт религии.
В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
─ Изучить соответствующую литературу.
─ Классифицировать информацию по теоретическим аспектам.
Введение_________________________________________________ с.3
1. Определение социального института__________________________с.4-5
2. Институт как нормативная система___________________________ с.6-8
3. Институт как социальная организация_____________________________с.8-11
4. Типология институтов____________________________________________с.11-12
4.1. Институт религии_______________________________________________с.12-13
4.2. Институт семьи и брака____________________________________с.13-15
4.3. Институт образования_____________________________________с.15-17
4.4. Политические институты__________________________________ с.17-18
4.5. Экономические институты_________________________________с.19-20
Заключение______________________________________________с.21-22
Библиография____________________________________________с.23
- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.).
Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека. Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
4.4. Политические институты.
Политика как социальный
В центре внимания политики – власть и управление в обществе. К политическим институтам можно отнести: государство, политические партии, общественные организации, имеющие свои политические интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общности и т.д.). Главным политическим социальным институтом и носителем политической власти выступает государство. Государство – это форма власти, социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство. Государство, опираясь на законодательство, осуществляет регулирование и контроль над социальными процессами, обеспечивая тем самым нормальное и стабильное функционирования общества.
Государственная власть состоит из следующих органов власти:
1. законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2. исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты,
органы правопорядка и т. д.);
3. судебные органы;
4. армия и органы госбезопасности;
5. государственная система информации и т. д.
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Основные функции государство – это обеспечение правопорядка и национальной безопасности общества; обеспечение политической и экономической стабильности; развитие культурной, социальной и образовательной системы, а также развитие и поддержка международных отношений. В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную). Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах. Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты: индивидуализм, конституционная форма правления, общее согласие управляемыми, лояльная оппозиция.
Все политические институты влияют на формирование и развитие государственных и властных структур. В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя для этого контроль над экономикой, СМИ, семьей и т.д. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.
4.5. Экономические институты.
Система глобальных основополагающих экономических категорий как таковых. К числу экономических институтов в этом понимании можно отнести такие общеэкономические категории, как деньги, рынки, цены, предприятия, частная собственность, банковское дело, законодательство, страхование, конкуренция, государственное регулирование и многое другое. Правила, по которым взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность хозяйствующие субъекты (экономические агенты). К их числу относятся прежде всего индивидуальные предприниматели, фирмы, а также государство. Формальные правила обычно действуют в виде конституций, кодексов, законов и иных норм экономического поведения людей и организаций. Неформальные правила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и общепринятых стереотипов поведения, прочно укорененных в сознании людей и вследствие этого определяющих возможные и приемлемые действия экономических агентов.
Структурирующий эффект институтов достигается как благодаря их ограничивающему, запретительному, так и направляющему, облегчающему и поощряющему воздействию на человека и организации. Институты, как созданные человеком рамки взаимодействия в политической, социальной и экономической жизни, определяют структуру побудительных мотивов и интересов, а также предусматривают принуждение к всеобщему выполнению формальных и неформальных правил и норм.
К числу коренных, наиболее значимых и всеобъемлющих экономических институтов можно отнести права человека (подразделяемые на права личности и права коллективной организации), права собственности, определяющие базовую структуру стимулов той или иной экономической системы, и договор (контракт) как институт сделки, основной формы экономического взаимодействия.
Институт прав человека санкционирует
поведение человека в отношении
других людей в обществе и
экономике как наиболее общий свод правил
поведения индивида в сообществе. Экономический
смысл института прав человека заключается
в ограничительном воздействии на распределение
правомочий в обществе или в отдельной
организации – предотвращение чрезмерной
концентрации прав на верхней ступени
иерархической лестницы или, напротив,
размывания прав, препятствующего общественному
контролю за их соблюдением. Права человека
создают основу для реализации одного
из наиболее важных экономических институтов
– прав собственности, которые являются
принятыми в обществе формальными и неформальными
поведенческими нормами для экономических
агентов по отношению к ресурсам,
имуществу и другим экономическим
благам. Структура правомочий собственности
очень сложна и предопределяет множество
аспектов экономического поведения людей
и организаций.
Заключение.
Изучив соответствующую литературу и классифицировав информацию по аспектам, можно сделать вывод, что:
Социальный институт – это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми. Также это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества. Люди пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.
В процессе времени социальные институты видоизменяются и развиваются. Происходит процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, которые каждый по своему удовлетворяет общественную потребность. На основе этого процесса появляются устойчивые лидеры, которые официально выбираются, назначаются и оформляются. Кроме этого каждый такой лидер может обладать определенным статусом и выполнять соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д.
В результате под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.
Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Социальные институты находятся в постоянном развитии. Это осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.
Библиография.
вузов. – М.: МГУ, 1996. – 304 с., с. 32-35
вузов. – М.: ИНФА – М, 2009. – 621с., с. 185-186, 208-213
Проспект, 2004. – 536 с., с. 183-186, 192-194, 206-214
проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ –
ДАНА, 2008. – 448 с., с. 182-183, 217-220, 233-234, 245-246
Информация о работе Социальные институты: сущность и разновидность