Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:19, контрольная работа
Целью данной работы является следующее:
─ Выявить сущность социального института: рассмотрев понятия
социального института, института как нормативная система и как
социальная организация.
─ Разновидность институтов, таких как: институт брака и семьи,
политический и экономический институты, институт религии.
В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
─ Изучить соответствующую литературу.
─ Классифицировать информацию по теоретическим аспектам.
Введение_________________________________________________ с.3
1. Определение социального института__________________________с.4-5
2. Институт как нормативная система___________________________ с.6-8
3. Институт как социальная организация_____________________________с.8-11
4. Типология институтов____________________________________________с.11-12
4.1. Институт религии_______________________________________________с.12-13
4.2. Институт семьи и брака____________________________________с.13-15
4.3. Институт образования_____________________________________с.15-17
4.4. Политические институты__________________________________ с.17-18
4.5. Экономические институты_________________________________с.19-20
Заключение______________________________________________с.21-22
Библиография____________________________________________с.23
Организации присуща также иерархия - вертикальное расположение людей по рангам, и управление - механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой.
Целевая структура - система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя:
1) распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);
2) субординацию должностей (вертикальная специализация) - объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
3) систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).
Иерархия - и в обществе, и в организации – представляет собой вертикальную систему расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступеньки. В государстве это король, император, президент, в организации – директор, главный управляющий, председатель совета.
В социологии институт понимают как формальную организацию, т.е. структурированную систему ролей, которая руководствуется в своей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых высшими органами власти (правительством, директором, ректором). Основой структуры института как формальной организации выступает организационная карта с закрепленными за каждым отделом функциями и штатное расписание. Формальная организация – это выстроенная от низших к высшим иерархия статусов. Таким образом, социальная организация представляет собой совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации основной единицей выступает не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация – это и целевая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом. Однако главное, что привлекает внимание социологов к социальной организации, это наличие в ней социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействия, куда обязательно надо включить виды, типы и формы власти: лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т.п.
Понятие «социальный институт» не только абстрактное понятие. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.
4.Типология институтов.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
В современном обществе насчитывается пять институциональных подходов, их столько же, сколько и основных социальных институтов:
1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность; 2. Политический — институт власти;
3. Семейный – институт, регулирующий
половые отношения, рождение и
4. Военный – институт, организующий законное наследие;
5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака: находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института «неосновной» институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
4.1. Институт религии.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М.Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как «коллективного представления», воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М.Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований [4, с.187].
Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм, о степени адекватности отражения религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, общества. Социология религии исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.
В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной концессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.
4.2. Институт семьи и брака.
Когда говорят о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называют семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев [1,с.32] определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1. вступление в первый брак – образование семьи;
2. начало деторождения – рождение первого ребенка;
3. окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
4. "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего
ребенка;
Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак. Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно – семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой – к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Для понимания семьи как
4.3.Институт образования.
Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Главная функция системы образования – накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Система образования включает в себя следующие учреждения:
1. органы управления образованием и подведомственные им учреждения
и организации;
2. сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи,
университеты, академии и т. д.), включая институты повышения
квалификации и переподготовки преподавателей;
3. творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и
методические советы и иные объединения;
4. учреждения инфраструктуры образования и науки и т. д.;
5. учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и
учащихся;
6. периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие
самые последние достижения научной мысли.
Институт образования включает в себя:
- определенную сферу
- организационные нормы и
Информация о работе Социальные институты: сущность и разновидность