Социальные изменения и процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:04, лекция

Описание работы

Французский социолог О. Конт в новой науке социологии («социальной физике»), выделял две основные составляющие — социальную статику и социальную динамику. Если социальная статика изучает и характеризует общество как состояние целостности и равновесия его элементов, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой.
Главными понятиями, характеризующими «динамический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и «социальный процесс». Дадим им социологическое определение.

Содержание работы

1. Понятие «социальные изменения», их причины. 1
2. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса. 6
3. Понятие «социальный процесс». 13
4. Классификация социальных процессов. 15
5. Модернизация. 17
6. Социальные изменения в современной России. 20
Список использованных источников. 23

Файлы: 1 файл

Социальные изменения и процессы Сергеева.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Лекция «Социальные изменения и процессы».

 

План

1. Понятие «социальные  изменения», их причины. 1

2. Подходы к изучению  социальных изменений. Концепции  социального прогресса. 6

3. Понятие «социальный  процесс». 13

4. Классификация социальных  процессов. 15

5. Модернизация. 17

6. Социальные изменения  в современной России. 20

Список использованных источников. 23

Приложение 1. 24

 

 

1. Понятие «социальные изменения», их причины.

Французский социолог О. Конт в новой науке социологии («социальной  физике»),  выделял две основные составляющие — социальную статику и социальную динамику.  Если социальная статика изучает и характеризует общество как состояние целостности и равновесия его элементов, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой.

Главными понятиями, характеризующими «динамический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и  «социальный процесс». Дадим им социологическое определение.

В любой науке те или иные понятия определяются через другие и в связи с ними. Иного пути нет. В нашем случае социальные изменения более всего связаны с социальными процессами. Поэтому под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социальных системах и подсистемах в ходе их взаимодействия.

В приведенном определении  подчеркивается несколько положений. Во-первых, социальное изменение — это всегда появление чего-то нового (хотя подчас оно может быть «хорошо забытым старым»). Во-вторых, говоря о социальном изменении, мы имеем в виду появление не просто любой новации, а только такой, которая имеет существенный характер, поэтому она рассматривается на уровне социальных систем и подсистем. В-третьих, изменение является социальным постольку, поскольку оно возникает в процессе взаимодействия нескольких социальных систем и подсистем, затрагивая тем самым различные стороны жизнедеятельности каждой из них1.

Основным положением в  концепции социальных изменений  является то, что «отличия должны касаться различных временных моментов и  состояний одной и той же системы», одного и того же наблюдаемого социального  объекта. Например, конкретного общества (государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т.д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.

Ярким примером социальных изменений в современной России является система образования. В 2009 году на смену традиционной формы сдачи экзамена пришёл  Единый государственный экзамен. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». Изменениям претерпели уровни образования. К существовавшим ранее: начальному общему, основному общему, среднему общему добавилось дошкольное общее образование. Федеральный закон изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня: 

  • среднее профессиональное образование; 
  • высшее образование – бакалавриат; 
  • высшее образование – специалитет, магистратура; 
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. 

Иными словами, новый закон  отменяет понятие "начальное профессиональное образование" и существенно расширяет  понятие "среднее профессиональное образование". Среднее профессиональное образование становится общедоступным (хотя и на иных условиях, чем дошкольное и общее). При этом полученное ранее  начальное профессиональное образование  приравнивается к среднему профессиональному  образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

В целом наблюдается всеобщее изменение социальной организации, хотя оно происходит очень неравномерно. Поэтому социальные изменения стали объектом внимательного изучения социологов. Главное внимание уделяется анализу причин, вызывающих социальные сдвиги.

Например, О. Конт считал главным  фактором развития общества прогресс знания. Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в  усилении его внутренней дифференциации. У В. Парето в качестве движущих сил  развития общества выступают творческие элиты. Нейл Смелзер выделяет следующие причины социальных изменений: рост населения, окружающая среда, перемены в области технологии и культуры, а также социальные движения2.

Население

Когда люди хорошо питаются и ведут здоровый образ жизни, численность населения обычно увеличивается. При повышении концентрации людей  на какой-то территории следует находить новые способы их обеспечения  продуктами питания. Рост населения, вероятно, стал важным фактором, способствовавшим культивированию растений и приручению животных на Ближнем Востоке около 10 000 лет назад.

В последние десятилетия  огромный рост населения стал угрозой  для выживания значительной части  человечества. Эта ситуация отчасти  обусловлена улучшением медицинского обслуживания, жилищных условий и  питания. Все это способствует снижению уровня смертности и возрастанию  продолжительности жизни. В прошлом  нехватка еды при устойчивом росте  населения приводила к болезням и голоду. Иногда это вызывало войны, когда одна группа стремилась отнять у других групп пищу и иные ресурсы. В современном мире люди постоянно находятся под угрозой политической нестабильности и конфликтов, они продолжают погибать от голода или войн, в то время как многие сравнительно бедные народы мира стараются предотвратить массовый голод3.

Физическая  окружающая среда

Стихийные бедствия (наводнения, ураганы, вулканические извержения и засухи) могут вызвать радикальное  изменение социальных структур. В 2010 году в России было аномально жаркое лето, сократившее урожай до 30%. В 23 регионах России было объявлено чрезвычайное положение в результате рекордных температур. В связи с засухой было уничтожено около 50% урожая. Засуха нанесла существенный урон отечественному (и не только) сельскому хозяйству. Фермеры терпели убытки, а некоторые и вообще, не имея возможности платить залогодержателям и другим кредиторам теряли свою землю и дома. Многим пришлось искать новое место работы.

Технология

Техническое изобретение может вызвать глубокие социальные перемены. Например, автомобиль оказал важное воздействие на промышленные общества. Наряду с железнодорожным транспортом он способствовал развитию пригородов. Автомобиль - оплот развития целых отраслей промышленности, например сталелитейной, каучуковой, нефтяной. Благодаря автомобилю семья получила возможность по-новому отдыхать, совершая путешествия на машине. Автомобильная промышленность истощила огромное количество естественных ресурсов. Аналогичные перемены произошли в связи с внедрением новой сельскохозяйственной техники (например, механизированных плугов), машин, действующих с приводом от двигателя (например, механических ткацких станков), компьютеров, усовершенствования методов в области медицины (в частности, применения антибиотиков).

Культура

Овладение новыми знаниями, изменение верований, ценностей  и выразительных средств культуры также способствуют переменам в  обществе. Научные открытия могут  стать источником новых технологий. Так, успехи в развитии физики в начале XIX в. сделали возможным изобретение телеграфа и телефона. Новые верования и ценности, по-видимому, тоже приводят к переменам. Как упоминалось в 15-й главе, Макс Вебер подчеркивал потенциальное воздействие новых идей на социальные изменения. Установка протестантизма на усердный труд и отложенное на будущее вознаграждение способствовала созданию благоприятных условий для развития капитализма в Европе.

Некоторые элементы любой  культуры заимствуются извне. Процесс  диффузии (распространение черт данной культуры) наглядно прослеживается на ранних этапах человеческой истории. Каменные орудия труда, обнаруженные археологами  в Южной Африке, изготовлены примерно 2,6 млн. лет назад. Имеются данные о том, что в период переселения  люди привозили эти орудия в Южную  и Северную Африку, а затем в  Южную Азию.

Коллективное поведение и социальные движения

Паника, беспорядки, массовая истерия и т.п. могут быть мощными источниками перемен. В качестве примера социального движения семнадцатого века можно привести произошедший в 1648 году в Москве Соляной бунт. Причиной данного восстания стала налоговая реформа боярина Б. Морозова (1647 год), в ходе которой он предлагал введение дополнительного, разорительного для простого люда, побора – налога на соль. Итогом подобного замысла стало сокращение потребления соли населением города и резкое возрастание связанного с этим недовольства. Годом позднее соляной налог отменили, однако вместо него ввели дополнительные прямые налоги. В этот раз свое недовольство стало высказывать не только простое население, но и представители дворянства. Напряженная обстановка в Москве еще более усилилась после того, как стрельцами царя Алексея Михайловича были разогнаны горожане, решившие подать ему свою челобитную. Летом 1648 года начинаются массовые погромы боярских домов, зачинщики данного социального движения потребовали отдать им на расправу Морозова и других, причастных к налоговым реформам последних лет, бояр. Итогом восстания стало образование союза посадских людей, дворян и стрельцов, требовавшего созыва очередного Земского собора. Спустя некоторое время, подражая Москве, подобные бунты устроили жители некоторых южных и северных районов страны.

Социальные изменения, включающие самый широкий спектр перемен, имеют направленный характер. Однако определение этой направленности (скажем, прогресс или регресс) связано с оценками ее людьми. Оценки же эти субъективны и выражают мнение определенной группы членов общества. Как, к примеру, оценить такое социальное изменение, как рост больших городов? Прогресс это или регресс? Поскольку ответы на подобные вопросы обычно оказываются диаметрально противоположными, социологи часто предпочитают уходить от оценочных характеристик и использовать вместо «прогресса», «развития», «регресса» и т.д. нейтральный термин «социальное изменение»4.

 

2. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса.

Социология началась с попыток  разгадать “смысл” истории и  установить законы социальных изменений. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили своей  целью достигнуть понимания того, как и почему изменяются общества. Многих современных социологов продолжают завораживать эти великие вопросы. Основные социологические подходы  к изучению социальных изменений  можно сгруппировать в четыре широкие категории: эволюционный подход, циклический, функциональный и конфликтологический5.

Эволюционистская теория исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса  заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в  отмирании «неприспособленных»  индивидов, социальных институтов, культур  и выживании и процветании  « приспособленных».

Классический эволюционизм рассматривает  изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.

Теория классического эволюционизма  неоднократно подвергалась обоснованной критике. При этом в качестве аргументов выдвигались следующие доводы:

    • многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
    • рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
    • наростающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
    • имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии;
    • эволюционистский постулат о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали стадию рабства;
    • некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости - они просто качественно отличны от западных6;
    • нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, т.к. многие общества, в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Так, Россия в результате начавшихся в начале 90-х годов ХХ в. либеральных реформ по основным показателям (социально- экономическим, технологическим, морально-этическим и др.), оказалась отброшенной в развитии на многие десятилетия назад;
    • класический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм. В 50 -х годах ХХ в., после периода критики и опалы, социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др., дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям7.

Рассмотрим основные положения неоэволюционима:

    • Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития. Так, по мнению Л. Уайта, ключ к эволюции культуры можно найти лишь в ней самой.
    • Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
    • При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом.
    • Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде утверждений8.
    • Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.
    • Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии9.

 

Теории циклических изменений. Эволюционные теории, особенно те, которые придерживаются концепции однонаправленного развития, описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующийся определенной направленностью. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода – концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений – в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.

В XIX в. верили в эволюцию и прогресс человечества. Однако Первая мировая  война и периодические экономические  кризисы вызвали у некоторых  ученых сомнения относительно прогрессивного хода развития истории человечества. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер (1880-1936), автор книги “Закат Европы” (1918) утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги и вызванный ею интерес).

Информация о работе Социальные изменения и процессы