Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:04, лекция
Французский социолог О. Конт в новой науке социологии («социальной физике»), выделял две основные составляющие — социальную статику и социальную динамику. Если социальная статика изучает и характеризует общество как состояние целостности и равновесия его элементов, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой.
Главными понятиями, характеризующими «динамический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и «социальный процесс». Дадим им социологическое определение.
1. Понятие «социальные изменения», их причины. 1
2. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса. 6
3. Понятие «социальный процесс». 13
4. Классификация социальных процессов. 15
5. Модернизация. 17
6. Социальные изменения в современной России. 20
Список использованных источников. 23
В зависимости от отношения
к качественному состоянию
Социальные процессы могут быть стихийными и сознательно организованными. Стихийные являются результатом действия многих разнонаправленных сил и выступают в своей упорядоченности через определенные системы показателей как статистические величины (например, это касается демографических процессов). Социологию подобные процессы интересуют особенно, прежде всего их неявные, скрытые, латентные последствия. В отличие от стихийных сознательные процессы характеризуются целенаправленными действиями с запланированным результатом. В реальности оба эти вида социальных процессов — стихийные и сознательные — часто взаимосвязаны. Так, если посмотреть на современные экономические реформы в России, то нетрудно увидеть, как переплетаются в них стихийные и сознательные процессы, причем многие трудности реформ как раз и обусловлены превалированием в них стихийного.
В соответствии с критерием эффективности социальные процессы можно характеризовать как эффективные, недостаточно эффективные, неэффективные. Важной характеристикой эффективности социального процесса является достижение результата, успех как таковой. В разработке этого понятия приняли активное участие американские социологи, учитывая традиционные ценности американской культуры, среди которых личный успех, эффективность и полезность деятельности, активность и упорный труд занимают доминирующие позиции. Не случайно Парсонс еще в конце 1930-х гг., создавая типологию обществ, назвал США наиболее ярким образцом общества «универсалистского образца достижения», т.е. страной, в которой главной целью, даже самоцелью для всех (отсюда — «универсалистское») являются достижение и успех как таковые.
Еще одна классификация социальных процессов связана с их содержанием. Здесь можно выделить экономические, политические, духовные, информационные и иные процессы. Каждый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности. Наглатываясь друг на друга, переплетаясь в ходе взаимодействий, они создают то сложное образование, которое мы определяем как социальный процесс в целом.
Говоря о социальных изменениях, нельзя не коснуться такой важной социологической проблемы, как модернизация. В западной социологии этот термин используется для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих в процессе индустриализации. По существу, речь идет о совокупности инновационных идей, приводящих к трансформациям, воздействующим на все общество. Эти идеи и перемены, имеющие радикальный характер, охватывают экономику, производство, политику, образование, культуру, традиции, религиозную жизнь, причем как порознь, так и вместе. Американский социолог Д. Лернер, одним из первых затронувший проблему модернизации, определил ее как «процесс социального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых». По его мнению, основными чертами модернизирующихся обществ являются: урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура, массовое участие в политическом процессе. К этим чертам некоторые авторы (например, Д. Макклеланд) добавляют еще одну характеристику: превращение предпринимателя в центральную фигуру процесса модернизации15.
Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционн
Несмотря на то, что понятие модернизации было использовано в основном для анализа процессов, происходящих в слаборазвитых странах, некоторые из западных социологов пытаются применить его к России, особенно в связи с рассмотрением происходящих в ней за последнее десятилетие процессов. Иногда модернизацию в России называют «запаздывающей». С таким подходом в принципе согласиться нельзя, поскольку основные черты общества, называемого модернизированным, в России давно реализованы, исключая, пожалуй, предпринимательство. Но утверждение предпринимательства как особого и значимого слоя в обществе связано не столько с его модернизацией, сколько с определенными типами и моделями экономики.
Модернизацию имеет смысл рассматривать как инновацию (или совокупность инноваций), которые приводят к существенным изменениям социальных процессов. Поэтому в качестве инноваций следует выделять в первую очередь значительные преобразования в основных сферах общественной жизни. Это индустриализация, означающая создание системы промышленного производства, отвечающего основным экономическим требованиям. Это возникновение бюрократии как формы государственной организации с соответствующими службами. Это значительное повышение уровня грамотности и создание развитой системы официальных учебных заведений в рамках всех уровней образования. Это развитие средств массовой информации и превращение их в источник образования, знаний и культуры. Это возникновение новых мощных нерелигиозных идеологий (в первую очередь националистических) и потеря влияния традиционных религиозных систем. Это утрата семьей своей главной традиционной функции — быть основной производственной ячейкой. Это появление новых ценностей и существенные психологические перемены на базе их усвоения.
Существуют различные теории модернизации, они отличаются друг от друга тем, что при ее характеристике на первое место выдвигают какие-то отдельные значимые черты этого процесса. В одной из теорий модернизация рассматривается как создание массового общества (теория массового общества), в другой (феноменологическая социология) — как ослабление небольших традиционных общностей, расширение личного выбора, увеличение различий в системах верований, усиливающееся осознание времени, особенно будущего16.
Теории модернизации, распространенные в западной социологии, часто подвергаются критике по меньшей мере по двум позициям: 1) в основе их лежит западная модель развития без учета национальных, этнических и иных особенностей тех или иных стран и регионов; 2) как считают критики, модернизация не обязательно ведет к индустриальному росту и равному распределению социальных благ и доходов.
Всё это лишний раз свидетельствует
о том, что проблема модернизации
общества является весьма сложной и
имеет много различных
Для рассмотрения множества социальных изменений, происходящих в современной России понадобится ещё не одна пара. Позволю себе останавливаться на проблемах, которые коснуться нас в недалёком будущем. Вопрос изменения семейного воспитания в условиях рыночной экономики.
Воспитание начинается в семье,
поскольку без
При переходе к рыночной экономике в нашей стране была фактически разрушена веками отработанная, доказавшая свою эффективность система взаимодействия государства, его социальных институтов в воспитании не только подрастающего поколения, но и всех слоев населения.
Государство перестало влиять на воспитательную
деятельность СМИ, школы, учреждений культуры,
считая, что приобщение подрастающего
поколения к культуре будет происходить
само собой, как без регулирования
"сверху" утверждается рыночная экономика.
Школа заявила, что будет заниматься
только обучением, поскольку идеологическая
направленность образовательного процесса
никем не была определена. Средства
массовой информации стали зарабатывать
с помощью развлекательных
Анализ эмпирических данных о состоянии и тенденциях изменения содержания семейного воспитания в новых социокультурных условиях показывает, что, во-первых, существенно возросла неопределенность тех ценностей, к которым приобщают родители своих детей. Часть из них продолжают ориентировать подрастающее поколение на те нормы и правила нравственной, трудовой культуры, которые у них вырабатывались в детстве их собственными родителями. Другие пытаются сформировать у детей установки, которые обеспечивают лишь элементарную культуру поведения дома, в школе, общественных местах, не стремясь выработать совокупность тех принципов, которые обеспечивают на основе самообразования, самовоспитания успешную адаптацию личности к жизни в постоянно меняющемся мире. Многие родители фактически отказываются от постоянной выработки у ребенка ориентаций на определенные нормы поведения, поскольку сами не могут объяснить их значимость. Например, трудно доказать необходимость быть честным, принципиальным человеком тому, кто слышит ложь в школе, во многих телепередачах, в интернете. Более того, дети информированы о том, что большой обман позволяет некоторым людям достигнуть материального благополучия.
Во-вторых, семья, родители понимают, что в одиночку им не выработать у детей ориентации и установки как на соблюдение востребованных во все времена правил поведения, так и тех новых, которые связаны с необходимостью самоорганизации, самоопределения, самообразования, самовоспитания.
В-третьих, отсутствие у семьи знаний
о содержании, особенностях того воспитания,
которое соответствует
Нетрудно видеть, что все изменения тесно связаны между собой. Одни изменения влекут за собой другие. При анализе реальных социальных явлений бывает нелегко отграничить один вид изменений от другого или других. Тем не менее это необходимо, поскольку такая дифференциация дает возможность более четкого, конкретного понимания социальной действительности и тех реальных сдвигов, которые в ней происходят.
Вместе с тем следует иметь в
виду, что социальные изменения непосредственно
взаимосвязаны с другими изменениями,
происходящими в обществе, — экономическими,
политическими, технологическими и т.
д. Характер этой взаимосвязи очень непростой,
не однолинейный и не однозначный. Например,
реальная практика постсоциалистических
преобразований в современной России
и других странах показала, что определенная
политика правительства в экономической
сфере вызывает самые разные — ожидавшиеся,
а главным образом, не ожидавшиеся — социальные
последствия, а нередко и отсутствие тех
социальных перемен, на которые рассчитывали.
Так что изменения одного вида или в одной
сфере общества в целом воздействуют на
изменения других видов или в других сферах
общества, но это воздействие не является
автоматическим или однозначно предсказуемым.
Поэтому каждая ситуация, каждый случай
общественных перемен требуют всестороннего
и детального анализа всей совокупности
взаимодействующих факторов.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарики. 2010. 432 с.
Добреньков В.И, Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. М.: ИНФРА-М 2000. 386 с.
Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е издан. Екатеринбург: Ур. гос. проф.- пед. ун-т, 1999. 610 с.
Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения // Социол. исслед. 2005. № 3 С. 113-119.
Платинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Норма-ИНФРА. 2003. 306 с.
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс. 2003. 688 с.
Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб. РХГИ, 2000. С. 80.
Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ./ Штомпка П. - М.: Аспект Пресс, 2008. 415 с
Меренков А. В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социол. исслед. 2013. № 2. С. 101-109.
Таблица. Классификация социальных процессов.
Критерий |
Виды |
Первая предложена Парком и Бёрджесом. |
Кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация |
В зависимости от направленности |
Прогрессивные, регрессивные |
По характеру |
Эволюционные, революционные |
В зависимости от отношения
к качественному состоянию |
Процессы эволюционные и революционные |
В зависимости от реализации основных функций общества |
функциональные — Парсонс, дисфункциональные — Мертон |
По характеру протекания |
Стихийные, сознательно организованные |
Эффективность |
эффективные, недостаточно эффективные, неэффективные. |
По содержанию |
экономические, политические, духовные, информационные и др. |
1 Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е издан. Екатеринбург: Ур. гос. проф.- пед. ун-т, 1999. С. 543.
2 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс. 2003. С. 610.
3 Там же. С. 618.
4 Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е издан. Екатеринбург: Ур. гос. проф.- пед. ун-т, 1999. С. 546.
5 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарики, 2010. С. 380.
6 Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 203.
7 Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения // Социол. исслед. 2005. № 3 С. 115.
8 Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 203.
9 Платинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Норма-ИНФРА. 2003. С. 238.