Социальные изменения и процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:04, лекция

Описание работы

Французский социолог О. Конт в новой науке социологии («социальной физике»), выделял две основные составляющие — социальную статику и социальную динамику. Если социальная статика изучает и характеризует общество как состояние целостности и равновесия его элементов, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой.
Главными понятиями, характеризующими «динамический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и «социальный процесс». Дадим им социологическое определение.

Содержание работы

1. Понятие «социальные изменения», их причины. 1
2. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса. 6
3. Понятие «социальный процесс». 13
4. Классификация социальных процессов. 15
5. Модернизация. 17
6. Социальные изменения в современной России. 20
Список использованных источников. 23

Файлы: 1 файл

Социальные изменения и процессы Сергеева.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Английский историк Арнольд  Дж. Тойнби тоже пытался обосновать наличие закономерности роста и  заката цивилизаций и установить принцип, лежащий в основе их смены. Подобно Шпенглеру, он убежден в  том, что развитие большинства цивилизаций  идет по одному пути, хотя не отводит  цивилизациям какого-то определенного  интервала времени от расцвета до упадка. Тойнби утверждает, что цивилизация  возникает в ответ на какой-то “вызов”. Таким вызовом может  стать воздействие природных  сил, например сурового климата, или  человеческих факторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается  и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и  когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор  неблагоприятным факторам. В том  случае, если творческое меньшинство  не в состоянии справиться с противодействующими  силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция  цивилизации. В процессе дезинтеграции  меньшинство занимает место правящей элиты и силой навязывает свою волю. Развитие неуклонно идет к  упадку, поскольку внутренние конфликты  усиливаются. Однако внимательное изучение трудов Тойнби показывает, что он опирается  в основном на эллинистический и  западный опыт и игнорирует историю  арабских стран, Египта и Китая, где  наблюдаются несколько иные схемы  развития. Следовательно, можно сказать, что Тойнби скорее произвольно привязывает  свою теорию к истории других цивилизаций, чем выводит ее на основании доказательств, полученных в ходе научного исследования10.

Циклические процессы бывают замкнутыми и спиралевидными.

Например, процесс экономического роста сменяется спадом, за которым  следует очередное оздоровление экономики; выборы и перевыборы президента и других органов власти также представляют собой циклические процессы. Такие процессы можно рассматривать как круговые или замкнутые.

Спиралевидные процессы представляют собой восходящее или нисходящее циклическое движение: изменения, проделав круг, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне. Примером может быть последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс.

Общие выводы о теории циклических  изменений в целом:

  • представления о циклическом характере социальных изменений существуют с глубокой древности;
  • циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком).
  • любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
  • фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность - ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией) на другой;
  • ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;

• социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат преобразующей деятельности человека.

Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то что противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижению некоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.

Такие сторонники структурно-функционального  подхода, как Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

Так, американский социолог У. Огборн воспользовался эволюционной моделью в разработке функционального подхода. В книге «Социальное изменение» формулирует положения теории культурного отставания (иногда ее называют теорией культурного лага), основанной на идее разноскоростных социальных изменений в различных социальных системах, связанных определенным образом между собой, прежде всего в системах культуры. Он выделяет материальную и нематериальную (адаптивную) культуры, которые изменяются и развиваются неравномерно и несоразмерно. Материальная культура, включающая в себя материальные предметы, технологические новшества и изобретения, развивается быстрее адаптивной (нематериальной), представленной многими социальными институтами (школа, семья, церковь), различными системами ценностей (законы, обычаи, нравы) и политическими институтами (правительства, политические партии и клубы и т.д.). Технологические изменения оказываются для общества более значимыми, в силу этого структуры адаптивной культуры не успевают приспособиться к нуждам людей и развиваться соответственно изменениям в материальной культуре. Кроме того, технологические перемены встречают сопротивление со стороны привычек, традиций, консерватизма в поведении людей. Следует отметить, что теория культурного отставания Огборна была подвергнута критике рядом американских социологов за некоторое упрощенчество в анализе социальных изменений, поведения людей и их адаптивной культуры, а также за неправомерность противопоставления двух систем культуры — материальной и нематериальной.

Теория конфликта. Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений. Маркс подчеркивал роль конфликта как источника социального изменения. Он полагал, что самый важный источник социальных изменений - конкуренция между капиталистами. Согласно его точке зрения, в условиях капитализма требуются непрерывное совершенствование и расширение производственных процессов для повышения эффективности производства. В конечном итоге богатство обычно концентрируется в руках немногих людей, сокращается число рабочих мест и возникает армия безработных, чьи навыки оказываются бесполезными. Маркс верил, что окончательным результатом классовой борьбы станет гибель капитализма. В настоящее время разногласия и конфликты между классами в капиталистических обществах имеют не столь ожесточенный характер, как предсказывал Маркс, поскольку капиталистическая система обрела способность к саморегуляции и исправлению своих пороков.

Однако даже многие приверженцы  этой теории считают мнение Маркса о том, “что вся история является историей классовой борьбы”, чрезмерным упрощением. Они убеждены, что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях  даже более важными. Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами, религиями и группами различных  экономических интересов. Социолог Ральф Дарендорф утверждает:

  • Любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения.
  • Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты.
  • Любой элемент общества причастен к изменению.
  • Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.

По мнению Дарендорфа, эти положения дополняют функциональную модель, которая ставит во главу угла интеграционные и структурные аспекты социальной жизни11.

 3. Понятие «социальный процесс».

 Понятие «социальный  процесс» относится больше к  лексикону социальной философии.

Оно используется преимущественно  отечественными социологами, и скорее всего потому, что в силу своей  абстрактности относится больше к лексикону социальной философии, с которым на протяжении многих десятилетий наша социология тесно «дружила».

Особенность социального процесса состоит в том, что он выступает как нечто безличное, не имеющее своего четкого конкретного субъекта.

Небезынтересно в этом плане отметить, чго К. Маркс, рассматривая социальную жизнь как естественно-исторический процесс, считал, что никто в отдельности не является его господином. Вместе с тем полностью лишать социальные процессы их носителей было бы неправомерно. Субъектами социальных процессов могут быть человеческое общество в целом, общество в отдельной стране, конкретные социальные общности, институты, организации.

Социальный процесс выступает  как совокупность, точнее, взаимосвязь социальных действий, которые могут происходить одновременно, последовательно, чередуясь с другими, взаимопересекаясь и т.д. Вряд ли социальный процесс должен характеризоваться одним каким-либо действием (взаимодействием), в этом случае теряется процессуальное качество последнего. Но социальный процесс — это не просто взаимосвязь любых социальных действий, в них проявляются и выражаются те или иные линии общественных преобразований, изменений. Итак, социальный процесс — это взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни.

Социальный процесс может  быть охарактеризован как последовательная смена состояний в системах и подсистемах, социальных институтах и организациях. Он выражает динамику социальных изменений с помощью социальных показателей. Так, если рассматривать процесс использования свободного времени, то одним из его основных социальных показателей окажется удовлетворенность (неудовлетворенность) данным процессом. Причем это будет качественный показатель социального процесса. Количественными же его показателями станут соответствующие индикаторы. Они покажут связь удовлетворенности свободным временем с факторами, влияющими на этот процесс (пол, возраст, образование, профессия, наличие благоприятной среды, возможность выбора из нескольких вариантов того или иного занятия и т.д.). Для социологии очень важны основные показатели и индикаторы развития социальных процессов, ибо они фиксируют точки отсчёта изменений в них12.

Социальные процессы испытывают на себе влияние множества факторов – ка извне, так и изнутри. Их изучение, знание, прогнозирование могут дать эффект в предвидении результатов социальных процессов. Для российского общества это особенно важно сейчас, поскольку мы живем, плохо представляя пути, возможности и перспективы социальных процессов в нашей стране, в первую очередь таких значимых и сложных, как демократизация и переход к рыночным отношениям. Насколько они могут быть успешными? Каковы варианты (сценарии) развития этих процессов? К чему общество и его отдельные структуры должны быть готовы в ходе их осуществления? Эти и многие другие вопросы возникают при анализе важнейших и труднейших социальных процессов современного российского общества.

Социальный процесс включает в себя несколько фаз (стадий) и характеризуется наличием ряда состояний. Говоря о фазах, нужно иметь в виду зарождение, функционирование, развитие, ослабление, исчезновение социального процесса. Характеризуя его состояния, назовем стабильность, застой, кризис. Многие социальные процессы в России сейчас находятся в состоянии кризиса, особенно экономические, за которым должно начаться движение вперед, в направлении стабильности.

Социальный процесс —  это социально значимые изменения  в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик»13.

 

4. Классификация социальных процессов.

Важная теоретическая  проблема общей социологии, рассматривающей  социальные процессы, — их классификация, связанная с выделением тех или  иных видов. Одна из первых классификаций  социальных процессов была предложена американскими социологами Р. Парком и Э. Бёрджессом. Будучи наиболее яркими представителями и основателями Чикагской социологической школы, они отразили в этой классификации основные экономические и социальные процессы — кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп), характерные не только в целом для США периода 1920-х гг., но и для Чикаго, где имели место и мощное индустриальное развитие с присущими ему кооперацией, конкуренцией, конфликтами, и «переплавка» (амальгамизация) многочисленных этнических групп с постепенным превращением их в «американскую нацию». Конечно можно использовать эту классификацию социальных процессов применительно к нашему времени, однако вряд ли она останется в полной мере актуальной.

Новые времена требуют  «новых песен». Появилось осознание  необходимости четких критериев классификации, связи их с характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием, эффективностью социальных процессов. В зависимости от направленности социальные процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, по характеру — эволюционными и революционными. В оценке и тех, и других много релятивизма. Об относительности прогрессивного и регрессивного уже говорилось выше. До недавнего времени в отечественной литературе революционные процессы считались прогрессивными, вслед за К. Марксом их называли локомотивами истории и в большинстве своем (если это не были контрреволюции) оценивали позитивно. Сегодня отношение к революции как одной из разновидностей социального процесса резко изменилось, особенно в российском общественном сознании. Произошла переоценка многих революций, в первую очередь Октябрьской социалистической, Великой французской и др.

Информация о работе Социальные изменения и процессы