Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:40, контрольная работа
Первоначальным для управления конфликтными ситуациями является понимание социального конфликта как такого типа социальных взаимодействий, который характеризуется противоборством социальных субъектов, обусловленным противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций, и ориентированным на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения, а в некоторых случаях и уничтожения соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения.
Введение
Сущность социального конфликта.
Социальные конфликты в трудовых организациях.
Методы разрешения социальных конфликтов на производстве.
Заключение
Литература
Контрольная работа №1
по социологии
Тема: «Социальные конфликты
на производстве»
2011
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
На любом уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов она ни достигала: от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до многомиллионных государств, – людям, осуществляющим процесс управления, приходиться сталкиваться с конфликтами. Конфликт характеризует собой такую ситуацию, при которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой стороны, поскольку ее цели и задачи воспринимаются как противоречащие ее собственным интересам.
Неизбежность возникновения конфликта ставит людей, занимающих управленческие должности, перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные противодействия.
Первоначальным для управления конфликтными ситуациями является понимание социального конфликта как такого типа социальных взаимодействий, который характеризуется противоборством социальных субъектов, обусловленным противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций, и ориентированным на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения, а в некоторых случаях и уничтожения соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения.
Технология управления конфликтами весьма разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов и умело разрешать их, когда они возникают.
Конфликт (от лат. conflictus: столкновение) – это обострение отношений между индивидами или группами людей, связанное с противоречиями между их интересами, взглядами, ценностными ориентациями.
Социальные конфликты в широком понимании – это столкновения, возникающие в обществе при взаимодействии отдельных индивидов, групп людей, социальных институтов по поводу путей разрешения социальных противоречий.
Функции конфликтов определяются смыслом, назначением, целями конфликтов. Рассмотрим позитивные и негативные функции конфликтов.
К позитивным функциям относятся:
- разрядка напряженности
между противоборствующими
- движущая сила изменений: обостряются отношения, чтобы стимулировать перемену в действиях партнера;
- информационно-коммуникативная: позволяет лучше узнать друг о друге;
- формирование компромиссов в отношениях между индивидами и группами людей, когда в результате спора «рождается истина», происходит переоценка ценностей, пересмотр прежних взглядов и убеждений.
К негативным функциям конфликтов относят:
- дезинтеграция отношений:
разрушение социальных и
- ликвидация сторон: когда противоречия достигают непримиримой стадии развития, может произойти физическое или статусное уничтожение одного или нескольких участников конфликта.
Иначе говоря, конфликты бывают созидательные и разрушительные. Главное не избегать конфликтов. Они – часть человеческой жизни и всегда в той или иной форме присутствуют в человеческих отношениях. Надо стараться направлять конфликты в созидательное русло, избегая разрушительных последствий.
Конфликты при всем своем разнообразии имеют общие черты, которые можно изобразить в виде формулы:
К= УК + ОК+ Д,
где К - конфликт как столкновение интересов индивидов или групп; УК – участники конфликта; ОК – объект конфликта, то есть тот ресурс, на который распространяются интересы сторон; Д – действие одной из сторон или обеих одновременно.
В этой
формуле выделяется
Несмотря на многообразие конфликтов и уникальность каждого из них, все причины конфликтов можно свести к двум группам:
По отношению к содержанию конфликтов и путей их преодоления можно выделить основные подходы:
Управлять конфликтами – это не только определять возможные зоны их возникновения в организации, но и, главным образом, снижать конфликтный потенциал, то есть предотвращать конфликтные ситуации, воздействовать управленческими средствами на процесс совместной деятельности людей таким образом, чтобы объективно существующие противоречия не перерастали в осознанное конфликтное противодействие.
Прежде всего необходимо отдавать себе отчет в том, что управление означает умение выдвигать цели и побуждать других людей к их достижению. На стадии выдвижения цели организации, и особенно на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, на предприятии должно быть четко определено, кто за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы. Первейшей задачей в обеспечении этих функций управления является привлечение сотрудников в процесс принятия решения с тем, чтобы в окончательном решении они могли найти движение и к своей собственной цели, совпадающей в конечном итоге с целью всего предприятия.
Следующим
шагом управляющего в его
Руководитель
должен отчетливо осознавать, что
одним из гарантов
Структурным
методом управления
Важным
компонентом управленческой
Важным методом, которым должен овладеть каждый руководитель, стремящийся к эффективной работе своего предприятия, является высокая культура споров и дискуссий. Ведь практически ни один социальный конфликт не проходит без спора, без столкновения мнений, суждений, оценок противодействующих сторон.
Важнейшее значение в управлении конфликтными ситуациями имеет выбор лидером правильной стратегии управленческого воздействия на данную ситуацию. Следует иметь в виду, что эффективные пути разрешения конфликта коренятся не в ликвидации его самого, а в устранении причин, которые его порождают. Необходимо стремиться найти истинные причины конфликта. Не стоит обольщаться при обнаружении одной причины конфликта, а следует продолжать глубже анализировать конфликтную ситуацию.
Основные технологические фазы управленческого воздействия на предотвращение конфликтного взаимодействия:
- соблюдение социальной дистанции;
- следование правилу разнообразия;
- следование правилу сглаживания;
- умение быть «своим» человеком;
- обоснование значимости другого;
- исключение социальной демонстрации;
4. Применение правил
- не употребляйте
- не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;
- проявляйте эмпатию к
- делайте благожелательные
5. Конфликт не происходит;
6. Функциональные последствия
Управленческое воздействие на любую ситуацию, в том числе и на конфликтную, предполагает в качестве своего неотъемлемого, притом исходного компонента, анализ данной ситуации. В случае конфликтного взаимодействия такой анализ включает в себя прежде всего осознание того, что другой человек, партнер по взаимодействию, оказался преднамеренно или невольно на пути достижения ваших целей, удовлетворения ваших интересов. При этом в процессе анализа ситуации неизбежно возникает определенный набор вопросов. Перечень таких вопросов и составляет логическую сеть анализа конфликтной ситуации как начального звена применения социальной технологии в сфере конфликтных взаимоотношений. Но сам процесс анализа не является простым, он обусловлен многими обстоятельствами, среди которых наиболее существенное значение имеют: значимость объекта конфликта, социально-психологические особенности конфликтующего с вами индивида, степень вашей готовности и наличие необходимых ресурсов для активного противодействия оппоненту.
Первым социально-психологическим действием, создающим предпосылку разрешения конфликта, является умение определить, в чем заключены истинные причины конфликтного противостояния. Необходимо иметь в виду, что истинная причина конфликта довольно часто скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами.
В предупреждении возможных конфликтов важную роль имеет умение внимательно изучать своих партнеров, коллег. Очень важно проявлять интерес к каждому из них как к личности, уметь находить взаимопонимание с ними по всем, в том числе и спорным вопросам, что позволяет снижать, а то и вовсе снимать напряженность в межличностных взаимоотношениях.
Один из надежных способов предотвращения межличностных конфликтов – умение соблюдать принципы «социальной дистанции» во взаимоотношениях с разными людьми. Социальная дистанция выражает степень социально-психологической совместимости, близости или отдаленности людей; которая способствует легкости и трудности их взаимодействия и которая, если ее правильно выбирать и придерживаться, способна предотвратить межличностные конфликты.
Вторым важным методом предотвращения конфликтов является следование «правилу разнообразия». Чем больше взаимной заинтересованности партнеров по общению, чем разнообразнее их интересы и чем больше совпадений этих интересов, тем значительнее ресурс сотрудничества, тем меньше возможностей для возникновения конфликтного противостояния.
Третьим способом, который может пригодиться для превращения накапливающейся энергии конфликта в энергию сотрудничества, является «правило сглаживания». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признака конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Тем самым становится возможным погасить стремление к конфликтному противостоянию у другого человека.