Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:40, контрольная работа
Первоначальным для управления конфликтными ситуациями является понимание социального конфликта как такого типа социальных взаимодействий, который характеризуется противоборством социальных субъектов, обусловленным противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций, и ориентированным на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения, а в некоторых случаях и уничтожения соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения.
Введение
Сущность социального конфликта.
Социальные конфликты в трудовых организациях.
Методы разрешения социальных конфликтов на производстве.
Заключение
Литература
Мы чаще всего стремимся расположить к себе других, демонстрируя свои достоинства, тогда как более короткий и эффективный путь к бесконфликтному сотрудничеству – предоставить человеку возможность для проявления его личной значимости. Поэтому метод обращения к значимости другого и всемерной поддержки его значимости является важным компонентом в стратегии предотвращения межличностных конфликтов.
В предотвращении межличностных конфликтов способен выполнить важную конструктивную роль метод исключаемой социальной демонстрации. Если один из партнеров стремится к демонстрации своих достоинств, он вызывает при этом раздражение и агрессивность окружающих, подталкивая их к конфликтному противодействию. Поэтому необходимо стараться не подчеркивать различия между собой и партнерами по общению, чтобы не создавать лишних поводов для межличностных конфликтов.
На основе обобщения различных способов предотвращения конфликтов можно сформулировать несколько правил бесконфликтного общения.
Первое из них гласит: «Не употребляйте конфликтогенов». Конфликтогенами называются слова, действия или бездействия, способные привести к конфликту. Второе правило бесконфликтного взаимодействия звучит так: «Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген», иначе конфликт будет неизбежен. Чтобы вспомнить одно из этих правил или оба их, нужно поставить себя на место контрагента, ощутить чувства, желания, понять мнение собе6седника. Этот процесс называется эмпатией. Поэтому третье правило гласит: «Проявляйте эмпатию к собеседнику». Четвертое правило бесконфликтного общения сводится к следующему: «Делайте как можно больше благожелательных посылов», к числу которых относится все, что поднимает настроение человеку (дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение). Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий своего собеседника благожелательными посылами, способен предотвратить межличностный конфликт.
Принципы
социальной технологии
Во-первых, необходимо на всех стадиях конфликтного взаимодействия сохранять спокойствие и хладнокровие. Самое важное – выяснить причины конфликта и возможные пути его разрешения, поэтому необходимо избегать эмоционально-оценочных комментариев по поводу этих причин и вероятных путей, предлагаемых соперником.
Во-вторых, надо пытаться как можно быстрее и точнее определить: в чем состоит суть конфликта и его основная причина. Невозможно продвигаться к разрешению конфликта до тех пор, пока точно не выяснится, с чем предстоит иметь дело. Следует выработать в себе привычку реагировать на актуальную часть критических высказываний и, по возможности, не реагировать на оценочную.
В-третьих, следует избегать столкновений личностного плана с контрагентом по конфликтному взаимодействию. Желательно избавиться от стремления концентрировать внимание на антипатичных вам личностных особенностях партнера. Взамен этого концентрируйте внимание на выявление интересов и потребностей обеих сторон.
В-четвертых, необходимо тщательно выбирать слова и выражения, избегать таких из них, которые несут в себе негативное эмоционально-оценочное содержание. Такие оценки партнера как «недостаточно компетентен», «плохо информирован», «неблагоразумен» и другие, принижают личность человека и провоцируют ответные защитные реакции, что способно обострить конфликт, увести партнеров в сторону от существа дела.
В-пятых, необходимо внимательно вслушиваться в то, что предлагает партнер, стараться проникнуть в смысл не только слов, но и чувств, стремлений, которые могут стоять за словами оппонента. Одновременно необходимо дать возможность сопернику лучше понять вашу позицию, интересы и приоритеты, что может успешно разрешить конфликт.
В-шестых, на всем протяжении конфликтного процесса целесообразно оставаться открытым к рассмотрению взаимных претензий и предложений. Чтобы найти пути урегулирования конфликтной ситуации, необходимо искать области взаимных интересов и возможных компромиссов. Пока конфликтная ситуация не будет рассмотрена с учетом интересов обеих сторон настолько объективно, насколько это возможно, то оппоненты неизбежно окажутся втянутыми в бесплодное обсуждение возражений и препятствий друг друга на пути к достижению целей.
Уверенность в себе в конфликтном противостоянии является многоплановым социально-психологическим феноменом, детерминируемым как личностными особенностями данного субъекта, его жизненным опытом, социальным статусом, так и умением правильно определить личностное своеобразие противостоящего ему конкурента. В определении последнего важную роль играет знание основных типов личности и умение применить такое знание к анализу конкретной конфликтной ситуации.
на производстве
Для разрешения
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межиндивидуальных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Но стремление идти на уступки ведет к нестабильной постконфликтной ситуации.
В процессе достижения компромисса важную конструктивную роль способен сыграть такой метод разрешения межиндивидуальных конфликтов, как метод соучастия. Он заключается в целенаправленном стремлении исключить у партнера возможные подозрения о том, что его игнорируют, с ним не считаются, не принимают во внимание его заботы, интересы и потребности. Лучший способ прийти к соглашению – с учетом интересов и возможностей конкурента по межличностному конфликту, - втянуть его в решение общей задачи, не уступая ему в принципиальных вопросах.
С методом соучастия тесно соприкасается еще один эффективный способ разрешения конфликтов – применение практической эмпатии. Эмпатией называется понимание одним человеком любых чувств, переживаемых другим человеком. Чаще всего межличностные конфликты разгораются из-за неумения или нежелания понять, принять во внимание чувства и переживания тех, с кем находишься в тесных личностных контактах.
Для разрешения межличностных конфликтов можно использовать метод провоцирования на добро. В своем общении с окружающими все стремятся избегать контактов с людьми, которым сделали умышленно или невольно неприятное, и стремимся к тем, кому сделали добро. Например, руководитель предприятия выделяет премию, благодарность тому, кто когда-то его резко, может быть, даже не совсем справедливо критиковал, и тот, в свою очередь, проявляет повышенную старательность в реализации производственных задач, сформулированных руководителем. Поэтому метод провоцирования на добро способен не только помочь разрешить полюбовно конфликт, но и существенно снизить потенциал конфликтности во взаимодействии друг с другом.
Конструктивную
роль в разрешении
Одним из
приемов урегулирования
Заключение
Повседневная
жизнь не возможна без
Поскольку
избежать конфликтов
Чтобы управление
конфликтами на предприятии
Литература
Среди многообразия социальных конфликтов можно выделить их основные типы:
Если, скажем, муж и жена предпочитают разные, несовпадающие подходы, возникает конфликт ценностей. Для его устранения используется либо компромисс, либо, как крайний случай, - развод.
По количеству участников конфликты бывают:
По степени напряженности конфликты бывают:
По уровню социальной иерархии конфликты подразделяются на:
Из формулы конфликта можно вывести основные способы разрешения конфликтов: