Введение
Объектом социологического
познания является общество. Термин
«социология» происходит от латинского
«societas» - общество и греческого «logos» -
учение, означая в буквальном переводе
«учение об обществе». Человеческое общество
– это уникальное явление. Оно прямо или
опосредственно является объектом многих
наук (истории, философии, экономики, психологии
) каждая из которых имеет свой ракурс
изучения общества.
Предмет социологии
– это социальная жизнь общества,
то есть комплекс социальных
явлений, вытекающих из взаимодействия
людей и общностей. Понятие
«социальное» расшифровывается
как относящееся к жизни людей
в процессе их взаимоотношений.
Жизнедеятельность людей реализуется
в обществе в трёх традиционных
сферах (экономической, политической,
духовной) и одной нетрадиционной
– социальной. Три первые дают
горизонтальное сечение общества,
четвёртая – вертикальное, подразумевающее
деление по субъектам общественных
отношений (этносам, семьям и
другое). Эти элементы социального
устройства в процессе их взаимодействия
в традиционных сферах и составляют
основу социальной жизни, которая
во всём своём многообразии
существует, воссоздаётся и изменяется
лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют,
объединяясь в различные общности,
социальные группы. Их деятельность
носит преимущественно организационный
характер. Общество можно представить
как систему взаимодействующих
и взаимосвязанных общностей
и институтов, форм и методов
социального контроля. Личность
проявляет себя через совокупность
социальных ролей и статусов,
которые она играет или занимает
в этих социальных общностей
и институтах. При этом под
статусом понимается положение
человека в обществе, определяющее
доступ к образованию, богатству,
власти и прочее. Роль можно
определить как ожидаемое от
человека поведение, обусловленное
его статусом. Таким образом, социология
изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие
социальных субъектов по проблемам, связанным
с их социальным статусом.
Из обозначения
объекта и предмета формируется
определение социологии как науки.
Его многочисленные варианты
при разных формулировках имеют
содержательную тождественность
или близость. Социология определяется
в разнообразных вариантах:
- как научное
изучение общества и общественных
отношений (Нейл Смелзер, США)
- как наука,
изучающая практически все социальные
процессы и явления (Энтони Гидденс,
США)
- как изучение
явлений взаимодействия людей
и явлений, вытекающих из этого
взаимодействия(Питирим Сорокин, Россия
- США)
Как наука
о социальных общностях, механизмах
их становления, функционирования
и развития. Разнообразие определений
социологии отражает сложность
и многогранность её объекта
и предмета.
1 Понятие и основные
формы социальных общностей
Общество –
система, так как это совокупность
элементов, находящихся во взаимосвязи
и взаимоотношениях и образующих
единое целое, способное во
взаимодействии с внешними условиями
изменять свою структуру. Это
система социальная, то есть связанная
с жизнедеятельностью людей и
их взаимоотношениями. Общество
имеет внутреннюю форму организации,
то есть свою структуру. Она
сложна, и выявление её компонентов
требует аналитического подхода
с использованием разных критериев.
Под структурой общества понимается
его внутренне устройство.
По форме
жизненаправления людей общество подразделяется
на экономическую, политическую и духовную
подсистемы, именуемые в социологии социальными
системами ( сферами общественной жизни
). По субъекту общественных отношений
в структуре общества выявляются демографическая,
этническая, классовая, поселенческая,
семейная, профессиональная и другие.
По типу социальных связей своих членов
в обществе выделяются социальные группы,
социальные институты и социальные организации.
2 Классификация социальных
общностей
Систематизация
взглядов современных социологов
позволяет выделить ряд потенциальных
и реальных, необходимых и достаточных
оснований выделения общности :
- сходство, близость
условий жизнедеятельности людей
(как потенциальная предпосылка
возникновения ассоциации);
- общность
потребностей людей, субъективное
осознание ими сходства своих
интересов (реальная предпосылка
возникновения солидарности);
- наличие взаимодействия,
совместной деятельности, взаимосвязанного
обмена деятельностью (непосредственного
в общине, опосредственного в современном
обществе);
- формирование
своей собственной культуры:
системы внутренних норм взаимоотношений,
представлений о целях общности,
нравственности.
_ укрепление
организации сообщества, создание
системы управления и самоуправления;
- социальная
идентификация членов общности,
их самопричисление к этой общности.
Социальная
общность – это совокупность
индивидов, объединенных одинаковыми
условиями жизнедеятельности, ценностями,
интересами, нормами, социальной
связью и осознанием социальной
идентичности, выступающая в качестве
субъекта социальной жизни.
3 Факторы, влияющие на
формирование социальных групп
Основные причины
формирования социальных групп:
- работники приходят к
пониманию, что достижение определённых
целей возможно только на основе
соединения, комбинирования усилий
некоторого числа членов организации;
- в ходе трудовой деятельности
индивидам требуется понимание
и поддержка коллег по работе,
для чего он выбирает отдельных
членов организации, с которыми
можно вести не только деловые,
но и доверительные отношения;
- в процессе идентификации
у некоторой части членов организации
возникает ощущение ингруппы, что в свою
очередь приводит к формированию системы
более тесных связей, отделению этой ингруппы
от остальных членов организации, проведению
групповых границ;
- часть работников нуждается
в защите своих интересов и
потребностей, что возможно лишь
при совмещении усилий в условиях
организации, включении в социальные
институты, которые осуществляют
свои функции через деятельность
организаций;
- индивидам необходим
контроль за основными нормами
поведения, так как у них
существует потребность в социальном
порядке и сохранении устойчивых социальных
отношений;
- у всех индивидов имеется
потребность в общении и проведении
свободного времени в кругу
сослуживцев, что может быть
реализовано только в кругу
социальной группы.
Индивиды испытывают
различные ожидания относительно
выгоды, которую приносит им членство
в социальной группе. Группа является
постоянным источником мотивации
и удовлетворённости трудом, а
также главной детерминантой эффективности
деятельности в рамках организации. Руководители
организации должны осознавать важность
деятельности групп, распознавать взаимосвязи
между группами и использовать их для
достижения целей организации.
4 Большие и малые социальные
группы
Сложная совокупность
признаков позволяет делить все
общности на два наиболее широких
подкласса, вида : массовые и групповые
общности, которые подразделяются на большие
и малые социальные группы.
Гораздо чаще
в качестве элементарной частицы
общества, сосредотачивающей в
себе все виды социальных связей,
выступает малая социальная группа.
Малая социальная
группа – это небольшое число
людей, которые хорошо знают
друг друга и постоянно
взаимодействуют. Г.М. Андреева
определяет этот феномен как
группу, в которой общественные
отношения выступают в форме
непосредственных личных контактов.
Таким образом,
главным группообразующим фактором
в данном случае выступает непосредственный
личный контакт. Малая группа имеет ряд
отличительных признаков:
- Ограниченное число членов
- Члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определённого времени;
- Каждый членов группы взаимодействует со всеми членами;
- Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;
- Члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правило, стандарты, нормы и ценности.
Большой группой
называется большая совокупность
людей, не имеющих между собой
непосредственных контактов, но
объединенных осознанием принадлежности
к группе, образом жизни, общей
психологией, обычаями и традициями:
нация, класс, сословия, этническая
общность.
Г. Зиммель
считал, что размер группы тесно корректирует
со степенью развития индивидуальности
её представителей. Размер группы прямо
пропорционален степени свободы, которой
пользуются её члены. Чем меньше группа,
тем сплоченнее она должна выступать,
тем теснее держать своих членов с целью
защиты собственной целостности от враждебных
воздействий внешней среды. По мере количественного
роста группы расширяются допустимые
границы идентификации её членов как таковых,
следовательно, возрастает степень индивидуальной
свободы. Увеличение численности индивидов
в группе, сопровождающееся дифференциацией
её элементов, порождает умственную способность
к ассоциации. Так рождается интеллект,
способность сознания.
5 Первичные и вторичные
группы
Существуют две исходные
формы малой группы: диада и
триада. Также есть различные подходы
к классификации малых групп.
В рамках одной из них принято
выделять первичные и вторичные
группы.
Первичная группа
– разновидность малой группы,
отличающаяся высокой степенью
солидарности, близостью её членов,
единством целей и деятельности,
добровольностью вступления и
неформальным контролем над поведением
её членов, например, семья, группа
сверстников, компания друзей. Впервые
термин «первичная группа» ввёл
в научный социологический оборот
Ч. Кули. Автор рассматривал его
как элементарную клеточку всего
социального организма.
Изучение первичных
групп важно в силу их огромного
влияние на нравственное и
духовное воспитание человека. Стереотипы,
вырабатываемые в таких группах,
становятся частью культуры, моральными
постулатами и ролевыми установками
для огромного количества людей.
Вторичная
группа – это социальная группа,
социальные контакты и отношения
между членами корой носят
безличный характер. Эмоциональные
характеристики в такой группе
отходят на второй план, а первый
выходит способность осуществлять
определённые функции и достигать
общей цели. Вторичной группой
можно назвать социальные общности,
связанные между собой внешней
связью, которая, однако, оказывает
существенное влияние на их
поведение.
6 Референтные группы
В классификации
малых групп выделяют также
референтные группы. Референтная группа
– это реальная или воображаемая группа,
с которой индивид соотносит себя как
с эталоном и на нормы, цели, ценности которой
он ориентирует в своём поведении и самооценке.
Разработка этого социального явления
были проведены американским социологом
Г. Хайменом. В ходе исследования он выяснил,
что каждый человек включает себя сразу
в несколько референтных групп, хотя и
не принадлежит им формально.
При рассмотрении
малых социальных групп принято
выделять также группы членства
– группы, к которым индивид
реально принадлежит. В обыденной
жизни нередки случаи, когда между
группами членства и референтными
группами возникает ценностный конфликт.
Результатом этого может стать разрыв
межличностных связей, что грозит разрушением
социальной группы. В современном обществе
такие явления имеют значительные масштабы.
Прежде всего это связано с развитием
информационных технологий. Официальная
мораль, если она не поддерживается в средствах
массовой информации, отвергается в процессе
социализации.
7 Определение и функции
лидерства
Слово «лидер» многозначно,
переводится с английского языка
на русский как: 1) Ведущий, руководитель;
2) Корабль возглавляющий группу;
3) Спортсмен или спортивная команда,
идущими первыми на соревновании;
4) Едущий впереди велосипедиста
мотоциклист (гонка за лидером). Термин
определение лидерства английское
Leader – управленческие взаимоотношения
между руководителем и последователями,
основанные на эффективном для данной
ситуации сочетании различных источников
власти и направленные на побуждение людей
к достижению общих целей. Выделяют формальное
и неформальное лидерство. В первом случае
влияние на подчиненных оказывается с
позиции занимаемой должности. Процесс
влияния на людей через личные способности,
умения и другие ресурсы получил название
неформального лидерства. Считается, что
идеальным для лидерства является сочетание
двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами
людей при достижении ими общей цели решалось
путём сплочения вокруг одного лидера.