10.1 Особенности личности, влияющие
на формирование межличностных отношений
Благоприятной
предпосылкой для успешного формирования
межличностных отношений является
взаимная информированность партнёров
друг о друге, сформированная
на основе межличностного познания.
Развития межличностных отношений
во многом обусловливается особенностями
общающихся. К ним относятся пол,
возраст, национальность, свойства
темперамента, состояния здоровья,
профессия, опыт общения с людьми
и некоторые личностные характеристики.
Пол.
Своеобразие
межличностных отношений между
полами проявляется уже в детстве.
Мальчики по сравнению с девочками
ещё в детском возрасте активнее
вступают в контакты, участвуют
в коллективных играх, взаимодействуют
со сверстниками. Такая картина
наблюдается и у взрослых мужчин.
Девочки тяготеют к общению
в более узком кругу. Они
устанавливают отношения с теми,
кто им нравится. Содержание же
совместной деятельности для
них не очень важно. (у мальчиков
наоборот). У женщин круг общения значительно
меньше, чем у мужчин. В межличностном
общении они испытывают значительно большую
потребность в самораскрытии, передаче
друг друга личностной информации о себе.
Чаще они жалуются на одиночество. Для
женщин более значимы особенности, проявляющиеся
в межличностных отношениях, а для мужчин
– деловые качества.
Возраст.
Потребность
в эмоциональном тепле появляется
в младенчестве и с возрастом
постепенно превращается в разной
степени осознанности, психологическую
привязанность детей к людям,
которые создают для них психологический
комфорт. С возрастом люди постепенно
утрачивают в межличностных отношениях
свойственную юности открытость. На их
поведение накладываются многочисленные
социокультурные нормы (особенно профессиональные
и этнические).Особеннно сужается круг
контактов после вступления молодых людей
в брак и появлении детей в семье. Многочисленные
межличностные отношения уменьшаются
и проявляются в производственной и родственной
сферах. В среднем возрасте, когда дети
подросли, межличностные отношения снова
расширяются. В старшем и преклонном возрастеотношения
приобретают весомость. Это объясняется
темя. Что дети выросли и у них свои привязанности,
активная трудовая деятельность заканчивается,
круг общения резко сужается. В преклонном
возрасте старые дружеские отношения
играют особую роль.
Национальность.
Этнические
нормы обуславливают общительность,
рамки поведения, правила формирования
межличностных отношений. В разных
этнических общностях межперсональные
связи строятся с учётом положения человека
в обществе, половозрастных статусов,
принадлежности к социальным слоям и религиозным
группам.
Некоторые
свойства темперамента влияют
на формирование межличностных
отношений. Экспериментально установлено,
что холерики и сангвиники
легко устанавливают контакты, а
флегматики и меланхолики испытывают
затруднения. Закрепление межличностных
отношений в парах «холерик
с холериком» «сангвиник с сангвиником»
и «холерике сангвиником» затруднено.
Устойчивые межперсональные связи образуются
в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик
с сангвиником», «флегматике сангвиником».
Состояние
здоровья, внешние физические недостатки,
как правило негативно сказываются
на «Я - концепции» и в конечном итоге затрудняют
формирование межличностных отношений.
Временные
заболевания влияют на общительность
и устойчивость интерперсональных
контактов. Заболевания щитовидной железы,
различные нервозы, связанные с повышенной
возбудимостью, тревожностью, психической
неустойчивостью, - всё это как бы «раскачивает»
межличностные отношения и негативно
влияет на них.
Профессия.
Межличностные
отношения формируются во всех
сферах жизнедеятельности человека,
но наиболее устойчивыми являются
те, которые появляютс в результате
совместной трудовой деятельности. В ходе
выполнения функциональных обязанностей
не только закрепляются деловые контакты,
но и зарождаются и развиваются межличностные
отношения, которые в дальнейшем приобретают
многосторонний и глубокий характер. Если
по роду профессиональной деятельности
человеку приходится постоянно общаться
с людьми, то у него появляются навыки
и умения установления межличностных
контактов(например, у юристов, журналистов).
Опыт общения
с людьми способствует приобретению
устойчивых умений и навыков
интеперсональных отношений, основанных
на социальных нормах регуляции, с представителями
разных групп в обществе. Опыт общения
позволяет практически осваивать и применять
разнообразные нормы общения с различными
людьми и формировать социальный контроль
за проявлением своих эмоций.
Самооценка.
Адекватная
самооценка позволяет личности
объективно оценивать свои особенности
и соотносить их с индивидуально
– психологическими качествами
партнёра по общению, с ситуацией,
выбирать соответствующий стиль
межличностных отношений и корректировать
его в случае необходимости.
Завышенная
самооценка приносит интерперсональные
отношения элементы высокомерия и снисходительности.
Если партнёра по общению устраивает такой
стиль межличностных отношений, то они
будут достаточно устойчивы, в противном
же случае они приобретают напряжённый
характер. Заниженная самооценка личности
вынуждает её подстраиваться к стилю межличностных
отношений, которые предполагаются партнёром
по общению. В то же время это может вносить
определённую психическую напряжённость
в межличностные отношения в связи с внутренним
дискомфортом личности.
Потребность
в общении, установлении межличностных
контактов с людьми является
фундаментальной характеристикой
человека. Вместе с тем среди
людей встречаются лица, у которых
потребность в доверительном
общении и милосердии несколько
завышена. Дружеские межличностные
отношения чаще всего формируются
с одним человеком или несколькими
лицами, а аффилиация и альтруизм, как
правило, проявляются ко многим людям.
Результаты исследований свидетельствуют,
что помогающее поведение выявлено у людей,
обладающих эмпатией, высоким уровнем
самоконтроля и склонных принимать самостоятельные
решения. Показателями аффилятивного
поведения являются положительные вербальные
высказывания, продолжительные контакты
глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное
проявление вербальных и невербальных
знаков согласия. Изложенная характеристика
аффилятивного поведения по форме напоминает
стадию дружеских отношений, а её показатели
– критерии развития положительных межличностных
отношений. В первую очередь вошли самовлюблённость,
заносчивость, высокомерие, самодовольство
и тщеславие. Ко второй группе относятся
догматизм, постоянная склонность не соглашаться
с партнёром. Третья группа включала двуличие
и неискренность.
Динамика развития
межличностных отношений во временном
континууме проходит несколько
этапов: знакомство, приятельские, товарищеские
и дружеские отношения. Процесс
ослабления межличностных отношений
в «обратную» сторону имеет
такую же динамику (переход от
дружеских к товарищеским, приятельским
и затем идёт прекращение отношений). Длительность
каждого этапа зависит от многих составляющих
межперсональных отношений.
Несмотря на
сходство взглядов, оказание эмоциональной
и деятельности поддержки друг
другу, между друзьями могут
существовать и определённые
разногласия. Можно выделить утилитарную
(инструментально – деловую, практически
действенную) и эмоционально – экспрессивную
(эмоционально - исповедальную) дружбу.
Дружеские отношения у старшего поколения
большей частью связаны с семейными узами
и людьми, которые имеют одинаковый с ними
жизненный опыт и ценности.
Как показывают
результаты исследований, чаще всего
межличностные отношения основываются
на принципе подобия (сходства),
а иногда и на принципе дополнительности.
Последний выражается в том, что, например,
при выборе товарищей, друзей будущих
супругов люди бессознательно, а иногда
и осознанно, выбирают таких лиц, которые
могут удовлетворить взаимные потребности.
На основе этого могут развиваться позитивные
межперсональные отношения.
Проявление
симпатии может интенсифицировать
переход от одной стадии межличностных
отношений к другой, а также
расширять и углублять интерперсональные
отношения. Симпатия, как антипатия, может
быть однонапрвленной и разнонапрвленной.
В городских условиях по сравнению с сельской
местностью достаточно высокий темп жизни,
частая сменяемость мест работы и жительства,
высокий уровень общественного контроля.
В результате – большое количество межличностных
контактов, их кратковременность и проявление
функционально – ролевого общения. В результате
– большое количество межличностных контактов,
их кратковременность и проявление функционально
– ролевого общения. Это приводит к тому,
что межличностные отношения в городе
предъявляют более высокие психологические
требования к партнёру. Чтобы поддерживать
тесные связи, общающимся нередко приходится
расплачиваться потерей личного времени,
психическими перегрузками, материальными
ресурсами.
Межличностные
отношения быстро развиваются
в определённых местах. Данное
явление, обусловлено сильной
зависимостью от внешних факторов,
кратковременной совместной жизнедеятельностью
и пространственной близостью.
К сожалению, сравнительных исследований
по межличностным отношениям
в названных условиях у нас
проводится не очень много.
Проблема
межличностных отношений в отечественной
и зарубежной психологической
науке в определённой степени
изучена. Перспективными проблемами
являются : совместимость в деловых и межличностных
отношениях, социальная дистанция в них,
доверительность в разных типах интерперсональных
отношений и её критерии, а также особенность
межперсональных связей в различных видах
профессиональной деятельности в условиях
рыночной экономики.
Заключение
Социальная
стратификация выражает социальную
неоднородность общества, существующее
в нём неравенство, неодинаковость
социального положения людей
и их групп. Под социальной
стратификацией понимается процесс
и результат дифференциации общества
на различные социальные группы(слои,
страты), отличающиеся по своему общественному
статусу. Критерии подразделения общества
на страты могут быть самыми разнообразными,
притом как объективными, так и субъективными.
Но чаще всего сегодня выделяются профессия,
доход, собственность, участие во власти,
образование, престиж, самооценка личностью
своей социальной системы и в то же время
обеспечивает ей динамизм, поскольку средний
класс – это прежде всего высокопродуктивный
и высококвалифицированный, инициативный
и предприимчивый работник. Россию относят
к смешанному типу стратификации. У нас
средний класс находится на стадии становления,
и этот процесс имеет ключевое и широкое
значение для формирования новой социальной
структуры.
Содержание |
|
|
Введение |
3 |
|
1 |
Понятие и основные формы
социальных общностей |
|
|
2 |
Классификация социальных общностей |
|
|
3 |
Факторы, влияющие на формирование
социальных групп |
|
|
4 |
Б Большие и малые социальные
группы |
|
|
5 |
Первичные и вторичные
группы |
|
|
6 |
Референтные группы |
|
|
7 |
Определение и функции
лидерства |
|
|
8 |
Территориальная общность и
поведение личности |
|
|
9 |
Понятие урбанизации |
|
|
10 |
Тенденция
ослабления межличностных отношений |
|
|
10.1 |
Особенности личности, влияющие
на формирование межличностных отношений |
|
|
|
Заключение |
|
|
|
Список использованной литературы |
|
Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г. Социология: учебник
для студентов вузов; под ред.В.И. Добренькова;
2 – е изд. М.: Дашков И. К: Наука Спектр,
2008. 382 с.
2. Добреньков В.И., Кравченко
А.И. Методы социологического исследования:
учебник. М.: ИНФРА – М.,2011. 768с.
3. Исаев Б.А. Социология : учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Социология» и гуманитарным
специальностям. М.; СПб.; Нижний Новгород;
Воронеж: Питер, 2008. 224с.
4.Кравченко А.И. Социология
: учебник. М.: ТК Велби, Издательство Проспект,
2008. 536с.
5.Фролов, С.С. Общая социология:
учебник. М.: Проспект, 2008. 383с.
6.Шарков Ф.И. Социология.
Теория и методы: учебник; Международная
Академия Бизнеса и управления.
М.: Экзамен, Б.г. – 1 электронный
оптический диск.