Социальные общности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество – это уникальное явление. Оно прямо или опосредственно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии ) каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

 

10.1 Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений

     Благоприятной  предпосылкой для успешного формирования  межличностных отношений является  взаимная информированность партнёров  друг о друге, сформированная  на основе межличностного познания. Развития межличностных отношений  во многом обусловливается особенностями  общающихся. К ним относятся пол,  возраст, национальность, свойства  темперамента, состояния здоровья, профессия, опыт общения с людьми  и некоторые личностные характеристики.

Пол.

     Своеобразие  межличностных отношений между  полами проявляется уже в детстве.  Мальчики по сравнению с девочками  ещё в детском возрасте активнее  вступают в контакты, участвуют  в коллективных играх, взаимодействуют  со сверстниками. Такая картина  наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению  в более узком кругу. Они  устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же  совместной деятельности для  них не очень важно. (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче друг друга личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества.

Возраст.

     Потребность  в эмоциональном тепле появляется  в младенчестве и с возрастом  постепенно превращается в разной  степени осознанности, психологическую  привязанность детей к людям,  которые создают для них психологический  комфорт. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические).Особеннно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появлении детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрастеотношения приобретают весомость. Это объясняется темя. Что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность.

     Этнические  нормы обуславливают общительность,  рамки поведения, правила формирования  межличностных отношений. В разных  этнических общностях межперсональные связи строятся с учётом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам.

      Некоторые  свойства темперамента влияют  на формирование межличностных  отношений. Экспериментально установлено,  что холерики и сангвиники  легко устанавливают контакты, а  флегматики и меланхолики испытывают  затруднения. Закрепление межличностных  отношений в парах «холерик  с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерике сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником», «флегматике сангвиником».

     Состояние  здоровья, внешние физические недостатки, как правило негативно сказываются на «Я - концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

      Временные  заболевания влияют на общительность  и устойчивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные нервозы, связанные с повышенной возбудимостью, тревожностью, психической неустойчивостью, - всё это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Профессия.

     Межличностные  отношения формируются во всех  сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются  те, которые появляютс в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов(например, у юристов, журналистов).

      Опыт общения  с людьми способствует приобретению  устойчивых умений и навыков  интеперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе. Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.

Самооценка.

     Адекватная  самооценка позволяет личности  объективно оценивать свои особенности  и соотносить их с индивидуально  – психологическими качествами  партнёра по общению, с ситуацией,  выбирать соответствующий стиль  межличностных отношений и корректировать  его в случае необходимости.

     Завышенная  самооценка приносит интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнёра по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряжённый характер. Заниженная самооценка личности вынуждает её подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предполагаются партнёром по общению. В то же время это может вносить определённую психическую напряжённость в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

     Потребность  в общении, установлении межличностных  контактов с людьми является  фундаментальной характеристикой  человека. Вместе с тем среди  людей встречаются лица, у которых  потребность в доверительном  общении и милосердии несколько  завышена. Дружеские межличностные  отношения чаще всего формируются  с одним человеком или несколькими  лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям. Результаты исследований свидетельствуют, что помогающее поведение выявлено у людей, обладающих эмпатией, высоким уровнем самоконтроля и склонных принимать самостоятельные решения. Показателями аффилятивного поведения являются положительные вербальные высказывания, продолжительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия. Изложенная характеристика аффилятивного поведения по форме напоминает стадию дружеских отношений, а её показатели – критерии развития положительных межличностных отношений. В первую очередь вошли самовлюблённость, заносчивость, высокомерие, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнёром. Третья группа включала двуличие и неискренность.

     Динамика развития  межличностных отношений во временном  континууме проходит несколько  этапов: знакомство, приятельские, товарищеские  и дружеские отношения. Процесс  ослабления межличностных отношений  в «обратную» сторону имеет  такую же динамику (переход от  дружеских к товарищеским, приятельским и затем идёт прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений.

     Несмотря на  сходство взглядов, оказание эмоциональной  и деятельности поддержки друг  другу, между друзьями могут  существовать и определённые  разногласия. Можно выделить утилитарную (инструментально – деловую, практически действенную) и эмоционально – экспрессивную (эмоционально - исповедальную) дружбу. Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

     Как показывают  результаты исследований, чаще всего  межличностные отношения основываются  на принципе подобия (сходства), а иногда и на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей будущих супругов люди бессознательно, а иногда и осознанно, выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности. На основе этого могут развиваться позитивные межперсональные отношения.

     Проявление  симпатии может интенсифицировать  переход от одной стадии межличностных  отношений к другой, а также  расширять и углублять  интерперсональные отношения. Симпатия, как антипатия, может быть однонапрвленной и разнонапрвленной. В городских условиях по сравнению с сельской местностью достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате – большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально – ролевого общения. В результате – большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально – ролевого общения. Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнёру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами.   

     Межличностные  отношения быстро развиваются  в определённых местах. Данное  явление, обусловлено сильной  зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью  и пространственной близостью.  К сожалению, сравнительных исследований  по межличностным отношениям  в названных условиях у нас  проводится не очень много.

      Проблема  межличностных отношений в отечественной  и зарубежной психологической  науке в определённой степени  изучена. Перспективными проблемами  являются : совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и её критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Социальная  стратификация выражает социальную  неоднородность общества, существующее  в нём неравенство, неодинаковость  социального положения людей  и их групп. Под социальной  стратификацией понимается процесс  и результат дифференциации общества  на различные социальные группы(слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

   

Введение

3

 

1

Понятие и основные формы  социальных общностей

 
 

2

Классификация социальных общностей

 
 

3

Факторы, влияющие на формирование социальных групп

 
 

4

Б  Большие и малые социальные группы

 
 

5

Первичные и вторичные  группы

 
 

6

Референтные группы

 
 

7

Определение и функции  лидерства

 
 

8

Территориальная общность и  поведение личности

 
 

9

Понятие урбанизации

 
 

10

     Тенденция  ослабления межличностных отношений

 
 

10.1

Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений

 
   

    Заключение

 
   

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов; под ред.В.И. Добренькова; 2 – е изд. М.: Дашков И. К: Наука Спектр, 2008. 382 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА – М.,2011. 768с.

3. Исаев Б.А. Социология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социология» и гуманитарным специальностям. М.; СПб.; Нижний Новгород; Воронеж: Питер, 2008. 224с.

4.Кравченко А.И. Социология : учебник. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. 536с.

5.Фролов, С.С. Общая социология: учебник. М.: Проспект, 2008. 383с.

6.Шарков Ф.И. Социология. Теория и методы: учебник; Международная  Академия Бизнеса и управления. М.: Экзамен, Б.г. – 1 электронный  оптический диск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные общности