Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:07, реферат
Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социальных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.
Понятие социального института:
Основоположники социологии о социальном институте;
Современная западная социология о социальном институте;
Отечественная социология о социальном институте;
Общие признаки социальных институтов, их структура, функции.
Основные виды социальных институтов:
Процесс институционализации и его основные этапы;
Специфика социального института семьи, здравоохранения.
Социальные организации общества:
Организация;
Организация и коллектив;
Организационный эффект;
Комплекс цели;
Управление – между целями;
Иерархия в организациях;
Формы иерархии;
Управление в организации;
Три слагаемых управления;
4. Заключение
Список использованной литературы
1860-1890-е годы
считаются первым этапом
Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений - объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.
В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства - наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.
Второй этап в развитии социологии - 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая критика» . В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.
Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. В Париже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.
На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. В это время утверждается экономический материализм в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).
Третьим этапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социология чётко определяет свой предмет и самоё себя как общую теорию социального.
Отличительная черта российской социологии - её влияние на общественную и политическую жизнь.
Для становления социологии стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал ломке старых культурных стандартов.
Всё это вызвало интерес к социальным проблемам. Россия не только подарила миру термин «интеллигенция», но первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения «толпы и героя».
Социальный институт (от лат. Institutum - устройство, установление) - устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место.
Понятие «институт» было заимствовано
социологией из юриспруденции, где
его использовали для характеристики
определенного комплекса
Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества и т. д.
Социальные институты - это
исторически сложившиеся
Основные виды социальных институтов
Актуальность
темы заключается в том,что для человеческого
общества, как показывает социальная практика,
жизненно необходимо закрепить некоторые
типы социальных отношений, сделать их
обязательными для членов определенного
общества или определенной социальной
группы. Это прежде всего относится к тем
социальным отношениям, вступая в которые,
члены социальной группы обеспечивают
удовлетворение наиболее важных потребностей,
необходимых для успешного функционирования
группы как целостной социальной единицы.
Так, потребность в воспроизводстве материальных
благ заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность
социализировать подрастающее поколение
и воспитывать молодежь на образцах культуры
группы заставляет закреплять и поддерживать
семейные отношения, отношения обучения
молодых людей.
Практика
закрепления отношений, направленных
на удовлетворение насущных потребностей,
заключается в создании жестко закрепленной
системы ролей и статусов, предписывающих
индивидам правила поведения в социальных
отношениях, а также в определении системы
санкций для того, чтобы добиться неукоснительного
выполнения этих правил поведения.
Процесс
институционализации, т.е. образования
социального института, состоит из нескольких
последовательных этапов:
1. возникновение
потребности, удовлетворение
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6. установление
системы санкций для
7. создание
системы статусов и ролей,
И так, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная
функция семьи состоит в
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным.
При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.
Социальные организации общества
В повседневной практике часто используется понятие «организация» причем в него вкладывается самое различное содержание. А.И. Пригожин дает три самых распространенных значения термина «организация».
Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Эта деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Иначе говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение эффекта синергии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.
Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Говорят, в частности, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.
В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.