Социальные организации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:07, реферат

Описание работы

Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социальных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

Содержание работы

Понятие социального института:
Основоположники социологии о социальном институте;
Современная западная социология о социальном институте;
Отечественная социология о социальном институте;
Общие признаки социальных институтов, их структура, функции.
Основные виды социальных институтов:
Процесс институционализации и его основные этапы;
Специфика социального института семьи, здравоохранения.
Социальные организации общества:
Организация;
Организация и коллектив;
Организационный эффект;
Комплекс цели;
Управление – между целями;
Иерархия в организациях;
Формы иерархии;
Управление в организации;
Три слагаемых управления;
4. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат хрр.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

                 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие социального института:
    1. Основоположники социологии о социальном институте;
    2. Современная западная социология о социальном институте;
    3. Отечественная социология о социальном институте;
    4. Общие признаки социальных институтов, их структура, функции.
  2. Основные виды социальных институтов:
    1. Процесс институционализации и его основные этапы;
    2. Специфика социального института семьи, здравоохранения.
  3. Социальные организации общества:
    1. Организация;
    2. Организация и коллектив;
    3. Организационный эффект;
    4. Комплекс цели;
    5. Управление – между целями;
    6. Иерархия в организациях;
    7. Формы иерархии;
    8. Управление в организации;
    9. Три слагаемых управления;

4.      Заключение

            Список использованной литературы

 

 

 

 

 

                        Понятие социального института

       Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

        Основателем социологии являлся  французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл  "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социальных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

        Огюст Конт ввел в употребление  понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактологии и фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия — это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социология — к философии истории, но по общей ориентации обе воспроизводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставляет свою философию и социологию старым (негативным) представлениям.

        В социологии английского ученого  Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д.

        Английский ученый Г.Спенсер (1820-1903) является другим основателем  социологии. Г.Спенсер был одним  из самых ярких представителей  натуралистической ориентации в  социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии» (Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб. 1996. — С.327). Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

        Эволюция для английского социолога  — это универсальный процесс,  одинаково объясняющий все изменения  как в природе, так и обществе. Эволюция — это интеграция  материи. Именно эволюция переводит  материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое — общество.    

       На  громадном этнографическом материале  Г.Спенсер рассматривает эволюцию  семейных отношений: первобытные  половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д. Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал как многолинейный процесс. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии неразрывно связан принцип органицизма — такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. В главе «Общество есть организм» основного труда Г.Спенсера «Основания социологии» он довольно обстоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмом: 1) общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия; 4) как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать. 

      В ходе  своих исследований Спенсер обосновал положение о закономерной эволюции от «военного» общества, основанного на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Его исследования оказали большое влияние на развитие последующих социологических теорий.

 

       Исходным  в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс  создает материалистическое учение  об обществе, согласно которому  главной определяющей силой в  развитии общества является способ  производства материальных благ. По Марксу развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

       Социологические  идеи Маркса формировались под  воздействием гегелевской философии,  классической экономической теории, социалистических, и коммунистических  учений. Маркс негативно относился к контовской идее социологии как позитивной науки и в целом не считал себя социологом. В то же время он был убежден, что основанное им вместе с Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории является революционным переворотом во взглядах на общество и способно выступать методологическими основами всех общественных наук. В ранних работах Маркса отмечается, что "сущность человека" не является абстрактом, свойственным отдельному индивиду, а реализуется во всей совокупности ее социальных отношений. Маркс критиковал всю предыдущую философскую традицию за то, что она не смогла осмыслить действительность в ее субъективном измерении, как "человеческую материальную чувственную деятельность", или "практику". Эту деятельность Маркс рассматривал как сочетание процессов "опредметчивания" (овеществления) и распредметчивания человеческих "сущностных сил".

        Значительное внимание в трудах  Маркса уделено проблеме "отчуждения" результатов человеческой деятельности, в частности в сфере материального производства. Причину "отчуждения" он видел в противоречии между общественным характером производства и частной формы собственности на средства производства и в неконтролируемом влиянии рыночной стихии. Преодоление отчуждения и, следовательно, гуманизация отношений в материально-производственной сфере как базовой сфере общественной жизни возможна, по Марксу, на пути революционно-практического изменения существующих форм собственности и систем политической власти. Понятие "практики", которое в немецкой классической философии употреблялось преимущественно в абстрактно-этическом контексте, у Маркса наполняется социологическим содержанием.

        Традиционно считается, что учение  Маркса происходит от трех  главных источников:

1. Французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона;

2. Философии Гегеля, принципы  которой он изменял, хотя никогда  полностью не отрицал;

3. Английской политической  экономии, на которой Маркс основывался,  но не вышел за ее пределы.

       Маркс  не предполагал, что его идеи станут главным фактором в Октябрьской революции 1917 г. в России в тех условиях. Это — свидетельство и их силы, и их слабости.

        Социальный и экономический анализ  Маркса вдохновлял целые поколения  политических активистов, социальных критиков и ученых. Подобно Марксу, они подчеркивали, что "буржуазная" социальная наука, социальная мысль часто ограничиваются "явлением" и не освещают истинную действительность, составляющую фундамент капиталистических экономических, а также социальных отношений. После смерти Маркса, особенно в советском марксизме, его теории служили для показа "законов движения капиталистических обществ.          

  В XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, но, начиная с 20-х годов XX в., позиции лидера в мировой социологии прочно удерживают США. Здесь социология изначально развивалась как прикладная эмпирическая наука, ориентирующаяся на позитивистскую идею строгой объективности и точности научных данных. Благодаря усилиям американских ученых социология из теоретической дисциплины превращается в особый вид практической исследовательской деятельности, находящей поддержку среди различных слоев общества. Вместе с тем в XX в. в разных странах мира активно развивалась и фундаментальная академическая социология, что обусловило своеобразное разделение труда между прикладной и теоретической социологией.

Современная западная социология представлена множеством разнообразных  школ и направлений. И классификация  этих направлений - весьма непростая  задача, поскольку их отличает и время возникновения, и теоретическая направленность, и методология исследований. Существовало и существует немало попыток классификации современных социологических воззрений. Обратимся к одной из самых простых, понятных и наиболее распространенных.

Большинство социологических  направлений, исходя из их методологических и теоретических особенностей, разделяются  на две большие группы. Первую образуют «макросоциологические» теории, которые  постулируют примат общества по отношению  к индивиду. Они стремятся описать социальные закономерности надиндивидуального порядка, и их логика исследований предполагает движение от общего к частному, от понятий «общество» и «социальная система» к понятиям «индивид» и «личность». Эти теории берут свое начало во взглядах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, к ним также относятся такие направления, как структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс), теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс), технологический детерминизм (Р. Дрон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Дж. Мердок) и др.

Вторую группу образуют «микросоциологические» теории, в центре внимания которых, наоборот, оказывается именно человек, индивид, личность. Они пытаются объяснить  общесоциологические закономерности через анализ внутреннего мира человека и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Соответственно, их методология исследований предполагает движение от частного к общему, от изучения «клеточек» социального организма к характеристике общества в целом. Истоки этого подхода следует искать во взглядах М. Вебера и представителей психосоциологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето). Из современных направлений его развивают символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стресс), феноменологическая социология (А. Шюц, Т. Лукманн), теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и другие.

Следует отметить, что теории, отнесенные к одной  методологической группе, могут достаточно сильно отличаться друг от друга, как по сфере конкретно-научных интересов, так и по трактовке рассматриваемых явлений.

          В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.  
Первый этап — 1860—1890 гг.  
Второй этап — 1890 г. — начало XX в.  
Третий этап — первая четверть XX в.  
Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в.  
Пятый этап — конец 50-х — 90-е годы XX в.

   60-е годы XIX века, времена правления Александра III, начинаются великие реформы. Эти реформы были вынужденными, их диктовал ход экономического развития. Общество было почти готово к решительным действиям, что признавал даже новый царь Александр II. Борьба вокруг готовящейся реформы по поводу меры уступок крестьянам и величины потерь землевладельцев - помещиков привела к чёткой поляризации общественных сил. Из западничества выделилась революционная демократия во главе с Чернышевским, другая часть западников сместилась в сторону либерализма. В это время в русском обществоведении сложилась такая ситуация, когда часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. Философия оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла потребность в новой обобщающей общественной науке - социологии.

Информация о работе Социальные организации общества