Социальные организации: понятие, основные признаки, место в социальной структуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации как социальной сис-темы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1.Дать определение понятию социальной организации.
2.Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
3.Показать классификацию организаций.
4.Раскрыть особенности социальной организации.
5.Охарактеризовать функционирование социальной организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I Социальная организация как организационная система 6
1.1. Понятие социальной организации 6
1.2. Организационные структуры социальной организации 10
РАЗДЕЛ II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей 16
2.1. Классификация организаций 16
2.2. Особенности социальной организации 21
2.3. Функционирование социальной организации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Социальные организации понятие, основные признаки, место в социальной структуре.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ  ИСКУССТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Ориентация на определенные социальные потребности.

2. Целенаправленность

3. Единый центр управления

4. Иерархическая структура

5. Интегрированный характер

ОСОБЕННОСТИ  ЕСТЕСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Отсутствие целей создания

2. Универсальный характер деятельности

3. Гибкая структура управления

4. Наличие избыточности

ОБЩИЕ  ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Целостность и устойчивость

2. Наличие организационной культуры

3. Регламентированное поведение  и деятельность членов организации.

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.

5. Способность к саморазвитию и самообучению.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.

2.3. Функционирование социальной  организации

Любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений11.

Они образуют единый комплекс, поэтому  их часто называют функциями управления  проблемами организации.

К функциям социального управления следует отнести также функции  правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью  создания и введения новых или  закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

Ценностное регулирование заключается  в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

Межорганизационное регулирование  означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе.

Межорганизационное регулирование  предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

Итак, социальная организация, независимо от ее происхождения, обладает способностью выявлять и решать проблемы с помощью многообразных средств, которые она создает сама или использует в готовом виде. Эта уникальная способность требует уникального механизма, осуществляющего сложные управленческие и производственные функции.

Социальный механизм складывается из двух механизмов. Первый механизм, называемый механизмом управления, осуществляет традиционное (рутинное) управление. Этот механизм действует постоянно. Второй механизм, называемый механизмом развития, «включается» только тогда, когда обнаружится отклонение от цели. Он осуществляет решение проблем и при необходимости изменяет (совершенствует) механизм управления.

Этот специальный механизм, осуществляющий стратегическое управление, согласно И. Ансоффа 12, должен состоять из трех групп:

- «штабной», в обязанности которой  входит выявление тенденций во  внешней и внутренней среде,  оценка масштабов их воздействия  и развития, расчет времени, необходимого  для ответа на них, и предупреждение  принимающих решения руководителей о внезапно возникающих важных проблемах;

- группы общего руководства;  она должна заниматься оценкой  относительной важности проблем, составлением их перечня, разработкой методов их рассмотрения и распределения обязанностей, связанных с решением;

- целевых групп, которым поручается решение соответствующих проблем.

Социальные механизмы имеются  во всех организациях как естественных, так и искусственных. Однако, это не исключает возможности совпадения социального механизма с самой организацией. Особенно это характерно для искусственных организаций.

Таким образом, социальный механизм выполняет главную функцию в организации: он  выявляет и решает социальные проблемы с помощью рассмотренных выше функций социального управления, некоторые из которых имеют скрытый (латентный, теневой) характер. Хотя указанные функции имеют скрытый характер, они все - же выполняются. Это означает, что в организациях существуют люди и (или) структуры, осуществляющие указанные функции неформально, часто не подозревающих об этом. При этом некоторые из этих людей и структур могут не входить в явную (формальную) часть социального механизма13.

 

Заключение

Цель исследования достигнута путём  реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Социальная организация» можно сделать ряд выводов:

Социальные институты можно  разделить на два вида – регламентные (нормативно-правовые) и организационные (структурные). Первые регламентируют (упорядочивают) взаимоотношения членов общества или организации. Это своего рода «правила игры», в соответствии с которыми действуют члены организации. К ним относятся обычаи, традиции, нормы права, нравственные нормы. Организационные институты – это организационные структуры, закрепляющие отношения между членами общества. К организационным институтам могут быть отнесены не только социальные организации, но и другие организационные формирования (например, государство, правительство, дума).

Социальная организация - система  социальных групп и отношений  между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.

В социальной организации, центром  которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

Среди элементов, влияющих на формализованные  коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

В организации переплетаются и  уживаются интересы личностей и групп, устанавливаются правила и нормы отношений, дисциплина и творчество. У каждой организации – своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Класс социально-экономических систем несравненно сложнее, чем класс социо-технических систем.

Классификация организаций позволяет  сгруппировать их по сходным признакам  или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий.

Первые социальные организации  на Земле имели естественное происхождение. Искусственные организации появились позднее естественных, которые первоначально служили в качестве эталонов  для создания искусственных организаций.

Естественно-искусственные организации  являются промежуточной (смешанной) формой социальной организации, сочетающей в себе как искусственные, так и естественные образцы организационной культуры.

В настоящее время доминирующими  являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты  должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

 

Список литературы

 

  1. Алиев, В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное / В.Г. Алиев - М.: Экономика, 2005. – 432с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф – М.: Экономика, 2009.- 621с.
  3. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник / А.Ф. Баранников - М.: ЮНИТИ, 2004. – 453с.
  4. Доблаев, В.Л. Теория организации / В.Л.  Доблаев.- М.: Наука, 2005. – 500с.
  5. Закс, С. Эволюционная теория организации / С.Закс // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №1. – С44.
  6. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин– М.: Юнити, 2009. – 376с.
  7. Леванков, В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса / В.А. Леванков – СПб, 2001. – 342с.
  8. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер  – М., 2008.- 412с.
  9. Парахина, В.Н. Теория организации: Учеб. Пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко - М.: КНОРУС, 2004.- 321с.
  10. Радченко, Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекций)/ Я.В. Радченко– М.: Изд-во ГАУ, 2008. – 231с.
  11. Рогожин, С.В. Теория организации: Учеб. пособие / С.В.  Рогожин. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 2008. – 364с.
  12. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов / Э.А. Смирнов -  М.: Юнити, 2000. – 403с.
  13. Франчук, В.И. Основы общей теории социальных организаций / В.И.  Франчук - М.: ИОС, 2008. – 423с.
  14. Франчук, В.И. Основы построения организационных систем / В.И.  Франчук – М.: Экономика, 2001. – 454с.

1 Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4.

2 Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 1991. С. 6.

3 Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4 Алиев В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное .-М.: Экономика, 2005.- С.123

5 Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2004.

6 Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2000. С248-251.

7 Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Организация и управление. – М.:Изд-во МГУ коммерции, 1998. 

8 Франчук В.И. Основы общей теории социальных организаций.- М.,ИОС, 1998.

9 Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция) – М.: Изд-во ГАУ.С.56-59.

10 Кудашкин Д.М. Общая теория социальных организаций. – М.: Юнити, 2000.С43-54.

11 Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2001.

12 Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1999

13 Кудашкин Д.М. Указ.соч. С.68-79.


Информация о работе Социальные организации: понятие, основные признаки, место в социальной структуре