Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня -- выжить.

Файлы: 1 файл

проблемы семьи.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений.

 

 

Семья - это главная  ценность.

 

     Кровная  семья - это ценность в первую  очередь. И проблемной, кризисной  семье нужно помогать на ранней  стадии, пока она еще не деградировала.

 

Современная семья в  силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в  социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня -- выжить.

 

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так  и для неспециалистов, т.к. эти  проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни  населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость  семьи от общества. Семья выполняет  важные социальные функции в обществе и по этой причине государство  и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать  необходимые условия, проводить  социальную работу, направленную на совершенствование  семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни  и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой.

Наряду с психоэмоциональными  и физиологическими причинами к  социальным причинам распада семей  специалисты относят следующие  причины:

 

- Пьянство одного  из супругов. Данная причина занимает  первое место среди причин  распада семей и в советский  период. Но тогда по этой причине  разваливалось до 50% семей, сегодня  по этой причине распадается  80% семей.

 

- Неблагоприятные жилищные  и бытовые условия. (В советский  период эта причина занимала 4-е  место среди социальных причин)

 

- Несогласие с традиционным  распределением ролей в семье.  Исторически так сложилось, что  основная нагрузка по ведению  домашнего хозяйства выполняется  женщинами. Социальная проблема  заключается в том, что женщина  наряду с мужчиной и наравне  с ним участвует в общественном  производстве. Таким образом, отвоеванное  право для женщин участвовать  в общественном производстве  наравне с мужчиной обернулось  для нее не только победой,  но и поражением, так как прибавило  женщине новые проблемы.

 

- Низкий уровень культуры  семейно-брачных отношений

- Повышение взаимной  требовательности супругов друг  к другу (Эту причину специалисты  обычно называют в последнюю  очередь)

 

Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет  место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины  тесно взаимосвязаны.

Наряду с негативными  явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в  росте самосознания супругов.

Надо отметить, что  объективной социальной причиной ухудшения  семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

 

Проблемы семьи, имеющей  детей, склонных к употреблению наркотических  веществ.

 

Семейные причины  приобщения детей к наркотикам

 

С точки зрения системной  семейной психотерапии семья - это вид  социальной системы, характеризующийся  определенными связями и отношениями  ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерархии, в распределении ролей  и функций.

 

Семья - один из элементов  микросреды, в которой формируется  личность человека. В семье действует  сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень  межличностных взаимодействий. Семья  представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной  группе, предполагается эмоциональное  влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые  способствуют доверительности в  отношениях.

 

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

 

ФУНКЦИИ - это сфера  жизнедеятельности семьи, непосредственно  связанная с удовлетворением  определенных потребностей ее членов. Можно выделить несколько функций  семьи:

 

1) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Она  состоит в удовлетворении индивидуальных  потребностей в отцовстве и  материнстве, воспитании, самореализации  в детях. Семья обеспечивает  социализацию подрастающего поколения,  а также взаимовлияние членов  семьи друг на друга;

 

2) ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в процессе труда сил;

 

3) ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ состоит в удовлетворении членами семьи потребностей в симпатии, уважении, поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья;

 

4) ДУХОВНОГО (КУЛЬТУРНОГО)  ОБЩЕНИЯ заключается в удовлетворении  потребностей в совместном проведении  досуга, взаимном духовном обогащении. Способствует культурному, духовному  и нравственному развитию личности;

 

5) ПЕРВИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО  КОНТРОЛЯ выражается в обеспечении  выполнения социальных норм поведения  всеми членами семьи, в особенности  теми, кто в зависимости от  ряда причин (возраст, наличие  заболевания и т.п.) не способен  выполнить их самостоятельно;

 

6) СЕКСУАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ Состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей супругов и обеспечении биологического воспроизводства.

 

С течением времени в  семейном функционировании происходят изменения: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с  новыми социальными условиями.

 

СТРУКТУРА СЕМЬИ включает число, состав, совокупность взаимоотношений  между ее членами и социальным окружением. Структурный подход к  анализу семьи основан на представлении  о том, что семья есть нечто  большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют единое целое - структуру семьи. Реальность структуры семьи другого порядка, чем реальность каждого из ее членов.

 

Анализировать структуру  семьи необходимо по основным ее параметрам - сплоченности, иерархии, гибкости, внешним  и внутренним границам, ролевой функции  каждого из ее членов, характеру  структурных проблем.

 

Эти параметры имеют  важное значение с точки зрения анализа семейных причин приобщения детей к наркотикам, а также организации первичной и вторичной профилактики наркомании.

 

Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Понятие иерархии используют в изучении структуры ролей, правил внутри семьи, а также в определении степени  влияния каждого члена семьи  на других. Термин "граница" применяют  в описании взаимоотношений между  семьей и ее социальным окружением (внешняя граница), а также между  различными членами семьи (внутренняя граница). Если внешняя граница слишком  жесткая, то ограничен обмен информацией  между семьей и окружением, наступает  застой в системе, если слабая - члены  семьи больше связаны с внешней  средой, чем между собой. Если внутренние границы между родителями и детьми жесткие, то родители заняты только собой; если слабые, то происходит перераспределение  ролей в семье и вмешательство  в интимную сферу друг друга. Во внутренних границах существует также понятие "границы поколений", которое  раскрывает сущность отношений внутри каждого из поколений семьи. В  хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями между  родителями и между детьми, отличаются от правил родительско-детских отношений. Родительские диады показывают более высокую степень сплоченности.

 

Практически в 95% случаев  наркомании у подростков мы сталкиваемся с семьями, где перечисленные  параметры нарушены и имеют негативное влияние на развитие личности ребенка.

 

В структуре семьи  можно выделить взаимоотношения: супружеские, родительско-детские, между братьями и сестрами (сибсами), и между родственниками.

 

Супружеские взаимоотношения - это система чувств, установок, особенностей восприятия партнеров  по браку, понимание и принятие ими  друг друга.

 

По мнению Т.М. Мишиной, стиль супружеских взаимоотношений - наиболее содержательная и существенная характеристика совместной жизни супругов. Под стилем она понимает "устойчивую совокупность свойств, присущих данному  взаимодействию на протяжении длительного  времени, определенную в главных  тенденциях и характеристиках деятельности пары как целого".

 

Характер семейных взаимоотношений  можно определить с помощью циркулярной  модели Олсона, включающей две оси: сплоченность - эмоциональное принятие членами семьи друг друга и гибкость - возможность изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.

 

Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости: очень низкий, низкий к умеренному, умеренный к высокому и чрезмерно высокий. Из них низкий к умеренному и умеренный к высокому - центральные, а очень низкий и чрезмерно высокий - крайние. Каждому уровню сплоченности и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур.

 

К центральному уровню сплоченности относится раздельный и объединенный типы взаимоотношений: раздельный носит некоторую эмоциональную отстраненность, но она не является крайней, объединенный характеризуется эмоциональной близостью и лояльностью. К центральному уровню гибкости относится структурированный и гибкий типы взаимоотношений: структурированный предполагает некоторую демократичность, стабильные роли и внутрисемейные правила; гибкий - абсолютно демократичный, роли разделяются между членами семьи и при необходимости изменяются. Центральные уровни обеспечивают сбалансированное и оптимальное семейное функционирование. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями внутри семьи.

 

Крайним уровням сплоченности соответствуют разобщенный и  запутанный типы взаимоотношений: разобщенный - это эмоциональное разделение, несогласованность поведения, безразличие  друг к другу; запутанный - характеризуется  наличием в семье центростремительных  сил, крайности в требованиях  друг к другу, полной зависимости  друг от друга всех членов семьи. Крайними уровнями гибкости соответствуют ригидный и хаотичный типы взаимоотношений: ригидный -невмешательство в личные дела, эмоциональное дистанцирование членов семьи, возведенное в принцип взаимного поведения, несмотря на наличие внутренних привязанностей и заботы о благополучии друг друга; хаотичный - отсутствие более или менее устойчивых правил распределения обязанностей. В кризисные моменты решения принимаются импульсивно, а роли членов семьи неясны и смещены.

 

Крайние уровни сплоченности и гибкости свойственны проблемным семьям. 100% обследованных нами семей  наркоманов в период, предшествующий их наркотизации, были проблемными.

 

Родительско-детские отношения - это система разнообразных чувств родителей и детей по отношению друг к другу, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.

 

Е.О. Смирнова, раскрывая  специфику родительско-детских отношений, считает, что они характеризуются эмоциональной значимостью, амбивалентностью и изменяется по мере взросления ребенка.

 

На наш взгляд, динамичность родительско-детских отношений зависит от возрастных изменений, как ребенка, так и родителей. Возраст - это фактор, который обусловливает все отношения личности, в том числе и отношения к детям.

 

В соответствии с теорией  привязанности, сформулированной Д. Боулби и М. Эйнсворт, важнейшие параметры родительского отношения - это нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Родительско-детские отношения, которые в данной теории называются привязанностью, включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - к защите и безопасности. Первая побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, вторая возвращает его обратно в семью. Умение родителей адекватно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

 

Наши исследования семей  наркоманов показывают, что значительное преобладание в семье одной тенденции  над другой может стать причиной девиантного поведения ребенка.

 

В структуре родительско-детских отношений необходимо выделить установку родителей, т.е. систему или совокупность эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятия ими ребенка родителем и способов поведения с ним.

 

В литературе (О.С.Сермягина) понятия "родительские стили" и "стили воспитания" употребляются синонимично понятию "позиции", хотя для обозначения установок, которые не связаны с конкретным ребенком, а характеризуют отношения к детям вообще, целесообразнее сохранить термин "стили воспитания".

 

Важно, чтобы в семье  стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.

 

О.С. Сермягина в своем социально-психологическом исследовании подчеркивает важность эмоциональных отношений в семье. Она отмечает, что в психодинамическом направлении психологии основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на родительско-детские, либо на супружеские отношения, а нарушения фиксируются преимущественно на уровне личности (социальная дезадаптация, невротическое расстройство и т.п.)

Информация о работе Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений