Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня -- выжить.

Файлы: 1 файл

проблемы семьи.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

 

Представители гуманистического направления в психологии рассматривают  нарушение супружеских отношений  как недостаток удовлетворения потребности  в эмоциональных отношениях. Они  делают попытки анализа семьи  в целом, проводя аналогию со структурой невротической личности, используя  категорию защитных механизмов в  семье.

 

Для того чтобы предотвратить  осознание негативных аспектов жизни, на уровне семейной системы формируются  защитные механизмы (семейные мифы, иррациональные убеждения и т.д.). Защитные механизмы  основаны на расщеплении: если у супругов дисгармонии сходны, то причины отвергаемых  аспектов семейной жизни обнаруживаются вне дома. Если дисгармонии различны, каждый из партнеров неосознанно  поддерживает в своем супруге  или ребенке те качества, которые  соответствуют его собственным  подавленным тенденциям. Существование  таких семейных защитных механизмов приводит к тому, что даже явные  признаки наркотизации ребенка остаются очень долго "не замеченными" родителями.

 

В неофрейдизме психологическая  сущность семьи и брака, мотивация  ее членов трактуется в рамках "родительских схем".

 

В интеракционистском направлении нарушения семейных отношений изучаются в рамках коммуникативного анализа, оперирующего понятиями "интеракция" и "трансакция". Э. Берн описал игры как циклически повторяющиеся ситуации общения, смысл которых находится вне задач продуктивной деятельности и заключается в попытке сохранения своего "Я" путем изменения других. Обычно в семье существует стереотипная последовательность трансакций, которая поддерживает проблему, создавая "порочный круг". Как известно, общение может быть как вербальным, так и невербальным, и очень часто эти уровни не дополняют, а противоречат друг другу. Если высказывания строятся на двух взаимопротиворечащих друг другу уровнях, то это приводит к парадоксу. Часто родители предъявляют ребенку взаимоисключающие (парадоксальные) требования, например, чтобы он был самостоятельным, ответственным и, в тоже время, постоянно руководят им и опекают его. Парадоксальные команды создают у получателя ощущение тупика и могут привести к крайностям. К аналогичным результатам приводит ситуация, при которой мать говорит одно, а отец другое - совершенно противоположное. Крайним вариантам парадоксальной коммуникации является случай "двойного зажима", когда значимый для ребенка взрослый передает ему 2 разноуровневых сообщения, одно из которых отрицает другое, и они затрагивают наиболее важную для ребенка проблему: любят его родители или нет. Такая ситуация может способствовать развитию у ребенка психических отклонений (шизофрении).

 

В контексте проблемы семейной профилактики наркомании имеет  значение изучение так называемых патологизирующих ролей в семье, то есть межличностных ролей, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов (таковы роли "семейного козла отпущения", "золушки", "больного", "кумира семьи" и т.д.).

 

Мотивы, которые могут  побуждать одного из членов семьи  подталкивать остальных к развитию системы патологических ролей, разнообразны. Это, с одной стороны, маскировка определенных личностный недостатков, стремление сохранить и защитить вопреки этим недостаткам положительную личностную самооценку, а с другой - стремление удовлетворить какие-то потребности, при обычных условиях противоречащие нравственным представлениям индивида и всей семьи.

 

Патологизирующие роли могут возникать на основе механизма проекции как неосознанное наделение другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами. Одним из мотивов формирования патологизирующей роли может быть стремление избавиться от давления собственных же нравственных представлений, что часто наблюдается в клинике, где лечатся алкоголики и наркоманы - это роли "спасителя" и "спасаемого".

 

Многие ученые исследовали  типы патогенного родительского  поведения. Вот некоторые из них:

 

один или оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка  в любви или полностью отвергают  его;

 

ребенок служит в семье  средством разрешения супружеских  конфликтов;

 

ребенку в качестве дисциплинарной меры угрожают тем, что разлюбят его  или отдадут в другую семью;

 

ребенку внушают, что  он своим поведением повинен в  разводе, болезни или смерти одного из родителей;

 

в окружении ребенка  отсутствует человек, способный  понять его переживания, стать фигурой, заменяющей отсутствующего или пренебрегающего  своими обязанностями родителя.

 

Таким образом, при нарушении  внутрисемейных отношений создается  неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и это, в конечном итоге, может стать источником формирования наркомании, то есть неблагополучная  семья является одним из основных факторов развития детской наркомании.

 

Можно выделить некоторые  наиболее характерные особенности  неблагополучных семей:

 

чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение  подростков к своим родителям  и их проблемам. Если при этом в  семье доминирует холодная в общении, не эмоциональная, строгая мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;

 

использование ребенка  в качестве средства давления при  решении вопросов взаимоотношений  между супругами;

 

непоследовательность  в отношениях с ребенком: от максимального  принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

 

невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;

 

директивный стиль отношений  и эмоциональное отвержение;

 

спутанные отношения  и размытые (неопределенные) межпоколенные границы, когда прародители активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом чаще всего по отношению к внукам, обнаруживается гиперпротекция и попустительство;

 

использование прямых провокаций в обращении с ребенком;

 

заниженная оценка достижений ребенка, либо негативные ожидания по отношению к его действиям  и поступкам;

 

сексуальное насилие;

 

генетическая предрасположенность  к алкоголизму или наличие  в семье алкоголика или наркомана;

 

отсутствие в ближайшем  окружении ребенка значимого  взрослого.

 

Стремясь компенсировать семейное неблагополучие, ребенок ищет контакты на стороне и легко может  попасть в группу наркоманов, где  его с удовольствием примут.

 

Большую опасность представляют семьи, в которых нарушения семейного  взаимодействия (часто неосознаваемые ее членами) скрываются за внешним благополучием.

 

Неблагополучные семьи, как правило, стоят на учете социальных служб, и с ними проводится работа, направленная на реабилитацию или профилактику нарушения семейного функционирования. Но вопрос должен ставиться шире: психопрофилактическую работу необходимо начинать именно с внешне благополучных семей.

 

Анализ семейных причин наркотизации убеждает в том, что  в фокусе профилактической работы должна быть, прежде всего, семья. Здоровая семья  является одним из важнейших факторов социализации ребенка и профилактики наркомании. Это одинаково справедливо, когда речь идет как о первичной, так и о вторичной профилактике наркомании.

 

Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также  и для неспециалистов, так как  эти проблемы касаются каждого и  являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

 

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость  семьи от общества. Семья выполняет  важные социалььные функции в обществе, и по этой причине государство и общетсвенные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

 

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни  и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.

 

Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в разных социальных системах.


Информация о работе Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений