Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня -- выжить.

Файлы: 1 файл

проблемы семьи.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

 

Х. Шульц-Хенке выделяет те виды влияния родителей на ребенка, которые могут привести к невротическим нарушениям его развития. Травматические виды он характеризует как "тормозящие", вызывающие "заторможенность" высшей степени - синоним невроза. К психотравмирующим факторам он относит твердость и чрезмерную мягкость по отношению к детям.

 

Х.Е. Рихтер в качестве главных объяснительных категорий  при исследовании аффективных взаимоотношений  родителей с детьми использует психоаналитические понятия (роль ребенка и родителей, перенос, нарциссические тенденции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений  в семье. Под детской ролью  он понимает структурную совокупность неосознанных родительских ожиданий - фантазий, которые они приписывают  ребенку. С этой точки зрения семейные причины наркотизации связаны преимущественно  с нарушением детских ролей.

 

Конкретной социально-психологической  формой организации жизнедеятельности  семьи является структура ролей  в ней. Под ролью в психологии чаще всего понимается "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые  от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных межличностных отношений". Кроме  поведения, в понятие "роль" включаются также желания и цели, убеждения  и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются  от человека или приписываются ему.

 

Выработка социально-ролевой  структуры имеет две основные цели:

 

Воспитание качеств, необходимых для жизни в семье, то есть усвоение форм внутрисемейных отношений, норм поведения, значимых для  семьи ценностных ориентаций и мотивов  деятельности.

 

Воспитание качеств, необходимых для социализации вне  семьи, ориентации индивида на существующие в данном обществе стандарты профессиональной деятельности, нравы и традиции.

 

Роли рассматриваются  как относительно устойчивые типы поведения  в определенной сфере жизнедеятельности. В.А. Ядов считает ролевые установки  социально фиксированными. По мнению других исследователей, ожидания по поводу выполнения той или иной роли - устойчивые и негибкие образования. Если рассмотреть  супружеские взаимоотношения, то можно  сказать, что у жен и мужей  в проблемных семьях существуют такие  ролевые установки, которые препятствуют успешному приспособлению и являются предпосылками межличностной и  психической напряженности. Психическая напряженность определяется как состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий и сопровождающееся ощущением дискомфорта, тревоги, страха [67].

 

Анализ биографии  наркоманов периода взросления, а  также данные, полученные в результате реконструкции структуры семейных отношений на разных этапах жизни  семей наркоманов, показывают, что  в период, предшествующий началу употребления наркотиков, 91% наркоманов имели высокую  тревожность в своих семьях.

 

Большое значение для  изучения семейных ролей имеет дифференциация их на конвенциональные и межличностные. Конвенциональные определены правом и моралью, они стандартизированы и безличны. Межличностные целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений.

 

Многие исследователи, в частности, представители бихевиорального направления, оценивают родительское отношение с позиций успешности - неуспешности для развития ребенка.

 

На наш взгляд, такой  подход акцентирует внешнюю поведенческую  сторону отношений и стимулирует  односторонний взгляд на ответственность  в вопросах детского развития.

 

К.Г. Юнг говорит о  том, что, как правило, жизнь, которую  не удалось прожить родителям, они  стараются передать "по наследству" детям и вынуждают детей вступить на путь, который должен компенсировать неисполненные желания родителей, т.е. родители в какой-то степени  ищут идеального ребенка для себя. У детей это часто вызывает обратную реакцию. Поэтому и получается, что сверхморальные родители имеют зачастую, аморальных детей, безответственный и праздный отец имеет обремененного честолюбием сына и т. д. Наихудшие последствия, по его мнению, имеет "искусственная бессознательность" родителей. Примером тому может служить мать, которая, чтобы не нарушить видимость благополучного брака, искусственным путем, бессознательно поддерживает себя тем, что привязывает к себе сына - в определенной степени в качестве замены своему мужу. И это приводит к формированию симбиотической связи между матерью и сыном, что, в конечном счете, может являться одной из причин формирования наркозависимости. Для ребенка наркотик - это мощный аргумент в избавлении от постоянной зависимости от родителей, приобретении внутренней свободы в борьбе за самостоятельность.

 

Так, бессознательно родители подталкивают своих детей к отклоняющемуся поведению. Ребенок, становясь наркоманом, дает возможность своим родителям (в частности, маме) реализовать себя, став заботливыми, любящими, и, самое главное, НУЖНЫМИ для него. А он, в свою очередь, использует это в своих целях, зная о том, что родители сделают для него все. Формируется замкнутый круг. С одной стороны - любящие родители, которые хотят быть нужными и делают для этого все, с другой - подросток-наркоман, который использует родителей для поддержания своего состояния. И, на самом деле, в большинстве случаев подсознательно никто не хочет менять сложившуюся систему отношений.

 

В такой ситуации часто  происходит патологическое объединение  семьи, где все необходимы друг другу. Семья сплачивается в борьбе с  наркоманией ребенка. После реального  осознания того, что эта болезнь  в наикратчайшие сроки может  убить ребенка, родители принимают  меры для его лечения, но нужно, чтобы  этого захотел и ребенок. Однако в большинстве случаев он начинает лечиться либо из любопытства, либо потому, что его привели родители, либо воспринимает это как игру "Я  лечусь".

 

В здоровой семейной структуре  устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических  ролей каждого ее члена, формировании семейного "Мы", способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. Семейное воспитание детей - это результат совместной деятельности родителей и всех взрослых членов семьи. Разумеется, совместное воспитание предполагает различия в воздействии отца и матери. Отец и мать обычно дополняют влияние друг друга, но могут и подрывать. При нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, что в итоге может стать одним из источников формирования наркомании.

 

Негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между  супругами, называется дисгармонией, дестабилизацией  семейной структуры. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их ригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции (восприятия).

 

В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления, связанных  с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации  семьи к задачам оптимального выполнения внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются  лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего  развитию личности членов семьи и  их взаимоотношений.

 

Нарушения семейного  функционирования являются важнейшей  причиной приобщения детей к наркотикам.

 

По результатам проведенных  нами обследований выделены следующие  виды дисфункциональных семейных структур:

 

Несбалансированные  семейные структуры, например, проблемные типы семьи по Олсону (100% обследованных семей наркоманов).

 

Структуры, несущие в  себе аутсайдеров, то есть людей с  низким социометрическим выбором, например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый (64% обследованных  семей наркоманов).

 

Структура, стабилизирующаяся  на основе дисфункции одного из ее членов. Такие структуры поляризованы по принципу: "здоровые члены семьи" - "козел отпущения" или "больной" член семьи (69% обследованных семей  наркоманов).

 

Коалиции через поколение, которые помогают членам семьи, чувствующим  свою слабость, справиться с теми, кто  кажется сильнее - совладать с  низким самоуважением, уменьшить тревогу  и контролировать третью сторону. Например, один из родителей (мать) образует коалицию с ребенком против другого (отца); бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей и так далее (57% обследованных семей наркоманов).

 

Скрытая коалиция, когда  ее наличие не признается членами  семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию  двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического  поведения (42% обследованных семей  наркоманов).

 

Перевернутая иерархия, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится больше, чем статус одного или обоих родителей. Например, отец с дочкой могут вести  себя как супруги и относиться к матери и остальным членам семьи  как к младшим, или во время  болезни одного из родителей ребенок  выступает в роли родителя по отношению  к больному и остальным детям (41% обследованных семей наркоманов).

 

Негативные, "невротические" типы взаимоотношений между членами  семьи при всем их многообразии условно  сгруппированы Т.М. Мишиной в три  основных: соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Критериями выделения этих типов являются: наличие или отсутствие соглашения пары в отношении норм поведения, формальный или неформальный характер этого соглашения. Типы взаимодействия можно определить по соотношениям следующих характеристик:

 

мотивационные структуры, составляющие содержательную основу противоречия в совместной деятельности супругов;

 

способы компенсации, позволяющие  паре устойчиво существовать, несмотря на наличие этого противоречия;

 

обстоятельства, вызывающие декомпенсацию (кризис) и создающие  неустойчивость, обостряющиеся в  конфликтных ситуациях;

 

способы выхода из конфликтной  ситуации и их отношения к мотивационной  структуре данной супружеской пары.

 

СОПЕРНИЧЕСТВО. Структура  отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба  партнера характеризуются незрелостью  семейной роли и оказываются не в  состоянии принять на себя ответственность  за поведение супружеской пары как  целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия, главным образом, в сферах заботы и опеки, а также  эмоционального принятия, когда сталкиваются значимые потребности партнеров. Одной  из сфер, где проявления соперничества  супругов наиболее опасны своими последствиями, является воспитание детей. Оно заключается  в рассогласованности воспитательных позиций, требований по отношению к  ребенку.

 

ПСЕВДОСОТРУДНИЧЕСТВО. С внешней стороны, отношения  этого типа выглядят согласованными, с элементами преувеличенной заботы друг о друге. Поводы к возникновению  конфликтов в семье лежат за ее пределами и связаны с индивидуальными  трудностями и неудачами, которые  касаются, как правило, работы или  общения с другими людьми. Проявления псевдосотрудничества супругов в сфере воспитания детей также опасны своими последствиями, так как в зависимости от внешних обстоятельств воспитательные позиции у родителей постоянно видоизменяются.

 

ИЗОЛЯЦИЯ. Супруги эмоционально обособлены и не заинтересованы друг в друге. Если такой характер взаимоотношений  проявляется и в воспитательной сфере, то ребенок ощущает себя ненужным, отвергнутым и нелюбимым, что, в свою очередь, может способствовать формированию у него внутриличностных и поведенческих отклонений.

 

Важнейшими проявлениями неблагополучия в семье являются семейные конфликты. Т.М. Мишина определяет семейные конфликты как обострение интерперсональных отношений в семейной группе, когда позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключающими, либо воспринимаются таковыми.

 

Анализируя происхождение  семейных конфликтов, Захаров А.И. выделяет неблагоприятные черты личности матерей, которые, по его мнению, обладают более выраженными невротическими изменениями по сравнению с отцами:

 

сензитивность - повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

 

аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

 

тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний  либо противоречивость личности в целом, обусловленная трудно совместимым  сочетанием двух предшествующих характеристик;

 

доминантность - стремление играть значимую роль;

 

эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости мышления;

 

гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга.

 

У матерей подростков-наркоманов в преморбидный период перечисленные характеристики имеют следующее распределение: сензитивность - 10%; аффективность - 8%; тревожность - 29%; доминантность - 21%; эгоцентричность - 26%; гиперсоциальность - 6%.

 

У отцов аффективная  неустойчивость замещается психомоторной  нестабильностью и импульсивностью. Тревожность заменяется мнительностью. Доминантность матерей оборачивается зависимостью отцов, осторожностью и недоверием в контактах. Наконец, гиперсоциальность будет оттенена настойчивостью и упорством, граничащим с упрямством. Несмотря на отдельные различия у матерей и отцов есть общие черты: неуверенность в себе, проблемы личностного самоопределения, неустойчивость и противоречивость личности, негибкость мышления.

 

Семьи с нарушенными  отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни  противоречия.

 

В результате длительного  конфликта у членов семьи снижается  социальная и психологическая адаптация, теряется способность к совместной деятельности (несогласованность в  вопросах воспитания детей). Уровень  психологического напряжения в семье  имеет тенденцию к нарастанию и, в конце концов, может привести к формированию наркотической зависимости  у подростка.

Информация о работе Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений