Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 08:47, курсовая работа
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
Введение…………………………………………………………………………
ГЛАВА I. Семья как объект социальной работы. Социальная защита интересов женщин. Социальная защита детства. ……………………………..
1.1. Социальные проблемы и защита семьи………………………………..
1.2. Социальное положение женщин, защита их интересов…………..
1.3. Социальная защита дошкольников и школьников...........................
ГЛАВА II. Социальная работа в сфере занятости. Социальная работа с инвалидами и пожилыми людьми …………………………………………….
2.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных
условиях России. Деятельность социальных служб по защите
безработных ……………………………………………………………….
2.2. Понятие инвалидности, основы социальной защиты инвалидов …….
2.3. Социальное положение, социальная реабилитация пожилых людей………………………………………………………………….
ГЛАВА III. Социальная работа с молодежью. Проблема бездомности …….
3.1. Молодежь как особая социально-демографическая групп.
Структуры и задачи социальной службы для молодежи ……………..
3.2 Понятие бездомности и ее причины. Пути иметоды решения проблемы бездомности в стране……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:
1. реализация установленных законом социальных прав и минимальных
социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного
обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей
с детьми и др.;
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.
Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
Основные направления реализации семейной политики, например, в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб.
Основными функциями
социального работника
1.2.Социальное положение женщин, защита их интересов
На территории России проживает 77,144 млн женщин, что составляет 53% населения, более 32 млн из них занято в народном хозяйстве. В соответствии с законодательством запрещено применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда.
Регулярные проверки, проводимые Рострудинспекцией показывают, что нарушения трудового законодательства в отношении женщин сохраняются.
На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.
Среди женщин, состоящих на государственной службе, руководящие должности занимают не более 10%. Как данные статистики, так и результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности (в лучшем случае) второго, а, как правило, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.
Здоровье, рождаемость, беременность. Ожидаемая продолжительность жизни традиционно считается главным индикатором физического состояния населения. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России сегодня самый значительный в мире — 14 лет. В результате растет число неполных семей, вдов с детьми, детское сиротство, женское одиночество и семейное неблагополучие.
Эксперты ВОЗ, исследовавшие состояние здоровья российских женщин, сделали следующее заключение: «Крайнее ухудшение здоровья женщин и детей в этом регионе приравнивается к катастрофе. Они платят своим здоровьем за ломку экономических отношений, и эта плата непомерна».
В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, недоброкачественная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают дольше и тяжелее в 6 раз). В последние годы снижается, но остается еще высоким число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге — вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.
Падает рождаемость. Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.
Снижение рождаемости на фоне увеличения в абсолютном и относительном выражении численности женщин фертильного возраста свидетельствует о том, что негативные демографические процессы усиливаются под влиянием социально-экономических и политических факторов: женщины не желают иметь детей, ухудшается здоровье беременных и рожениц и, следовательно, здоровье новорожденных и в целом подрастающего поколения страны.
В последние годы ухудшается состояние здоровья беременных женщин. Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов. Женщины с трудной судьбой чаще производят на свет маловесных, слабых детей; они менее внимательны к своему здоровью.
Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подросткового материнства», что также негативно отражается как на здоровье новорожденного, так и на здоровье матери.
Несмотря на проводимую работу по созданию службы планирования семьи, внедрению современных средств предупреждения непланируемой беременности (контрацепции), к абортам по-прежнему прибегает до 50% беременных женщин. Каждый десятый аборт приходится на женщин моложе 19 лет. Следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, длительная нетрудоспособность женщин.
При переходе к рыночным отношениям с учетом особенностей состояния экономики России произошли крупные изменения в сфере занятости всего населения, включая женщин.
Ухудшается положение на рынке труда женщин, уволившихся по собственному желанию, а также девушек, окончивших общеобразовательные школы и профессионально-технические училища.
Основная причина, по которой женщине отказывают
в трудоустройстве, — необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних
детей. Вторая по значимости причина — работодатель
обязан соблюдать ограничения, обусловленные
психофизиологическими особенностями
женского организма. Третья причина
деликатно формулируется социологами как «несоответствие
основных профессионально-квалификационн
Среди женщин предпенсионного возраста из года в год возрастает доля тех, кто вообще не может найти работу.
Таким образом,
демографические и социально-
К сожалению, формы насилия в отношении женщин стали весьма разнообразными — сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля «живым товаром». При этом в большинстве случаев преступления совершались в целях ограбления (в том числе для приобретения наркотических средств) и из хулиганских побуждений. Растет число преступлений, совершаемых вследствие ревности, ссор, иных бытовых причин. В последние годы все чаще девушки и молодые женщины становятся объектами похищений и перепродажи в притоны разврата (интим-клубы, стриптиз-шоу и подобные заведения). Распространение криминального бизнеса, сутенерства, проституции способствует увеличению таких преступных действий, как вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних.
Для этого
должна измениться к лучшему социально-
В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.
К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: ограничение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм подъема и перемещения тяжестей (ст. 253); ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст. 96); установление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу — ст. 96, 99, 254, 259); предоставление отпуска по беременности и родам (ст. 255).
На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, на правлены следующие меры: запрещено привлекать женщин, имеющих детей до трех лет, к ночным, сверхурочным работам, к работе в выходные дни, а также направлять их в командировки без их письменного согласия (ст. 259); подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет) и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст. 259, 113); по желанию женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или дома с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ст. 256); установлены дополнительные перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет; эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 258); по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана установить им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст. 93). Женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а одинокой матери — ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей.
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).
В условиях становления рыночных отношений важное значение имеет ратификация Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями».
В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» от 4 марта 1993 г. осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.