Социальные проблемы современного общества и роль социальной работы в их разрешении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
ГЛАВА I. Семья как объект социальной работы. Социальная защита интересов женщин. Социальная защита детства. ……………………………..
1.1. Социальные проблемы и защита семьи………………………………..
1.2. Социальное положение женщин, защита их интересов…………..
1.3. Социальная защита дошкольников и школьников...........................
ГЛАВА II. Социальная работа в сфере занятости. Социальная работа с инвалидами и пожилыми людьми …………………………………………….
2.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных
условиях России. Деятельность социальных служб по защите
безработных ……………………………………………………………….
2.2. Понятие инвалидности, основы социальной защиты инвалидов …….
2.3. Социальное положение, социальная реабилитация пожилых людей………………………………………………………………….
ГЛАВА III. Социальная работа с молодежью. Проблема бездомности …….
3.1. Молодежь как особая социально-демографическая групп.
Структуры и задачи социальной службы для молодежи ……………..
3.2 Понятие бездомности и ее причины. Пути иметоды решения проблемы бездомности в стране……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СОЦ. РАБОТА.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

      Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. Поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается  прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

       В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 1930-х гг. их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

     Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

     Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи: сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда; 

  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.     

     Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

       Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства  закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в    период трудоустройства, но не более трех месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Понятие  инвалидности, основы социальной  защиты инвалидов

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

  • по возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;
  • По происхождению инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
  • по степени трудоспособности — инвалиды трудоспособные и 
    нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), 
    инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);
  • по характеру заболевания — инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

К сожалению, инвалидов в России не убывает, а, наоборот, с каждым годом прибывает. И материальное, социальное положение их год от года ухудшается.

Всего в стране в 2003 г. имелось 10 млн 979 тыс. взрослых инвалидов, а если к ним прибавить детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья, то эта цифра достигнет величины почти 12 млн человек. А если учесть, что до последнего времени пособие по инвалидности не превышало 600 руб. в месяц, то можно с уверенностью сказать о невыносимых условиях их жизни.

В зависимости  от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.


в России приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

Социальные услуги предоставляются  всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное  обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

Социальные  услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.


Законом предусматриваются  различные формы социального обслуживания, в том числе:

  • социальное обслуживание на дому (включая социально-меди 
    цинское обслуживание);
  • полустационарное  социальное  обслуживание  в  отделениях 
    дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях соци 
    ального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, 
    пансионатах и других стационарных учреждениях социально 
    го обслуживания;
  • срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, 
    не терпящих отлагательства: организация питания, обеспече 
    ние одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление вре 
    менного жилья и т.п.);
  • социально-консультационная помощь.

      Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

  1. одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и ин 
    валидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного ми 
    нимума;
  2. гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим род 
    ственников, но получающим пенсии ниже прожиточного мини 
    мума;
  3. пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, сред 
    недушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные  услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100—150% прожиточного минимума.

Социальные  услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

Следует иметь  в виду, что государство гарантирует  гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных, в том числе социально-медицинских услуг (независимо от каких-либо обстоятельств). Они включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг, которые теперь, при упразднении федерального перечня в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, должны утверждаться региональными органами исполнительной власти с учетом потребностей населения.

Тем отраднее, что сдвиги в лучшую сторону уже происходят. Например, в Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски*. Этот пример свидетельствует о том, что среди инвалидов есть много талантливых мастеров, организаторов. Одна из задач социальной работы — найти этих людей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.


Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику и учреждениям здравоохранения.

В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи и адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам  социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.

В обязанности социального  работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей-инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т.д.

Основные  сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто неполноценен физически или психически.


 

2.3. Социальное  положение, социальная реабилитация пожилых людей

      В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12—22% общей численности населения. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеют исключительно важное теоретическое и еще в большей мере практическое значение.

По классификации  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет — к старикам, а от 90 лет и старше — к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей. В данной главе все они объединяются в одну группу — пожилые.

Ритм старения существенно  зависит от образа жизни пожилых  людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т.д.).

Информация о работе Социальные проблемы современного общества и роль социальной работы в их разрешении