Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 08:47, курсовая работа
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
Введение…………………………………………………………………………
ГЛАВА I. Семья как объект социальной работы. Социальная защита интересов женщин. Социальная защита детства. ……………………………..
1.1. Социальные проблемы и защита семьи………………………………..
1.2. Социальное положение женщин, защита их интересов…………..
1.3. Социальная защита дошкольников и школьников...........................
ГЛАВА II. Социальная работа в сфере занятости. Социальная работа с инвалидами и пожилыми людьми …………………………………………….
2.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных
условиях России. Деятельность социальных служб по защите
безработных ……………………………………………………………….
2.2. Понятие инвалидности, основы социальной защиты инвалидов …….
2.3. Социальное положение, социальная реабилитация пожилых людей………………………………………………………………….
ГЛАВА III. Социальная работа с молодежью. Проблема бездомности …….
3.1. Молодежь как особая социально-демографическая групп.
Структуры и задачи социальной службы для молодежи ……………..
3.2 Понятие бездомности и ее причины. Пути иметоды решения проблемы бездомности в стране……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Учитывая рекомендации Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), при Правительстве Российской Федерации на принципах социального партнерства работает Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, основной задачей которой является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней. В министерствах и ведомствах социальной сферы имеются структуры, занимающиеся решением проблем женщин.
Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет соответствующий департамент Министерства здравоохранения и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; они имеют свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. За период 1990-х гг. был выработан пакет документов, определяющих основную стратегию действий и меры, направленные на улучшение положения женщин. В их числе: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (1996 г.), Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001—2005 гг. (ранее действовал национальный план 1996—2000 гг.), материалы всероссийских конференций «Женщины и развитие: права, реальность, перспективы» (1998 г.), «Женщины и управление», «Интеграция политики тендерного равенства в деятельность законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, региональных уполномоченных по правам человека» (2003 г.).
В 2003 г. в Государственной Думе прошел первое слушание законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». В 2003 г. была разработана и проходит обсуждение тендерная стратегия Российской Федерации.
1.3. Социальная защита дошкольников и школьников
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии с минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации. Они включают минимальный объем социальных услуг:
Социальная защита детства начинается с защиты матери и ребенка еще до его рождения. Система материального поощрения своевременной постановки на врачебный контроль на ранних сроках беременности, консультирование и социально-медицинское сопровождение будущей матери (социально-медицинский патронаж), безусловно, имеют большое значение для рождения здорового малыша и его благополучия в первый год жизни.
В последнее десятилетие развивается система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, основным объектом которого является ребенок в его среде обитания.
Объективная необходимость центров психолого-медико-социального сопровождения обусловлена сложной социальной ситуацией в обществе — необходимостью реформирования образования и всей социальной сферы в целом, при том, что в последние годы происходит падение воспитательного и нравственного потенциала семьи, потенциала детей (социального, психологического, интеллектуального, физического), рост девиационных процессов в среде детей и подростков.
Система сопровождения действует по клиентарному принципу (индивидуального обращения) и оказывает помощь как детям, так и семьям и учителям. Смысл и назначение этой системы заключаются в возможности помочь как детям и семьям в обычной жизненной ситуации, так и в ситуации затруднений, конфликта или угрозы распада семьи, а также девиантным семьям и подросткам.
Особое внимание уделяется защите интересов детей в разводящихся семьях. Психологические драмы, сам процесс развода, раздела имущества, решение судьбы ребенка — все это оставляет тяжелый след в жизни детей. Определенную роль играет законодательство об установлении происхождения ребенка, это важно при определении прав ребенка и ответственности родителей.
К сожалению, среди типов семей в современной России немалую долю составляют семьи девиантные, в которых ребенок не может жить постоянно. В этом случае может быть поставлен вопрос об ограничении или даже лишении родительских прав. Эта крайняя форма защиты ребенка применяется только при угрозе физическому существованию ребенка, угрозе психическому здоровью и его будущему, и только по решению суда.
Количество детей-сирот по-разному оценивается в различных источниках. По одним данным — это около 600 тыс., по другим — более миллиона. Из их общего числа не более 10% — биологические сироты, дети родителей, лишенных родительских прав, — более 70%, «отказные дети» — 20%, дети, чьи родители отбывают срок заключения, — 10%.
Если ребенок остался без попечения родителей надолго или даже навсегда, органы опеки и попечительства должны решить вопрос о постоянном устройстве ребенка. Законом предусмотрены такие формы устройства: усыновление (удочерение); опека или попечительство; приемная семья; учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшей частью системы социальной защиты детства являются стационарные социальные учреждения типа детских домов, постоянно действующих приютов, учреждений интернатного типа
И все же магистральным направлением социальной защиты детства является укрепление и поддержка семьи — родной семьи для ребенка. Сегодня происходит активное разрушение устоев семьи, ориентированной на детей, как важнейшего социального института. Остановить этот процесс призван Национальный план действий в интересах детей на период до 2010г.
Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ.
Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. В конечном счете именно позитивная социальная среда может стать гарантом правильной, благоприятной социализации детей и подростков. Можно сказать, что формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.
II. Социальная работа в сфере занятости. Социальная работа с инвалидами и пожилыми людьми
2.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных
условиях России. Деятельность социальных служб по защите
безработных
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) — явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их социально-экономической системы.
Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает.
Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.
Безработица сказывается прежде всего на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.
В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:
Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).
Государственная программа
обеспечения занятости
Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т.е. должна быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики в России пособие по безработице установлено в размере 70% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня прожиточного минимума.