Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность работы обуславливается непреходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским.
Введение 2
1. Особенности социально-экономического развития городов на современном этапе 4
1.1 Город как общественное объединение 4
1.2 Малые города и их проблемы 7
1.3 Большие города и их проблемы 11
1.4 Современные социально-экономические проблемы моно-промышленных городов 14
2. Социальные проблемы современных городов 17
2.1 Современная демографическая ситуация. Кризис семьи 17
2.2 Пути выхода из «демографической ямы» 21
2.3 Социальные аспекты проблемы бедности в современной России 24
2.4 Безработица. Пути выхода 31
Заключение 36
Список использованной литературы
Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды.[3]
Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды. Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия.
В настоящее время происходит процесс трансформации социально-экономических функций малых городов. Но важнейшие, все-таки, продолжают выполняться: 58% их выполняют агропромышленную функцию, 75% - промышленную, 70% - транспортную, 32% - рекреационную, 21% малых городов обслуживают крупные города.
Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам. Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.
Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.
Действительно, проблемы малых городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.
Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.
Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.[4]
Малые города значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.
В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.
1.3 Большие города и их проблемы
Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.
Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:
Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.
Наиболее важны и интересны города-миллионеры, которых всего 11, но в них концентрируется около ¼ всего городского населения страны. Это города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь. Кроме того, более 1 млн. жителей насчитывают городские агломерации – Воронежская, Саратовская, Красноярская. Поскольку строгих статистических критериев выделения агломераций в России не существует, назвать точную численность их населения нельзя.
В 2009 году в России насчитывается 11 городов-миллионеров (табл. 1)
Таблица 1 – Характеристики городов-миллионеров в РФ
Место | Город | Население, тыс.чел. (на 01.01.2009) | Экономический район | Федеральный округ |
| Города-мультимиллионеры | >2000 жителей |
|
|
1 | Москва | 10 509 | Центральный | Центральный |
2 | Санкт-Петербург | 4 582 | Северо-Западный | Северо-Западный |
| Города-миллионеры | 1000—2000 жителей |
|
|
3 | Новосибирск | 1 397 | Западно-Сибирский | Сибирский |
4 | Екатеринбург | 1 332 | Уральский | Уральский |
5 | Нижний Новгород | 1 273 | Волго-Вятский | Приволжский |
6 | Самара | 1 135 | Поволжский | Приволжский |
7 (8) | Казань | 1 131 | Поволжский | Приволжский |
8 (7) | Омск | 1 129 | Западно-Сибирский | Сибирский |
9 | Челябинск | 1 094 | Уральский | Уральский |
10 | Ростов-на-Дону | 1 049 | Северо-Кавказский | Южный |
11 | Уфа | 1 025 | Уральский | Приволжский |
| Города-субмиллионеры | 700—1000 жителей |
|
|
12 | Пермь (бывший город-миллионер) | 986 | Уральский | Приволжский |
14 | Красноярск | 948 | Восточно-Сибирский | Сибирский |
15 | Воронеж | 843 | Центрально-Черноземный | Центральный |
16 | Саратов | 831 | Поволжский | Приволжский |
17 (18) | Тольятти | 720 | Поволжский | Приволжский |
18 (17) | Краснодар | 711 | Северо-Кавказский | Южный |
| Итого численность населения крупнейших городов: | 31 676 |
|
|
| Численность населения РФ: | 141 904 |
|
|
|
|
|
|
|
| Доля численности населения крупнейших городов в общей численности населения России, % | 22 % |
|
|
| Доля городского населения РФ (данные Всероссийской переписи населения 2002 года) | 73 % |
|
|
| Доля численности населения крупнейших городов в общей численности городского населения России, % | 31 % |
|
|
В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной. Природно-ресурсной, институциональной и пр. как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: системообразующая база; системообслуживающий комплекс; экология; население; инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек – органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производственных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.[5]
1.4 Современные социально-экономические проблемы монопромышленных городов России
Промышленное развитие России привело к появлению особой категории городов, называемых монопрофильными или монопромышленными. В каждом из таких городов есть так называемое градообразующее предприятие. Нормативно-правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий. Положение «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994г. № 1001, определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города.
Признаками монопрофильных городов являются:
- наличие одного или двух-трех однотипных предприятий или предприятий одной технологической цепочки единого производственного процесса;
- значительная удаленность города от других крупных населенных пунктов, что не дает возможности горожанам реализовать право выбора той или иной формы жизнедеятельности;
- практически полная зависимость городского бюджета от градообразующего предприятия;
- однотипный состав жителей по профессиональной направленности.
По разным оценкам в монопрофильных поселениях России в настоящее время проживает от 15 до 25 млн. человек, а число моногородов и соответствующих поселков городского типа составляет порядка 800-900.
Большинство монопрофильных городов на настоящий момент находятся в кризисном состоянии, только в 10% таких городов создается положительная добавленная стоимость. Это связано с неэффективным функционированием их градообразующих предприятий. Управление развитием таких городов требует особого подхода, поскольку оно должно осуществляться в комплексе с развитием градообразующих предприятий.
Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности, торговлю и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города. Процесс банкротства, селекции предприятий, идущий в стране, для монопрофильных поселений стал по существу вопросом селекции самих населенных пунктов, часть из которых перестала существовать, а ряд других потерял статус городских поселений.
Моногорода создавались по заказу государства для удовлетворения тех или иных потребностей, поэтому они особенно уязвимы от макрофакторов. Ранее у всех градообразующих предприятий был единственный заказчик – государство, в рыночных условиях необходимо добиваться заказов различных предприятий или даже государств. Конкуренция на глобальном уровне в мировом масштабе, информатизация, рост важности знания, новые технологии, мобильность населения – все это характеристики современного постиндустриального общества, в которых приходится выживать монопромышленным городам, многие из которых имеют сырьевую направленность предприятий. Однако, к моногородам относятся также и наукограды, закрытые административно-
Международный опыт решения проблем моногородов основывается на фискальном или рыночном подходе, иногда на их комбинации. Фискальное решение проблем моногородов (в частности проблем рынка труда) представляет собой набор выплат выходных пособий, компенсаций по безработице, более раннего выхода на пенсию и, при необходимости, некоторые субсидии по переезду в другое место. Но как общее правило, международный опыт преимущественно указывает на рыночное решение: либо корпоративный сектор своими силами или с помощью органов самоуправления моногорода меняет свою производственную специализацию, сохраняя рабочих и население города, либо рабочие используют экономические возможности рынков рабочей силы и жилья и переезжают в другую местность, руководствуясь рыночными стимулами.
Многие исследователи видят направления выхода из кризиса в преодолении монопрофильности поселений, однако, у автора иная точка зрения. Верно проведенная диверсификация производства, налаживание необходимых связей с предприятиями и заказчиками других городов и стран способны сделать градообразующие предприятия прибыльными, а значит комфортной социально-экономическую обстановку.