Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 09:31, контрольная работа
Экoнoмикa и coциoлorия тpyдa в нacтoящee вpeмя являeтcя oднoй из нeмнorиx нayк, в кoтopыx peaлизyeтcя кoмплeкcный пoдxoд к aнaлизy экoнoмичecкиx и coциaльныx acпeктoв тpyдoвoй дeятeльнocти. Oбъeктивнo этo oбycлoвлeнo тeм, чтo paциoнaльнoe иcпoльзoвaниe чeлoвeчecќиx pecypcoв пpeдпoлaгaeт дocтижeниe двyx взaимocвязaнныx цeлeй:
– coздaниe блaroпpиятныx ycлoвий тpyдa и paзвитиe cпocoбнocтeй чeлoвeкa в пpoцecce тpyдoвoй дeятeльнocти;
– пoвышeниe эффeктивноcти пpoизвoдcтвa.
Задание 1.
1.1. Экономика и социология труда -как научная и образовательная дисциплина.
1.2. Содержание и характеристика труда.
1.3. Трудовые ресурсы: составляющие, характеристики. Трудовой потенциал.
1.4. Рынок труда: виды рынков труда, характеристики.
1.5. Занятость населения: виды, характеристика, специфика.
1.6. Безработица. Причины и последствия. Виды безработицы.
Задание 2.
2.1.Терминологический словарь…………………………………
Задание 3. Социальные проблемы условий труда в работах А.Файоля, С.Г.Струмилина.
. 3.1. Французский исследователь Анри Файоль (1841-1925)
3.2. Советский ученый С.Г.Струмилин (1877–1974).
Библиографический список……………………………………………………………………………………………………………..
Специальность - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии
Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.
ДОЛЖНОСТЬ - служебное место в учреждении или предприятии, связанное с исполнением определенных обязанностей.
Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Руководитель — лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией либо выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Авторитет - в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти.
Трудовая дискриминация-неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или неодинаковое к ним отношение со стороны работодателей, общества, государства. Трудовой дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так и их определенные группы.
Аудит - одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.
Нормирование труда, установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия или выполнение заданного объёма работы в определённых организационно-технических условиях.
Персонал - это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе.
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.
Организационные конфликты - это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.
Организационная культура - это система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками организации и определяют их организационное поведение.
Формальная организация — организация, характеризующаяся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, рациональностью и безличностью отношений между ее членами, наличием органа власти и аппарата управления
Неформальная организация –
организация, характеризующаяся спонтанно
сложившейся системой соц. связей и отношений,
норм, действий, являющихся результатом
межличностного и внутригруппового общения,
отсутствием четко выраженных и документально
зафиксированных правил и предписаний.
Психологический климат – это неофициальные
отношения, которые складываются между
работниками.
Организационное управление - это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги).
Потребность,— внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов
Задание 3
3.1. Французский исследователь Анри Файоль (1841-1925)
3.2. Советский ученый С.Г.Струмилин (1877–1974).
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ-ляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
До конца XIX века экономика в целом и ее наиболее продвинутая часть – промышленность развивались без ориентации на учет социальных параметров своего развития. Из работника пытались выкачать максимум возможного – через увеличение рабочего дня до 16, а иногда до 18 часов, через эксплуатацию женского и детского труда. Даже великие технические нововведения XIX века мало были ориентированы на то, как состыковать человека и машину: в существовавших условиях приспособиться к технике было заботой работника. Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за рабочими, совершенствованием приемов и методов надзора в деятельности мастеров и других руководителей производства. Эта ужасающая жизнь и особенно работа на производстве нашли отражение в многочисленных работах XIX века.
Но к концу XIX – началу XX века объективно вызрела идея – обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Это был поистине революционный, кардинальный шаг, меняющий всю ситуацию на производстве. Открытие (научное и практическое) роли сознания и поведения людей позволило понять, усвоить, а затем и использовать личные возможности работника для повышения эффективности производства. Это открытие – важнейший этап в развитии экономики, в познании и применении социальных резервов труда.
Исследования условий труда были важной ступенью в осмыслении социальных резервов производства. Этот этап начался в истории промышленности примерно с 20-х годов XX столетия. Уже тогда достаточно четко было сформулировано представление о работнике как элементе процесса производства, на который (в отличие от других элементов) самым непосредственным образом влияют практически все без исключения факторы производственной среды: шум, вибрация, температура, влажность, освещение, загазованность, окраска помещений и оборудования. Серьезный вклад в изучение этих проблем внесли французский исследователь А.Файоль (1841 – 1925) и советский ученый С.Г.Струмилин (1877–1974). Учет требований социально- биологического характера способствовал поиску резервов по сохранению высокой работоспособности человека в течение длительного времени.
Впервые, когда было обращено внимание на биологические особенности человека в процессе производства, в основном учитывались очевидные факторы, воздействующие на физиологические особенности работников, – освещенность, температура, «чистая», «грязная» или вредная работа. Видное место на этом этапе заняла деятельность по улучшению техники безопасности, чтобы защитить человека от возможных тяжелых и даже трагических последствий в процессе взаимодействия с техникой.
По мере учета этих аспектов трудовой деятельности в процессе изучения, познания и использования выделили санитарно-гигиенические факторы – загазованность, вибрация, возможность простудных заболеваний (из-за сквозняков, перепадов температуры и т.д.). Именно на этом этапе стали постепенно внедряться требования личной гигиены – «бытовки», душевые, комнаты личной гигиены и т.д. Это знаменовало более обстоятельный подход к резервам, заключенным в социально-биологической природе человека.
Впервые в 30-е, а затем в 50-е годы XX века началась реализация глубинных резервов, связанных с долговременными факторами воздействия на биологическую природу человека (эстетическое оформление производственных помещений, вибрация, шум, предупреждение профзаболеваемости). Именно на этом этапе стали учитываться такие долговременные последствия, как обоснование сроков выхода на пенсию, продолжительность рабочей жизни, работоспособность человека в течение длительного времени.
Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.
Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.
Функции менеджмента по Файолю
Предвидение
Организация
Распорядительство
Координация
Контроль
Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые
Принципы управления по Файолю:
Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.
Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:
правильно определять приоритеты в вашей работе;
правильно ее планировать;
быстро и эффективно
выполнять корректирующие
Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:
- определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;
- оценить целесообразность своих действий;
- уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.
Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.
В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.
3.2.
Начало XX ст. в Российской империи характеризовался большим интересом ученый к различным аспектам трудовой деятельности человека: психофизиологических, экономико-организационных, профессиональных и тому подобное, которые тесно переплетались между собою. Эволюция науки управления персоналом неотделимая от истории развития самой науки управления, а также смежных областей знаний - психотехники, психофизиологии, гигиены труда, психологии, научной организации труда и пр.
Самой большой многогранностью и энциклопедичностью научного исследования процессов человеческого труда характеризуются роботы председателя (патриарха) нескольких поколений советских экономистов академика С.Г. Струмилина (1877-1974). Трудясь в жестких условиях советского тоталитарного режима, он практично объективно, почти без идеологических наслоений исследовал огромные массивы экономических проблем, постоянно взаимоувязывая научные поиски с решением актуальных практических проблем народного хозяйства страны.
В роботе "К вопросу о классификации труда" С.Г. Струмилин всесторонне разглядывает процесс труда с экономических, физиологических, психологической, социальной и исторической точек зрения. Образцом аналитического подхода до одной из сложнейших проблем экономики труда есть разработанная С.Г. Струмилиним классификация профессий и специальностей. Его роботы "Проблемы квалификации труда"2 и "Хозяйственное значение народного образования" стали основанием науки об экономической эффективности образования, что позднее в США была развитая в теорию "человеческого капитала".
С.Г. Струмилин последовательно возражал уравниловку в оплате труда. Разработанные ним методы классификации и группирования профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциации оплаты труда имели решающее значение для организации заработной платы. С.Г. Струмилин впервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени различных групп работников. Под его руководством впервые в мире был разработанный перспективный плановый баланс труда на 1927/28 - 1932/33 гг.
Большой вклад академика Струмилина и в разработку проблем повышения производительности труда. Анализируя эффективность новой техники, он исследовал соотношения между возрастанием производительности труда и снижением себестоимости. Лишь в современных условиях мы можем полностью оценить значения Идеи ученого о необходимости учета в
показателях производительности труда экономии не лишь живого, но и овеществлённого труда.
Важное значение в современных условиях расслоения населения по уровню доходов имеет методика С.Г. Струмилина. Следует отметить, что взнос академика С.Г. Струмилина у исследования экономики труда не ограничивается изучением указанных выше проблем, так же, как и его общий вклад в науку не ограничивается проблемами экономики труда. Тяжело переоценить значения его работ статистики, демографии, экономики промышленности и сельского хозяйства.
Библиографический список:
Информация о работе Социальные проблемы условий труда в работах А. Файоля, С.Г. Струмилина