Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:55, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в условиях ускорения социальных изменений, возрастания социальной напряженности и подверженности все большего количества людей, особенно молодежи, социальному риску, возникла проблема усиления интенсивности проявления рисков в социальной сфере современного российского общества.
Цель исследования – выявить типы социальных рисков студенческой молодежи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ…...……………………………………… 5
1.1. Характеристика социологических концепций и теорий социальных
рисков.…….…………...……………………………………………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на возникновение социальных рисков студенческой молодежи…………………………………………………......11
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.………........ 18
2.1. Характеристика инструментария, процедуры и респондентов исследования.……………………………………………………………….... 18
2.2. Анализ типов социальных рисков студенческой молодежи ……….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….... 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………… 27
ПРИЛОЖЕНИЕ..…………………………………………………………….. 30
Под социальным риском, мы будем понимать деятельность человека или отказ от нее в ситуации риска, требующая от него оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия социальных факторов, при воздействии которых сохраняется вероятность негативного воздействия на жизнедеятельность студентов, последствия которых могут негативно повлиять на жизнь и здоровье молодых людей.
1.2. Факторы, влияющие на возникновение социальных рисков студенческой молодежи
Так как социальный риск реализуется в различных формах и зависит от конкретных видов человеческой деятельности то, следовательно, факторы социального риска также следует рассматривать относительно определенной человеческой деятельности.
Риск в российском обществе определяется тремя группами факторов: социально-экономическими, социально-правовыми и социально-политическими. Воздействуя на все группы населения, они по-своему влияют на молодежь.
За последние годы
заметно произошло снижение экономического
статуса российской молодежи. Ухудшение
её материального положения, происходящее
в русле общей тенденции обнища
Неопределенность социально-
Социально-экономический фактор обусловлен разрушением промышленного и научно-технического потенциала страны. Закономерным результатом этого стали резкое падение жизненного уровня подавляющего большинства населения, включая молодежь, усиление его экономического, социального и политического расслоения, рост социальной напряженности.
Социально-правовой фактор риска связан одновременно с несовершенством и неисполнением действующего законодательства, а также с отсутствием развитой системы правовой и социальной защиты населения. В результате возникает острое противоречие между формальными и реальными правами населения в целом и молодежи особенно.
Социально-политический фактор риска продолжает проявляться в несогласованности деятельности ветвей власти. Проявляется феномен «деклассирования риска» (У. Бек). И в России риск как бы перешагивает социальные границы, превращаясь в фатальную угрозу жизнедеятельности всех категорий населения [17].
К факторам, влияющим на возникновение социальных рисков молодежи, относятся также факторы социализации.
Молодежь острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше расположена к политическим новациям. И она же находится в положении объекта и субъекта социализации, посредством которой любой начинающий жизнь человек, собственно, и становится социальной личностью [13].
Существуют следующие факторы социализации, оказывающие влияние на возникновение рисков студенческой молодежи: факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.
Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности. От правильного выбора профессии и образовательного учреждения, где эту профессию можно освоить, во многом зависит социальная адаптация молодого человека. Поэтому изучение высшего профессионального образования как сферы социальных рисков выдвигается на передний план.
Проблема риска в области
высшего профессионального
На современном этапе развития рыночной экономики социальный риск сочетает в себе форму потери трудового дохода и форму соответствия необходимым стандартам уровня и качества жизни, и проявляется как в потере заработка, так и в снижении доступности гарантируемых обществом жизненных стандартов. Долгосрочная тенденция видоизменения социального риска такова, что с развитием общественного благосостояния, улучшением социального климата он постепенно будет перемещаться из сферы трудовых отношений в более широкую область, охватывающую все элементы образа жизни человека. Риск трудоустройства со временем претерпел существенные изменения. Первоначально полученных знаний и навыков уже недостаточно на весь цикл трудовой жизни человека. Молодежное сознание не успевает быстро ориентироваться в меняющихся условиях рынка труда, что усиливает риски профессионального самоопределения молодежи.
К факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы факторов непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе [1].
Для России эти проблемы особенно значимы в силу незавершенности и неопределенности перспектив начавшихся с середины 1980-х годов социально-экономических реформ и трансформаций. Поэтому молодое поколение россиян, чья социализация происходит в противоречивых условиях, как бы «рискует вдвойне».
В.Л. Абушенко выделяет следующие наиболее существенные особенности социализации современной молодежи:
– изменение стратегий построения брачно-семейных отношений;
– рост территориальной и социальной мобильности;
– изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения;
– влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий .
– нестабильность современного социума, отсутствие помощи молодежи со стороны государства;
– увеличение периода получения образования;
– трудности с устройством на работу;
– слабость материальной базы, отсутствие собственного жилья и общедоступных механизмов его приобретения;
– недостаточная заработная плата,
часто связанная с отсутствием
профессионального стажа и
– вредные привычки и нездоровый образ жизни, социальные патологии (алкоголизм, наркомания);
– инфантилизм и снижение социальной активности личности;
– психологическая зависимость от других лиц;
– страх самостоятельной жизни [1].
Среди перечисленных аспектов преобладают факторы экономического порядка, что является одной из самых характерных особенностей социализации современной российской молодежи. Именно поэтому для многих современных молодых людей мотивация на достижение материального благополучия является одной из самых важных. Значимость экономического фактора в современном российском обществе существенно возросла, что обусловливает развитие в молодых людях таких качеств, как прагматизм и индивидуализм [15].
Сегодняшняя тенденция свидетельствует о том, что в пространстве биографических проектов преобладает принцип индивидуального планирования собственной жизни самим человеком. Каждый выбирает свою биографию из широкого спектра возможностей, включая социальную группу или субкультуру, с которой он хотел бы себя идентифицировать. Иными словами каждый выбирает свою социальную идентичность, равно как и берет на себя ответственность за риски подобного выбора – считает А.Ю. Согомонов [16].
Также стоит отметить огромную роль массовой коммуникации в социализации молодежи, в формировании ее мировоззрения. Электронные СМИ контролируют значительную часть досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок молодых поколений [10].
Не стоит забывать о факторах, вызывающих риск в области здоровья молодого поколения. Говоря о формировании здорового образа жизни у молодого населения, важно рассмотреть понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно является характеристикой одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как социального организма и составным общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. С таких позиций говорят об общественном здоровье как богатстве общества, то есть факторе, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей [2].
Чумаков Б.Н. выделяет следующие факторы, влияющие на общественное здоровье:
1) биологические, генетические, факторы;
2) природные (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна) факторы;
3) состояние окружающей среды;
4) социально-экономические, политические факторы (влияние на общественное здоровье господствующих в обществе социальных институтов власти, политики, идеологии, религии, морали, культуры, этнических традиций, экономики);
5) состояние здравоохранения, уровень медицинской науки;
6) образ жизни – как сфера непосредственного воздействия на здоровье населения [9].
К этой же группе
факторов возможно отнести
Здоровье молодежи, несомненно, является одним из важнейших индикаторов состояния общества, поскольку она представляет собой особую группу, с которой связаны реальные перспективы развития страны. Следовательно, ухудшение состояния молодого поколения может привести к количественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества в целом, что непосредственно ведет к нарастанию социальной напряженности и усилению социальных рисков.
Среди факторов риска для семейной жизни называют ранние браки, различия в образовательном уровне, плохие отношения между родителями будущих супругов, отсутствие у молодоженов экономической самостоятельности в начале семейной жизни. Также сюда относится ранняя беременность, возрастающее количество разводов. Семья всегда играла и будет играть огромную роль в деле духовно-нравственного воспитания и первичного образования подрастающего поколения, поэтому кризис семьи в России – очень значимый фактор риска для государства и общества в целом.
Не стоит также забывать о риске социального старта молодого человека, так как он приходится зачастую именно на период студенчества. На этапе жизненного старта возникает множество проблем, с решением которых молодой человек часто справиться не в состоянии. Всё впервые, многое неопределённо, но решение надо принимать самому. Велик риск ошибиться. На практике ни одно общество не может обеспечить полного равенства стартовых возможностей молодых людей, но процесс демократизации предполагает выравнивание прав различных групп молодёжи на полноценную интеграцию в социальную структуру. Тем самым риск социального старта минимизируется. Иная ситуация складывается в современном обществе, в котором изменяется сам процесс передачи социального опыта между поколениями. Из непосредственной формы, через контакт с родителями, он трансформируется в опосредованный процесс, преимущественно через систему образования и массовой информации. И без того высокая неопределённость в ситуации социального старта многократно усиливается в обществе риска. Различие жизненных стартов молодежи и другие факторы символизируют неравенство шансов на достижение успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, мы видим, что на возникновение разного рода рисков влияет большое количество факторов. Проблемы физического состояния студентов, отклонения в поведении вызывают риски здоровья, проблемы трудоустройства – риски в профессиональной сфере, отклонения в социализации – риски неправильного освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом, что в свою очередь, может нести нарушения в сфере семейных отношений.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Характеристика инструментария, процедуры и респондентов
исследования
В настоящее время увеличивается количество социальных рисков в студенческой среде. Для более продуктивного обучения и эффективной самореализации студентов необходимо своевременно предотвращать социальные риски.
В настоящее время к социальным рискам относят бедность, ухудшение здоровья, риски в профессиональной сфере (трудности при трудоустройстве, выборе профессии), риски семейных отношений, риски социализации. В зависимости от времени и места обучения в студенческой среде являются приоритетными те или иные риски.
Процедура организации исследования по изучению социальных рисков студенческой молодёжи включала в себя ряд этапов.