Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:55, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в условиях ускорения социальных изменений, возрастания социальной напряженности и подверженности все большего количества людей, особенно молодежи, социальному риску, возникла проблема усиления интенсивности проявления рисков в социальной сфере современного российского общества.
Цель исследования – выявить типы социальных рисков студенческой молодежи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ…...……………………………………… 5
1.1. Характеристика социологических концепций и теорий социальных
рисков.…….…………...……………………………………………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на возникновение социальных рисков студенческой молодежи…………………………………………………......11
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.………........ 18
2.1. Характеристика инструментария, процедуры и респондентов исследования.……………………………………………………………….... 18
2.2. Анализ типов социальных рисков студенческой молодежи ……….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….... 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………… 27
ПРИЛОЖЕНИЕ..…………………………………………………………….. 30
Для исследования типов социальных рисков студенческой молодежи нами было проведено данное исследование (см. приложение I). В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 18 до 24 лет. Исследование проводилось среди студентов высших учебных заведений города Кирова. В опросе принимали участие лица мужского и женского пола.
Вопросы, представленные в анкете, составлены с целью выявления типы социальных рисков. Вопрос первый направлен на определение того, что студенты понимают под понятием - социальный риск.
Второй вопрос поможет нам определить мнение молодежи, от чего зависит возникновение риска – от человека, или ситуации, в которую он попал, или социальный риск – это нечто другое.
Третий вопрос направлен на определение причин возникновения риска.
Четвертый вопрос определяет мнение студентов о степени выраженности социального риска у молодежи в целом, а пятый – о присущих непосредственно респондентам рисках.
2.2. Анализ типов социальных рисков студенческой молодежи
Социальный риск в
понимании студентов это – возм
24% студентов согласны с утверждением, что социальный риск – это ожидание опасности, неудачи в результате выбора в ситуации неопределенности. 40% считают, что социальный риск – это неопределенная противоречивая ситуация, которая может иметь неблагоприятные последствия. 6% определяют социальный риск как отсутствие уверенности в достижении поставленных целей. 28% определяют социальный риск как материальные, нравственные, идеологические, социальные потери.
Рис. 1 «Что в вашем понимании социальный риск?»
Из представленных на выбор вариантов ответов на вопрос: «Чем вызвано распространение социальных рисков?» 49% согласны с тем, что социальные риски вызываются социокультурными изменениями, 49% - кризисом в экономике, 51% - ценностными изменениями, 45% - неопределенностью условий общества. Так как можно было выбрать несколько вариантов ответов, сумма процентов превышает 100%. (рис. 2)
Рис. 2 «Чем вызвано распространение социальных рисков»
(%)
Мы видим, что наиболее значимой причиной возникновения рисков молодые люди выбирают изменение ценностных ориентаций. Такой выбор может быть обусловлен тем, что молодые люди на собственном опыте ощущают, что происходит постепенная трансформация, переоценка ценностей. Сейчас молодежь ориентирована далеко не на те идеалы, на которые ориентировано старшее поколение. Вообще в современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи. Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутриличностные конфликты, что несет в себе нарастание напряженности. На формирование ценностей влияют происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияет на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.
Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. Этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей.
Далее в анкете
следуют таблица степени
Таблица 1
Отметьте степень выраженности социальных рисков присущих/не присущих студенческой молодежи в целом.
Вид социального риска |
Степень выраженности социального риска | |||
Достаточно выражен |
Скорее выражен |
Скорее не выражен |
Не выражен | |
1. Ухудшение |
26 |
52 |
14 |
2 |
2. Риск рождения нездорового ребенка |
22 |
42 |
34 |
0 |
3. Риск не создания собственной семьи |
18 |
42 |
32 |
6 |
4. Риск не реализации жизненного плана |
30 |
48 |
16 |
4 |
5. Риск не найти применения личностным ресурсам, которыми обладаешь |
30 |
52 |
14 |
2 |
6. Риск не найти работу по специальности |
56 |
30 |
12 |
0 |
7. Риск не найти подходящую работу |
44 |
42 |
10 |
2 |
8. Невостребованность |
46 |
36 |
14 |
2 |
9. Построение значимых отношений с окружающими |
16 |
36 |
38 |
8 |
10. Риск потери привычных норм, ориентаций |
6 |
52 |
34 |
2 |
11. Возможность не достигнуть желаемого социального статуса |
30 |
46 |
18 |
4 |
12. Риск, связанный с неопределенностью идентичности (способов включения в общество; отождествления себя с ним) |
22 |
48 |
24 |
2 |
Следующая таблица направлена на определение степени выраженности социальных рисков непосредственно респондентов.
Таблица 2
Отметьте степень выраженности социальных рисков присущих/не присущих лично вам. (%)
Вид социального риска |
Степень выраженности социального риска | |||
Достаточно выражен |
Скорее выражен |
Скорее не выражен |
Не выражен | |
1. Ухудшение |
28 |
44 |
18 |
4 |
2. Риск рождения нездорового ребенка |
16 |
20 |
40 |
18 |
3. Риск не создания собственной семьи |
14 |
28 |
30 |
18 |
4. Риск не реализации жизненного плана |
18 |
36 |
36 |
2 |
5. Риск не найти применения личностным ресурсам, которыми обладаешь |
20 |
44 |
24 |
6 |
6. Риск не найти работу по специальности |
32 |
44 |
12 |
6 |
7. Риск не найти подходящую работу |
36 |
34 |
20 |
4 |
8. Невостребованность |
24 |
38 |
26 |
4 |
9. Построение значимых отношений с окружающими |
20 |
34 |
28 |
12 |
10. Риск потери привычных норм, ориентаций |
16 |
26 |
46 |
6 |
11. Возможность не достигнуть желаемого социального статуса |
18 |
52 |
22 |
2 |
12. Риск, связанный с неопределенностью идентичности (способов включения в общество; отождествления себя с ним) |
16 |
30 |
40 |
6 |
По гендерному признаку особых различий в понимании и оценке социальных рисков выявлено не было.
Таким образом, мы видим, что студенты высоко определяют степень социального риска молодежи в целом, однако по отношению непосредственно к себе показатели изменяются в меньшую сторону. Наиболее выраженными рисками молодежи студенты считают ухудшение психофизиологического состояния, риск не найти применения личностным ресурсам, профессиональные риски. По отношению непосредственно к себе на первом месте находятся риски профессиональной сферы, на втором – риски для здоровья. Риск отклонения в социализации молодежи в целом тоже занимает лидирующие позиции.
Особенно выражены риски, связанные с процессом профессионального самоопределения и трудоустройства. Это во многом вызвано невостребованностью на рынке труда специалистов, только закончивших вуз и не имеющих опыта работы. Молодежь чувствует опасность в этой сфере, связанную с трудностью найти работу по специальности и реализовать все полученные в период обучения знания. У молодёжи возникают проблемы с трудоустройством из-за отсутствия опыта работы, несбалансированности между спросом и предложением рабочей силы (учебные заведения зачастую не успевают реагировать на изменения потребностей работодателей, из года в год выпуская специалистов одного и того же профиля, что усиливает дисбаланс на рынке труда). Немаловажным фактором является и психологическая неготовность молодых людей к самостоятельным действиям.
Для улучшения положения с трудоустройством молодежи представляется необходимым:
- перейти к гибкой системе подготовки кадров на основе мониторинга и прогнозирования востребованности конкретных профессий;
- повысить информированность
молодежи о реалиях и перспекти
Вторая по значимости проблема – риск здоровья молодого поколения.
Стимулирование здоровой практики в подростковом возрасте и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.
Здоровье зависит не только от качества медицинского обслуживания, но и в первую очередь, от осознания личностью ценности и значимости хорошего самочувствия и физической формы. Внедрение профилактических программ в вузах, направленных на формирование осознания важности сохранения и укрепления здоровья, профилактику девиантного поведения смогут снизить уровень риска для здоровья молодежи.
И еще один тип риска, характерный для молодежи настоящего времени – это риск неправильной социализации. Социокультурные модели социализации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и социализирующих субъектов. В разные периоды истории общества в зависимости от целей, возможностей и характеристик социума формы и функции социализации могут меняться. Сегодняшний подход в понимании такого значимого для общества феномена как социализация требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на личность. Решение данной проблемы – создание оптимальных условий для самоопределения, самоорганизации и самореализации молодежи, развитие у молодого поколения социальной активности, ответственности и других требуемых сегодня качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате предпринятого исследования нами были сделаны следующие выводы.
Социальный риск - деятельность человека или отказ от нее в ситуации риска, требующая от него оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия социальных факторов, при воздействии которых сохраняется вероятность негативного воздействия на жизнедеятельность студентов, последствия которых могут негативно повлиять на жизнь и здоровье молодых людей.
Риск в российском обществе определяется тремя группами факторов: социально-экономическими, социально-правовыми и социально-политическими. Воздействуя на все группы населения, они по-своему влияют на молодежь.
Нами выявлены следующие типы социальных рисков и их причины: проблемы физического состояния студентов, отклонения в поведении вызывают риски здоровья, проблемы трудоустройства – риски в профессиональной сфере, отклонения в социализации – риски неправильного освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом, что в свою очередь, может нести нарушения в сфере семейных отношений.
Своевременное предупреждение появления рисков в студенческой среде поможет снизить уровень напряженности и повысить уровень комфорта жизнедеятельности молодых людей, а как следствие, повысить эффективность обучения и труда, предотвратить появление новых рисков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абушенко В.Л. Социализация // Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 1998.
3. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000.