Социальные стереотипы россиян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:25, реферат

Описание работы

Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. На основе знаний стереотипов основывается PR-деятельность, реклама, маркетинговые стратегии.
Рассмотрим понятие и свойства стереотипов и какое влияние они оказывают на общество.

Содержание работы

Введение
1.Понятие социальные стереотипы
2.Гендерные стереотипы россиян
3. Возрастные стереотипы россиян
4. Этнические стереотипы россиян
5.Стереотипы социальных групп по профессиям (работа, деятельность)
6.Социальное положение (власть, политика)
7.Экономические стереотипы (деньги, финансы)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сс россиян2222.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Понятие социальные стереотипы

2.Гендерные стереотипы россиян

3. Возрастные стереотипы россиян

4. Этнические стереотипы россиян

5.Стереотипы социальных групп по профессиям (работа, деятельность)

   6.Социальное положение (власть, политика)

   7.Экономические стереотипы (деньги, финансы)

 

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или  иной поступок, мы так или иначе  оглядываемся на общество, надеясь  на их поддержку и опасаясь их осуждения. В процессе социализации и рождаются  те или иные стереотипы. С самого рождения человек познавая окружающий мир и его явления приобретает стереотипы. Существование стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой - они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им, а также рождают разногласия между людьми или группами людей.

Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей  и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. На основе знаний стереотипов основывается PR-деятельность, реклама, маркетинговые  стратегии.

Рассмотрим понятие и  свойства стереотипов и какое  влияние они оказывают на общество.

 

1. Понятие «социальные  стереотипы»

Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.

Под социальным стереотипом  обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно  устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью  распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении социального  стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики - устойчивость, ригидность, консерватизм,-- свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общим местом в определениях социального стереотипа является также признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных шор (вся соль –суть ), искажающих видение социальной реальности.

Впервые термин «социальный  стереотип» ввел в употребление У. Липпман, имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы -- это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого социально-психологического явления. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

Тэшфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью  проявляют готовность характеризовать  обширные человеческие группы (или  социальные категории) недифференцированными,  грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация  отличается прочной стабильностью  в течение очень длительного  времени;

3) социальные стереотипы  в некоторой степени могут  изменяться в зависимости от  социальных, политических или экономических  изменений, но этот процесс  происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы  становятся более отчетливыми  («произносимыми») и враждебными,  когда возникает социальная напряженность  между группами;

5) они усваиваются очень  рано и используются детьми  задолго до возникновения ясных  представлений о тех группах,  к которым они относятся;

6) социальные стереотипы  не представляют большой проблемы, когда не существует явной  враждебности в отношениях групп,  но в высшей степени трудно  модифицировать их и управлять  ими в условиях значительной  напряженности и конфликта

Хотя стереотип по определению  имеет социальное происхождение  и распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это  понятие от других значений термина  «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал). Однако термин «социальный стереотип» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (например, этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о других группах). Например, то, что у своего народа считается проявлением расчётливости, у другого народа - проявлением жадности. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

Таким образом, социальные стереотипы - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется «предубеждением».

 

 

 

 

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие  феномены в социальной психологии)

Становится необходимым, чтобы  защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)

3) идентификации (создание и  сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа

1) Не развитый когнитивный компонент

2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных  ситуациях

4) Интенсивность эмоционального  проявления

5) Концентрированное выражение  свойств социальных установок  (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования  социальных установок - эмоциональные  и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в  малоинформированности и предубежденном сознании.

2. Гендерные стереотипы россиян.

Гендерная проблематика в  России стала особым предметом социологического анализа лишь в 90-е годы, поэтому  привлечение к эмпирическим исследованиям  теоретических наработок в данной области социального знания способствует более четкому и глубокому  пониманию проблемы адаптации в  радикально меняющихся социокультурных  условиях и выявлению причин, облегчающих/тормозящих этот процесс, который чаще всего называют ресоциализацией.

В современном российском обществе за последнее десятилетие  общее положение и социальный статус женщины имеют явно выраженную негативную тенденцию, что было отмечено и в международных документах. Так, Программа развития ООН (ПРООН) за 1999 год подчеркивала «значительное усиление гендерного неравенства в политической, экономической и социальной сферах» в России в ходе осуществляющихся трансформационных процессов.

Это проявляется в сужении  доступа женщин в сферу оплачиваемой занятости, сокращении их доли в законодательных  органах власти, традиционном распределении  социальных ролей в семье, общей  феминизации бедности, возрождении «домостроевских» взглядов на роль женщины в обществе.

Изучение социальных стереотипов  на основе гендерного подхода дает возможность создания таких социальных технологий, которые обеспечат сохранение и повышение роли женщин в современных  преобразованиях в России и помогут  сформировать их жизненную стратегию, отходящую от традиционных патерналистских  образцов и ориентированную на себя, свои способности и потребности  в реализации собственного творческого  потенциала.

Успешность всех социально-политических изменений, которые произошли в  постсоциалистических странах в  течение последнего десятилетия, как  показывает социологический анализ, оказывается напрямую связанной  со степенью знания властными структурами  гендерных стереотипов, заложенных в национальном характере, ментальности, культурных традициях народов, и  учетом их базовых и инструментальных ценностей.

Изучение социальных стереотипов  россиян показывает определяющее влияние  именно гендерных различий, когда  личность на основе гендерной идентификации  выбирает свои жизненные ориентиры  и ценностные приоритеты, формирует  свои социальные ожидания от государства  и других социальных институтов общества, реализует на практике способы и  методы социальной активности.

Гендерные стереотипы рассматриваются  нами как часть мотивационного комплекса  индивидов. Тенденции их формирования и изменения у женщин и мужчин, несмотря на внешне одинаковые статусные  характеристики (профессия, возраст, семейное положение), существенно отличаются.

В связи с радикальными переменами, происходящими во всех сферах жизни российского общества, многократно возросла практическая необходимость в социологическом  знании, адекватно отражающем происходящие социокультурные процессы и деятельность различных социальных институтов; знании, на основе которого можно проектировать  осуществление изменений, необходимых  для выхода из кризиса и последующего устойчивого развития страны, разрабатывать  прогнозы, основанные не на перешедших к нам из прошлого стереотипных представлений, а на стратегиях XXI века в области  социального развития и управления.

В предлагаемом участникам круглого стола материале акцент сделан на исследовании содержания гендерных  стереотипов в области управления социальными и экономическими процессами. Аналитические данные получены в  ходе социологического исследования, проведенного в рамках научного проекта  «Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России». Проект осуществлялся в 2001 году при поддержке региональной научно-технической программы Министерства образования РФ коллективом ученых ИвГУ (под руководством докт. ист. наук, проф. О.А. Хасбулатовой) и ИГТА (под руководством докт. социол. наук, доц. Л.С. Егоровой). В ходе его осуществления анализировались, сопоставлялись и оценивались гендерные стереотипы, бытующие в общественном мнении российской провинции, изучалось их преобладание в различных социальных, половозрастных и профессиональных группах.

В опросе участвовало 600 мужчин и женщин. В качестве дифференцирующих признаков были выбраны: профессиональная принадлежность, семейное положение, возраст, пол и уровень образования  респондентов. Поскольку на формирование гендерных стереотипов большое  влияние оказывают поколенческие различия и уровень образования, респонденты были сгруппированы по возрастному признаку: до 30, 31 – 40,  
41 – 50, 51 – 60, свыше 60 лет; по уровню образования: неполное среднее, среднее, среднее-специальное, высшее.

«Эффект стереотипизации» показывает, что любой тип общества располагает собственным набором экономических, социальных и политических средств формирования той или иной совокупности стереотипов. Содержание этих стереотипов, степень их воздействия на образ жизни людей в значительной степени зависят от семьи как агента социализации.

Поэтому наряду с традиционной классификацией семейного положения, в качестве детерминанта формирования стереотипов были введены члены  семьи респондента: мать и отец, только мать, только отец, другие родственники. Это дает возможность оценить, кто  из членов семьи в большей степени  оказал влияние на мировоззренческие  установки личности.

Гендерная идентификация  личности тесно связана с усвоением  и реализацией ролевых стандартов поведения, принятых в обществе и  культивируемых в ближайшей микросреде индивида. Поэтому при исследовании гендерных стереотипов респонденты  разделялись по полу.

В качестве дифференцирующего  признака был избран также род  занятий.

На первом этапе исследования ставилась задача определить содержание наиболее распространенных суждений о  роли и “предназначении” мужчин и  женщин в общественном мнении жителей  средних городов, выявить степень  их устойчивости в зависимости от гендерной идентичности личности, социальной стратификации и ряда других критериев.

Первая группа вопросов, предлагаемых респондентам, связана  с выявлением гендерных стереотипов  в представлениях о профессиональной деятельности, карьере, интеллектуальных способностях и стиле руководства  мужчин и женщин.

Вторая группа вопросов направлена на выявление стереотипов в области  политики.

Третья – на формирование стереотипов в области семейных отношений, на выявление, под чьим влиянием сформировалось представление респондентов о том, что является “предназначением”  для мужчин и женщин.

Последний блок – это  комплексные данные о респонденте.

Вниманию участников круглого стола предлагаются результаты исследования, характеризующие содержание гендерных  стереотипов в сфере управления.

Информация о работе Социальные стереотипы россиян