Социальные стереотипы россиян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:25, реферат

Описание работы

Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. На основе знаний стереотипов основывается PR-деятельность, реклама, маркетинговые стратегии.
Рассмотрим понятие и свойства стереотипов и какое влияние они оказывают на общество.

Содержание работы

Введение
1.Понятие социальные стереотипы
2.Гендерные стереотипы россиян
3. Возрастные стереотипы россиян
4. Этнические стереотипы россиян
5.Стереотипы социальных групп по профессиям (работа, деятельность)
6.Социальное положение (власть, политика)
7.Экономические стереотипы (деньги, финансы)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сс россиян2222.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Стереотип первый: «мужчина в большей степени, чем женщина, способен на управленческую деятельность».

Результаты исследования показали, что данное суждение достаточно распространено.

16,1% респондентов по всему  массиву убеждены в том, что  мужчина более способен к управленческой  деятельности, еще 50% респондентов  склоняются к этому мнению. Совершенно  не разделяют это мнение 12,4% респондентов, в том числе 9,4% женщин и 2,6% мужчин. Сомнения высказали 20,2% респондентов.

Таким образом, почти 67% опрошенных склонны признать наличие у мужчин каких-то специфических черт, которые  обусловливают более высокую  эффективность его работы как  руководителя. Полагаем, что данное суждение выступает тормозом в процессе адаптации личности к новым условиям жизнедеятельности.

Отметим, что безусловное  большинство среди этих 67% - мужчины. Эта точка зрения одинаково вредит как мужчинам, так и женщинам. Женщинам – поскольку они заранее занижают свою самооценку, не пытаясь найти возможность для эффективного использования своих управленческих способностей. Мужчины, в свою очередь, заранее ставят себе очень высокую жизненную планку и в случае ее недостижения испытывают депрессию из-за несовпадения собственных притязаний, ожиданий и практического результата.

Примечательно, что чем  выше образование респондентов, тем  большее их количество согласны с  мнением, что мужчина более способен к управлению. Так, в той или  иной степени это мнение разделяют 32,6% респондентов с высшим образованием.

Это можно объяснить следующими обстоятельствами:

  • люди без высшего образования практически не претендуют на руководящие должности, поэтому смотрят на эту проблему «со стороны» и могут быть более объективны;
  • зачастую, особенно в советское время, руководитель имел высшее инженерное образование. Поэтому в сознании большинства индивидов стали тождественными понятия «способность работать с машинами» и «способность руководить, управлять». Многие забывают, что управлять можно только людьми, а никак не механизмами. Стереотипное, заложенное с детства восприятие, что мальчики обязательно разбираются в технике лучше, чем девочки, формирует убеждение, что, значит, они лучше и руководят.

Однако, чем старше респонденты, тем меньше они разделяют эту  точку зрения. Жизненный и практический опыт вносит свои коррективы.

Стереотип второй: «мужчины умнее женщин».

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных так не считает. Категорично согласны с этим утверждением лишь 4,9% мужчин и 1,5% женщин. Однако предположительное мнение (скорее, “да”) высказали 21,7% респондентов, в том числе 15,4% мужчин и 6,4% женщин. 40,8% респондентов (в основном женщины) считают это утверждение несправедливым (безусловно, “нет”).

Получается, что большинство  членов общества считают, что мужчины  не умнее женщин, однако, безусловно, более способны к руководству  и управлению. Это свидетельствует  об устойчивости гендерных стереотипов, их способности функционировать  автоматически, нередко вопреки  здравому смыслу.

Стереотип третий: «карьера – это прерогатива мужчин».

Данное мнение разделяют 45% респондентов обоего пола, 60,6% мужчин, 26,8% женщин. 71,8% женщин высказались по этому поводу отрицательно. Чем выше уровень образования, тем больше сторонников концепции равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в ходе продвижения по служебной лестнице. Мнение, что  «карьера – не женское дело»женским социумом уже не принимается, его не разделяют 85,9% опрошенных женщин. Суждения мужчин по этому поводу тоже не однозначны. Признавая за собой первенство, 40,4% допускают, что женщина может сделать карьеру.

Стереотип четвертый: «бизнес – не женское дело». Это мнение разделяют «безусловно» – 11,2%, «скорее, да» – 18,4% опрошенных. Большинство признают за женщиной право на управленческую деятельность в сфере предпринимательства.

Стереотип пятый: «на стиль руководства значительное влияние оказывает пол руководителя». Такого мнения придерживается большинство опрошенных обоего пола (70,7% по всему массиву, 69,7% мужчин и 71,2% женщин). Здесь мы имеем дело с интегративными процессами, когда представления о «мужественности/женственности» переносятся на характеристику стиля управления: «мужской», «женский».

Интересно, что общество признает, что возможности для  самореализации и мужчин и женщин – руководителей различны. 46,5% мужчин и 65,8% женщин считают, что «общество более требовательно к результатам работы женщины-руководителя, чем мужчины».

Функционирование обозначенных стереотипов в значительной степени  влияет на снижение самооценки женщин, их веры в свои творческие способности  и успехи. Результаты наших исследований подтверждают это. С тем, что у  женщин занижена самооценка, согласны 29% по всему массиву, каждая пятая  женщина.

Таким образом, результаты исследования показывают, что гендерные стереотипы в сфере управления не только существуют, но и достаточно распространены, под  их влиянием строят свою жизненную  стратегию и мужчины, и женщины. Принимая их в качестве «жизненного стандарта», женщины ищут выход своей энергии в других сферах. Представления о неспособности женщин к управлению приводят к тому, что они пытаются самореализоваться в организации различного рода женских движений и объединений. Они начинают искать неформальные способы воздействия на властные структуры, чтобы те обратили внимание на женщин как субъектов управленческой деятельности.

 

3. Возрастные стереотипы россиян

«Чем старее, тем правее, чем моложе, тем дороже» -

русская народная пословица.

При переходе к рыночной экономике и демократии произошел распад бывшей экономической структуры и ее звеньев: научных центров, предприятий, производственных комплексов, конструкторских бюро, органов планирования и управления и т.п. В новых условиях России диплом об образовании, квалификация, почетные грамоты и награды, стаж работы, даже сама профессия стали терять былое значение социальных характеристик. Это больно ударило по самосознанию многих граждан. Зато в социальной дифференциации все большую роль стали играть различия между поколениями, особенно в восприятии прошлого и настоящего России.

По материалам опроса общественного  мнения, практически всегда, когда от опрошенных требовалось занять определенную позицию, налицо были три ответа, что говорит о трех частях российского общества. Самые молодые и самые пожилые часто выражают противоположные суждения и оценки. А среди людей среднего возраста крайние ответы более сбалансированы, не дают перевеса. Таким образом, средние возрастные группы как бы уравновешивают крайности в восприятии мира, выполняют функцию переходного звена, социального буфера. 
Как ни кажется парадоксальным, но «срединное положение» не обязательно строго закреплено за каким-то конкретным возрастом. Оно, скорее, зависит от ситуации и поставленного вопроса. Например, с мнением, что «западная демократия, индивидуализм и либерализм — это ценности, которые россиянам не подходят», были согласны и молодежные группы, и люди среднего возраста (24,4% людей в возрасте от 16 до 24 лет и 40,7% — 25—35 лет, 49,4% — 36—45 лет), зато старшее поколение выступило «единым фронтом»: 62,9% людей старше 55 лет поддержали эту идею. Как видим, отрицание ценностей западной демократии с увеличением возраста опрошенных людей только усиливается.

В ответах на вопрос «Было ли характерно для брежневского периода доверие между людьми?» количество положительных ответов, наоборот, было смещено в сторону людей старшего возраста. При этом разница огромная: 27,4% молодых людей до 24 лет считают это понятие вообще устаревшим, зато 61,1% людей старше 45 лет с этим не согласны, а среди людей более 56 лет таковых 71,8%, т.е. подавляющее большинство. Как видим, чем старше люди, тем более толерантно они относятся к своему прошлому.

Значит, в плане морально-этических ценностей некоторые вещи для молодых являются пустым звуком, тогда как для людей старшего возраста — наоборот, не утратили своей ценности. Об этом очень важно помнить, когда вы имеете дело с россиянами разных возрастных групп. Это первый вывод. И второе. Люди среднего возраста, отвечая на различные вопросы, часто имели подвижные ответы, близкие то к мнению молодых, то к мнению старших. Эта возрастная группа играет стабилизирующую роль в стране, так как предотвращает тотальное непонимание и раскол общества по поколениям, как бы цементируя общество, хотя и не по всем вопросам. 
Отметим проблемы, по которым почти все поколения русских имеют сходные мнения.

Во-первых, подавляющее большинство  россиян гордится победой в Великой Отечественной войне (свыше 80%) и послевоенным восстановлением страны (70%); 75% русских гордятся своими великими поэтами, писателями, композиторами и столько же — достижениями космонавтики; 50% россиян восхищаются деятельностью Петра Великого и петровскими преобразованиями. Об этом не следует забывать, когда вы общаетесь с русскими.

Во-вторых, едиными остались традиционные установки русского архетипа. Так, большинство россиян все-таки считает, что «в своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония» (69,3%), и что «главное в жизни— равенство возможностей для всех и во всем» (56,8%). Значит, вопреки расхожим утверждениям об огромном разрыве между поколениями, несмотря на все потрясения в жизни страны в последние годы, несмотря на то, что между старшим, средним и младшим поколениями россиян имеются отдельные расхождения в оценке событий, все-таки социокультурный мир России «не рассыпался», а сохранился.

И это единство поддерживается не столько на рациональном уровне (одна и та же идеология, общие интересы, ценности и цели), сколько на уровне сопереживаний, эмоциональных образов. Такое единство нации, конечно, достаточно хрупко и может рассыпаться в результате резких поворотов событий, но, вместе с тем, оно позволяет обеспечить психологическую самозащиту людей в условиях неопределенности, позволяет русским людям сохранить важное для них чувство общей судьбы и смысл понятий «нация», «мы—русские».

В последние годы развитие российского общества в плане  чередования жизненных ценностей было анормальным. Раньше говорили «Старый волк— знает толк», «Старый конь борозды не испортит», а теперь привычное и традиционное уважение к старикам поколеблено. Сейчас вперед вырвались и доминируют «молодые», которые, по мнению стариков, озабочены только личным благополучием. Традиционная мораль в России относится к слишком активным «молодым» довольно скептически: «Из молодых, да ранний, петухом кричит», — сидит в памяти каждого россиянина и отзывается обидой тех, кто остался не у дел. Тем не менее есть основания утверждать, что связь поколений в России несмотря ни на что сохранилась. 
Правда, молодые россияне появились на свет в новых социальных условиях.

Они незнакомы с трудностями  отцов: видели войну, концлагеря и продуктовые очереди только на телеэкране, они не боятся рассказывать политические анекдоты, надолго покидать родину, жениться на иностранках и т.п. Они более прагматичны, чем 40-летние и тем более 60-летние. Их называют «поколение перестройки», «поколение пепси» или даже «первое поколение непоротых», лишенных генетического страха и потому более динамичных. Для них самое важное —  «интересная работа» (42%), «друзья» (37%), «деньги» (32%) и, конечно, «любовь». Современная молодежь ориентирована на культуру и образование, но не чуждается и богатства. Их наиболее характерные личностные черты — это предприимчивость, воля, стремление к богатству, равнодушие и лень. Слабее развиты такие качества, как трудолюбие, бескорыстие и патриотизм. Это самое «прозападнически» настроенное поколение, лишенное ностальгии по СССР. И их способ мышления и ценностные установки в целом достаточно близки к установкам старших братьев и отцов. Во всяком случае не противоположны им.

Представителям среднего поколения, или как его называют «поколения застоя», сейчас 40—50 лет. Эти люди ориентированы на такие ценности, как «семья», «здоровье», а также «работа» и «деньги». Ведущие личностные черты представителей этого поколения: честность, трудолюбие, доброта, однако эти качества у них выражены более слабо, чем у представителей старшего поколения. Большинство людей старшего поколения (старше 55 лет), которые иногда называют себя «шестидесятниками», испытывают ностальгию по эпохе «застоя», негативно воспринимают сегодняшнюю ситуацию, они гораздо меньше, чем молодые, идеализируют дореволюционную Россию, а современную Россию они воспринимают, главным образом, как общество криминала, бездуховности и коррупции. Главные их ценности, как и у других поколений, — «здоровье», «семья», но на третьем месте у них самое важное не «деньги», а — «справедливость» (45%); «деньги» же стоят на последнем (седьмом) месте. Это поколение ориентировано на «высокую духовность» и «социальную справедливость». Главные качества представителей этого поколения: честность, трудолюбие, доброта, ответственность, бескорыстность, патриотизм и коллективизм, т.е. наиболее традиционные качества русского архетипа.

Итак, несмотря на все различие между поколениями современных россиян, трудно не заметить, что в них все-таки присутствуют общие качества и ценности, которые составляют «ядро» их сознания. Каждое поколение имеет свои качества, но эти сдвиги происходят не сразу, в отрыве от предшественников, а накапливаются постепенно и обычно направлены в сторону утилитарности и прагматизма. Возможно, что эта тенденция наблюдается при столкновении разных поколений во всем мире, т.е. является универсальной.

Общность всех поколений россиян видна и в другом аспекте. По мнению аналитиков, для всех поколений базовой, исходной исторической эпохой является советский период истории. Именно этот период хорошо практически знаком всем живущим ныне россиянам, именно он дает им запас идей и понятий, представлений, непосредственных жизненных впечатлений, из которых складывается живой социальный опыт каждого поколения. Конечно, он дополняется опытом новой России. Однако этот опыт является как бы «вторичным», он накладывается на то, что сформировано советской эпохой. Как бы ни относились люди к своему советскому прошлому, оно пока еще довлеет в их сознании, а поэтому в характерах, поступках и реакциях людей непроизвольно наблюдается «советское». Реально это означает, что россияне склонны судить о настоящем и оценивать тенденции развития страны с позиции своего жизненного опыта, т.е. со специфически «советских» позиций». Не обязательно, что это позиции ортодоксальные и прокоммунистические, и все-таки они «советские». 
По мнению аналитиков, такой опыт и дальше в перспективе будет служить в качестве «мерки должного». Именно по этой шкале будут оцениваться все события, политика, ведущие политические фигуры, вся социальная действительность и разнообразные политические коллизии в целом. В этом смысле современная российская действительность воспринимается большинством россиян как «ненашенская», как «вынужденный боковой ход», который имеет смысл и оправдание только в том случае, если приведет в будущем к становлению «нормального» положения вещей. Острый кризис 1998 года только подтвердил это убеждение.

Информация о работе Социальные стереотипы россиян