Социальные стереотипы россиян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:25, реферат

Описание работы

Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. На основе знаний стереотипов основывается PR-деятельность, реклама, маркетинговые стратегии.
Рассмотрим понятие и свойства стереотипов и какое влияние они оказывают на общество.

Содержание работы

Введение
1.Понятие социальные стереотипы
2.Гендерные стереотипы россиян
3. Возрастные стереотипы россиян
4. Этнические стереотипы россиян
5.Стереотипы социальных групп по профессиям (работа, деятельность)
6.Социальное положение (власть, политика)
7.Экономические стереотипы (деньги, финансы)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сс россиян2222.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Советская эпоха, таким образом, довлеет в сознании россиян. Несмотря на антисоветскую тональность влиятельных СМИ, россияне не склонны огульно чернить советский период. Только 18,4% согласны, что во всей «истории СССР мало найдется того, чем мы могли бы гордиться», а 75,5% людей категорически не согласны с этим.

При этом россияне все больше уходят от политических стереотипов классовой борьбы. Они считают, что без революции 1917 года всем жилось бы сейчас гораздо лучше. Несмотря на популярность в кино и на эстраде «белогвардейской романтики», они не всегда в восхищении от борьбы белых офицеров против красных большевиков...

Итак, «советская парадигма» в сознании современных русских не только не разрушилась, но даже не поддается вытеснению из массового сознания. У россиян, конечно, исчезло чувство «исключительности советского строя», никто уже не говорит с гордостью, что он «советский». Зато осталось чувство личной причастности к «советской жизни», пусть даже окрашенное некоторой долей горечи.

И еще очень важно, что  в сознании всех поколений россиян четко наметилась совершенно новая, невиданная в последние десятилетия тенденция к росту патриотизма. Как бы ни была неприятна ситуация в стране, у россиян нет стремления «поджечь» свой дом, каким бы плохим он ни был, как бы тяжело в нем ни жилось. Большинство народа хочет видеть Россию не только страной своего проживания, но и чувствовать себя жителем богатой, свободной и пользующейся уважением в мире державы. Понятия Родина, Отечество, двуглавый орел, гимн и прочая государственная символика не потеряли для россиян своего смысла.

 

 

 

4. Этнические стереотипы россиян

 
Этнический  стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп. Может быть неоднородным по структуре, состоит из:

  • констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
  • эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
  • определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.  

Виды этнических стереотипов: 

  • позитивные ("немцы — трудолюбивые") 
  • негативные ("русские—ленивые"),
  • автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
  • гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).

 
Особенности этнических стереотипов:  

  • отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности; 
  • предельно устойчивы, но все же изменяемы; 
  • не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
  • могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.

 

У россиян также есть масса примеров устойчивых и порой насмешливых социальных стереотипов, например:

– кавказцы (армяне, грузины, азербайджанцы, абхазы и т.д.) – неизменно  торговцы, хитрые и изворотливые люди; гостеприимны;

– эстонцы (в эту группу можно включить жителей Эстонии, Латвии, шире – вся Прибалтика) –  крайне «медленные», «заторможенные»  люди;

– финны – со времен Салтыкова-Щедрина  бытует стереотип о безудержной  любви представителей финно-угорских народов к выпивке и разгулу; в то же время стереотип приписывает  финнам неторопливость и рассудительность;

– чукчи – бессменные лидеры по числу анекдотов и анекдотических историй. В сознании россиян прочно ассоциируется с крайней степенью безграмотности и отсутствия логики;

– американцы – стереотип  вечно улыбающегося неунывающего дельца, охотника за денежными знаками;

– французы – стереотип  вертлявого, ветреного человека (народа); 
– немцы – стереотип щепетильной пунктуальности и четкости, ответственности;

– евреи – стереотип  расчетливости;

– хохлы – стереотип  расчетливости и жадности.

Подобная трактовка свойств  народов и наций дает неистощимый  источник для народного творчества – анекдоты, шутки, пословицы «о национальностях» неизменно тепло  принимаются народным сознанием.

Функционирование подобных стереотипов порой приводят к  конфликтам социальных групп, например, когда россиянин, имея дело с французами, надеется на их легкость, а в ответ  получает жесткий деловой подход.

К сожалению, следует отметить печальные изменения в функционировании социального стереотипа «кавказец», некоторую смену ценностей, лояльности восприятия: после вооруженных столкновений и терактов стереотип медленно, но неуклонно меняет направленность в  сторону стереотипа «бандит, террорист». Стереотип «щедрый кавказец» постепенно теряется в вихре дополнительных оценочных надсмыслов.

В группу этно-социальных стереотипов  можно также включить и локальную  географическую градацию:

– сибиряк (крепкий, очень  здоровый и сильный человек, «медведь»);

– казак (лихой, ловкий и  безоглядно смелый человек);

– джигит (ловкий и сильный  человек);

5.Стереотипы социальных групп по профессиям (работа, деятельность)

Детерминированность социальных стереотипов по профессиональной принадлежности впечатляет и поражает. Попробуем  сразу проследить смену ценностей  и представлений общества на примере  сравнения престижности той или  иной деятельности в СССР и в современной  России.

Престижные в СССР профессии (ученый, парикмахер, мясник, директор овощебазы) утеряли тот ореол недосягаемого величия, который они имели в эпоху дефицита всего. Произошла тотальная смена ценностей, а вместе с ней – и мифологемы приобрели порой противоположное значение. 
Например: 
– инженер – в девяностые годы слово было чуть ли не ругательным. Социальный стереотип приписывал людям этой профессии буквально низший социальный статус. Хотя в эпоху СССР стереотип «инженер» имел благонадежную положительную эмоциональную окраску;

– стереотип «мотоциклист»: в СССР – небогатый человек, в  наши дни – успешный человек с  дорогой игрушкой;

– стереотип «работник  ГАИ» приписывает всем сотрудникам  автоинспекции определенные черты: взяточничество, физическая полнота, огромный живот и большие нечестные  заработки. В популярном телешоу  в 2007 году появился персонаж «сотрудник ГАИ, который никогда не брал взяток». В реалиях современной России такой персонаж анекдотичен. В реалиях  СССР стереотип деятельности «инспектор ГАИ», и – шире – «работник  милиции» наделялся героическими и  светлыми мужскими качествами;

– стереотип «чиновник» – неизменно взяточник, вор, бандит. Надо отметить, что стереотип этот функционирует в сознании россиян  уже несколько сотен лет без  существенных изменений;

– стереотип «школьный  учитель», «врач» – бедный, нереализованный  человек;

– стереотип «слесарь», «водопроводчик»  – обязательно небритый и слегка пьяный человек;

– стереотип «банкир» –  делец, проныра, гангстер; 
– предприниматель – в современной России стереотип наделен многими положительными качествами (предприимчивость, деловитость, активность).

Здесь можно наблюдать  кардинальную смену ценностей: в  советской России стереотип имел крайне негативную окраску («спекулянт», «фарцовщик»).

Во многом формированию подобных стереотипов помогает централизованная информационная атака СМИ (телевидение, газеты, Интернет).

6.Социальное положение (власть, политика)

Стереотип типичного «слуги народа» в сознании россиян мало изменился со времен великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина.  
До сих пор такие стереотипы, как «депутат», «чиновник» несут отрицательную эмоциональную окраску.

Стереотипы деятелей власти наиболее часто ассоциируются с  глупостью, жадностью и жестокостью. «Чиновник», «милиционер», «инспектор»  в сознании рядового гражданина эти  мифологемы, «картинки мира» превращаются в стереотип «взяточник, бандит». Как мы помним из определения В.С. Агеева, «стереотип – это упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ  какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Нередко при  определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску». Нельзя не сказать, что функционирование подобных стереотипов характеризует  устойчивое мнение социальных групп  об окружающей действительности.

7.Экономические стереотипы (деньги, финансы)

Данная группа стереотипов  тесно связана с предыдущими  группами «работа, деятельность» и  «власть, политика». Попытаемся вычленить  и обобщить понятия и стереотипы россиян исходя из стереотипа экономической  стабильности, благосостояния. Зыбкость экономики предопределила появление  достаточно узких социальных групп  и, как следствие, стереотипов, например:

– «газпромовец» – зажиточный, успешный человек;

– «генеральный» [директор] – успешный, богатый человек;

– «студент» – всегда голодный, небогатый молодой человек;

– «инвестор» – финансист, делец.

Заключение

На протяжении последних  двух-трех десятилетий социальные стереотипы россиян во многом изменились. Связано  это, в первую очередь, со сменой политического  режима. Социальные стереотипы существуют в сознании россиян в виде определенных лексем, несущих дополнительную, обобщающую смысловую нагрузку. Зачастую стерео типичность мышления проявляется в контексте фразы.

Список литературы

1.Бергер П. Социальное  конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. - М., 1997.

2. http://www.owl.ru/content/library/books/p4422.shtml

3. http://sv-scena.ru/athenaeum/russkie-stereotipy-povedeniya-tradiczii-mentaljnostj.Razdel-1-Paragraf-3-1-55-53.html

4. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер в национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 23—44.

5.Ковалев В.В., http://rspu.edu.ru/, выпуск №1, 2005г.

6.Куницына В.Н. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации // Ученые записки ЛГУ. НИИКСИ. Л., 1971. Вып. 9. С. 184—193.

7.Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произв.: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. С. 251—261.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные стереотипы россиян