Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:25, курсовая работа
Актуальность этой темы работы заключается в сложности определения психологического, социального развития подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Введение 3
Глава 1. Характеристика девиантного поведения 4
1.1. Понятие девиации 4
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков 7
1.3 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения 12
Глава 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков 19
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков 19
2.2 Коррекционная программа 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Психологическая коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [23, стр. 388].
Основное отличие
В то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты педагогического воздействия более подробно.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
Однако, как свидетельствует статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. Более 40% учащихся с девиантным поведением к учёбе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учёбе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками [6, стр. 212].
Таким образом, «образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в школе в частности».
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.
Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.
А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [6, стр. 169].
- метод разрушения
- метод перестройки
а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
б) переориентировки самосознания;
в) переубеждения;
г) прогнозирования отрицательного поведения;
- метод перестройки жизненного опыта:
а) предписания;
б) ограничения;
в) переучивания;
г) переключения;
д) регламентации образа жизни;
- метод предупреждения
а) поощрения и наказания;
б) соревнования;
в) положительной перспективы.
А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание
индивидуального и коллективног
Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.
Опыт в работе с девиантными
подростками в системе
Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.
Задачи:
1. Развитие у подростков
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-
5. Развитие способности к
6. Развитие навыков рефлексии,
приёма и подачи
7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
8. Оптимизировать положительный
опыт, нивелировать опыт девиантного
поведения; создать и
Принципы организации работы в группе
1. Недирективность позиции ведущего группы.
2. Принцип учёта
3. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.
4. Принцип безоценочного
5. Принцип стимулирования
6. Принцип «обратной связи».
7. Принцип «здесь и сейчас»
(позволяет ограничить
8. Принцип высказывания от
9. Принцип акцентирования языка
чувств (описание собственного
10. Принцип доверительности.
11. Принцип конфиденциальности (не
обсуждать происходящее в
12. Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).
Предлагаемая программа
1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.
Основные:
2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.
А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].
Изменившееся отношение у
3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.
После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:
4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.
5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.
Основные этапы организации работы:
1. Предварительный этап:
- ознакомление с запросом учител
- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.
2. Этап первичной диагностики:
- диагностика по методикам ПДО,
СОП, проективная методика «
3. Этап коррекции типового плана и содержания работы.
4. Этап реализации коррекционно-
- беседы;
- проблемно-ориентированные
- упражнения по саморегуляции;
5. Заключительный этап:
- итоговая диагностика
- выработка рекомендаций
- индивидуальное
- индивидуальная работа с
- выступление психолога на
- подведение итогов, выделение
задач психолого-
Структура тренингового занятия [24, стр. 23]
Каждое занятие имеет 3 этапа.
Первый этап - разминка 10 минут.
Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.
Второй этап - основной. Его продолжительность - 30-40 минут.
Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.
Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.
Информация о работе Социальные технологии профилактики девиантного поведения подростков