Социальные технологии профилактики девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы работы заключается в сложности определения психологического, социального развития подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Характеристика девиантного поведения 4
1.1. Понятие девиации 4
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков 7
1.3 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения 12
Глава 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков 19
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков 19
2.2 Коррекционная программа 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа соц.технологии.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Третий этап - заключительный - 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить  подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общее в организации занятий

Из-за необходимости адаптации  тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.

Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии - ведущий  спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики - оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия лучше всего  упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.

Во время занятия, с целью  снятия усталости, напряжения, а также  для более быстрого включения  в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.

Можно предложить участникам вести  дома дневник, в котором описывать  всё то, что происходит с ним  в группе, свои чувства, мысли, анализировать  причины возникновения тех или  иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Требования к ведущему группы.

Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника.

В ходе проведения занятий ведущий  должен чётко осознавать свою основную задачу - оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].

Прежде чем приступать непосредственно  к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с  будущими участниками. В ходе предварительной  беседы психолог разъясняет задачи предстоящей  работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.

 

Заключение

В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных  социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

В этой связи на первое место в  решении вопросов профилактики выдвигаются  экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость  повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в  условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

Вот почему в числе причин роста  девиантного поведения особо  следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного  поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и  уважения разрушают асоциальные  установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны  людям и всему обществу. Хочется  обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и педагогами - все  это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980.
  2. Баженов В.Г., Баженова В.П. , Феникс, 2007 г.
  3. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965.

 

  1. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

 

  1. Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза//Социс. - 1996. - № 7.

 

  1. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. №5.

 

  1. Новые направления в социологической теории. - М., 1978.

 

  1. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - №9.

 

9. Змановская Е.В. Девиантология  (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.

10. Игры - обучение, тренинг, досуг…/Под  ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая  школа, 1994. - 368 с.

11. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения  в школе. - М.: 2003. - 132 с.

12. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение  употребления алкоголя и наркотиков в школе. - М., 2003. - 136 с.

13. Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция: Исправление недостатков  характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский  центр «Академия», 2000. - 304с.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь - М: 2000.

15. Кондрашенко В.Т. Девиантное  поведение у подростков. Социально-психологический  и психиатрический аспекты. - Минск, 1988.

16. Коррекционная педагогика в  начальном образовании: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320с.

17. Лидерс А.Г. Психологический  тренинг с подростками: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.

18. Личко А.Е. Психология и  акцентуации характера у подростков. - Л.: 1983.

19. Макаренко А.С. Педагогические  сочинения. Т. 3, с. 158.

20. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.

21. Немов Р.Н. Общие основы  психологии. - М., 1999.

22. Овчарова Р.В. Технологии практического  образования психолога. - М.: 2000.

23. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

24. Панфилова М.А. Игротерапия  общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 160 с.

25. Психокоррекционная и развивающая  работа с детьми: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2001. - 160 с.

26. Шакурова Н.В. Методика и  норма работы социального педагога. - М.,

 

 


Информация о работе Социальные технологии профилактики девиантного поведения подростков