Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа
Цель: Провести сравнительный анализ теорий революций и радикальных социальных изменений. В работе использованы материалы трудов: «Манифест коммунистической партии» Ф.Энгельса и К.Маркса, «Государство и революция» В.И.Ленина (Ульянов), Питирима Сорокина «Социология революции».
6. Если верно, что положение индивида в системе социальных координат определяет его социальную физиономию, его «душу» и поведение, то усиленное перемещение индивидов в социальном пространстве должно сопровождаться и усиленной «перегруппировкой душ». Члены агрегата, меняя места в системе социальных координат, должны, соответственно, менять и свои «души», — свое поведение.
...Революция, кроме ее первого полуанархического периода, это:1) уменьшение автономии, прав и свободы граждан, 2) это рост вмешательства, опеки, прав и регулирующих функций власти, иными словами — рост деспотического этатизма за счет свободного автономизма.
…«Диктатура» — вот институт, неразрывно связанный со всякой глубокой революцией. Для революции нужно не только ущемление инстинктов, но и наличие недостаточно сильного и умелого торможения со стороны власти и командующих слоев…И в верхнем, и в нижних слоях копятся неудачные «несоответствующие жильцы»; первые не способны выполнять функцию властителей, вторые — функции подвластных; первые дезорганизуют общественную жизнь сверху, вторые, стремясь низвергнуть бездарную власть, дезорганизуют ее снизу…
…Мир, длительный мир, — внешний и внутренний — вот одно из самых серьезных и сильнодействующих средств улучшения нашего населения и увеличения положительного «биологического фонда»…мир ведет к сохранению и обогащению нашего «биологического фонда»…Если же нас ждут новые кровавые войны во имя чего угодно, начиная с «единой и неделимой» и кончая «интернационалом», — за это будущее можно очень и очень опасаться. Еще одно-два кровопускания, подобные пережитым, и... историю России можно считать конченной. Никакие «режимы», никакая «вера», никакие «реформы» ее не спасут в этих условиях...
…среда (внешняя, окружающая – пр.) должна быть такова, чтобы она максимально благоприятствовала проявлению и развитию способностей и форм поведения каждого члена, полезных для целого, и максимально тормозила бы проявление и рост актов социально вредных…возможность полного развития индивидуальности каждого человека, социального использования каждой личности именно в той области, к которой она наиболее пригодна по своим наследственным свойствам…в каждом обществе, желающем процветать, должны быть удалены все тормоза, препятствующие полному развитию индивидуальности, кроме тех, которые тормозят проявление и развитие преступных и антисоциальных поступков. Молодому поколению, вступающему в жизнь, должен быть
предоставлен простор для выявления своих способностей и средства (материальные и духовные), снабжающие его орудиями для творчества и социально полезной деятельности. Практически это сводится: 1) к минимальной опеке и вмешательству властей в жизнь населения, 2) к минимальной опеке старшими молодого поколения (кроме областей антисоциального поведения), 3) максимально возможному обеспечению населения и особенно молодого поколения знаниями, полезными навыками и материальными условиями (хлеб, пища, одежда, жилище), делающими для них возможным полное проявление своих способностей.
…1) сохранение и усиление уцелевшего в России положительного биологического фонда,
2) создание общественной
среды, обеспечивающей
три связанных друг с другом условия, необходимые для прочного возрождения России.
…«Врачи социальных болезней» слишком верят в спасительность внешних, чисто механических мер врачевания в виде замены одних декретов другими, одних общественных институтов иными, одного «политического фасада» другим. И они же слишком мало обращают внимания на личность, на население, на улучшение биологических и культурно-социальных свойств последнего…В деле же творчества и созидания новых форм общества — роль механических мер очень скромна и редко дает прочные результаты».
Говоря о причинах революции у Питирима Сорокина в труде «Социология революции» мы находим следующее:
«Если меняется поведение членов общества в указанном направлении, то неизбежно меняется и вся социальная жизнь, ибо она слагается из поведения и взаимодействия членов общества. Для наступления революции необходимо исключительно сильное «ущемление» самых важных инстинктов…для наступления революции необходимо, чтобы «ущемление» охватывало если не подавляющее большинство, то, во всяком случае, значительную часть
членов общества. Ущемление у небольшой части общества существует всегда и ведет к единичным нарушениям порядка, носящим название «преступлений». Когда же это ущемление становится массовым, оно ведет к массовому нарушению и низвержению порядка, к актам, которые тождественны тем, которые — будучи малочисленными — называются преступлениями, а когда становятся массовыми, меняют свою квалификацию и из «преступлений» превращаются в «революцию». «Ущемление» усиливается не только тогда, когда трудности удовлетворения того или иного инстинкта растут, но и тогда, когда не возрастая или даже уменьшаясь, они уменьшаются не так быстро, как у других лиц и групп. Когда же группа порядка не в состоянии проявить это усиленное торможение и тем самым уравновесить возросшее давление ущемленных инстинктов, — мы получаем революцию.
…1) рост ущемления главных инстинктов, 2) массовый характер этого ущемления, 3) бессилие групп порядка уравновесить пропорционально усиленным торможением возросшее давление ущемленных рефлексов — таковы необходимые и достаточные
условия наступления революций. Поведение масс, отныне управляемое лишь стихией безусловных рефлексов, становится анархическим: один безусловный рефлекс начинает «заедать» и «ущемлять» другой, одни люди — других.
…Словом, какую
бы область основных рефлексов мы ни взяли,
всюду, за очень небольшими исключениями,
ущемление усиливается, а не уменьшается,
и тем сильнее, чем глубже революция. В
этом «первозданном хаосе» bellum omnium contra
Omnes наступает общее ущемление
основных рефлексов. Именно в такие периоды
теория Гоббса, выработанная, кстати сказать,
на опыте Английской революции, в известной
мере оправдывается. Приспособление людей
к среде и друг к другу становится еще
более неудачным. Оно резюмируется в речевых
рефлексах: «так жить дальше нельзя», «нужен
порядок», «порядок во что бы то ни стало».
И люди, наученные горьким опытом, под
влиянием неумолимых учителей — голода,
холода, болезней, нужды и смерти — оказываются
перед дилеммой: или вымирать и гибнуть,
продолжая революционный разгул, или найти
новые выходы. Ущемленные инстинкты приводят
их к необходимости поисков новых приспособительных
актов, к необходимости торможения безудержного
разгула многих инстинктов и восстановления
угасших тормозящих условных рефлексов.
Путем трагического опыта они приводятся
к сознанию, что многое из того, что раньше
они считали «предрассудком» и от чего
теперь «освободились», в действительности
представляет собой ряд условий, необходимых
для сносной совместной жизни, для существования
и развития общества.Желание безудержной
свободы заменяется теперь желанием «порядка»,
тоска по «освободителю» от старого режима
— тоской по «освободителю» от революции,
т. е. насадителю порядка».
Практическая часть
Информация о работе Социальные теории революций и радикальных социальных изменений