Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:07, контрольная работа
Другое значение выражение «социальное экспериментирование» приобрело, когда изменились взгляды на общественное управление. В последние десятилетия XIX в. крайняя бедность и вообще несчастное положение рабочих в индустриальных странах Европы и Америки вызвали широкомасштабное движение за централизованное общественное управление. На разных уровнях управления обществом была создана администрация, ведающая планированием и внедрением нововведений. Этот поворот к доминированию бюрократии привел к укреплению отношений между управлением и социальными науками. Более того, он способствовал изменению самого типа получаемого в социальных науках знания.
1. Социальный эксперимент…………………………………………………….3
2. Виды повторных и сравнительных исследований………………………….9
3. Психологические тесты, как метод исследования…………………………14
4) Повторные трендовые исследования, которые проводятся на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений.
Общие правила, предъявляемые к сравнительному и повторному исследованию. Все разновидности повторных и сравнительных исследований предполагают:
во-первых, соблюдение требований сопоставимости двух и более разовых обследований, будь то сравнение данных по разным странам и регионам или выявление тенденций и сдвигов во времени при анализе одного или аналогичных социальных объектов;
во-вторых, обоснование существенности или несущественности различий по сравниваемым показателям в качественном и количественном аспектах.
С формальной точки зрения при сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила, необходимые в логике экспериментального анализа:
1) два состояния одного
процесса сопоставимы, если
2) ни один фактор
не может быть признан
3) вместе с тем данный фактор не может быть причиной изучаемого явления, если в одном случае (исследовании) он имеет место, а само явление не фиксируется, хотя в другом случае (исследовании) дело обстоит так, что регистрируются и явления, и данный фактор (правило различия);
4) наконец, некий фактор (условие, обстоятельства...) не может достоверно считаться определяющим в отношении изучаемого процесса, если в другом случае (в другом исследовании) наряду с ним изучаемому процессу сопутствуют другие факторы.
Эти логические правила, напоминающие нам о строгости экспериментального вывода, нельзя игнорировать. Но проблемы сравнительного анализа никоим образом не сводятся к формальным процедурам. Это прежде всего — область содержательного, вдумчивого изучения и только затем — формально-количественной оценки существенности различий. В каких именно аспектах сопоставимы и в каких — несопоставимы для сравнения изучаемые объекты, каковы ограничения сопоставимости по объективным условиям, по составу и выборке обследуемых, по выделенным показателям?
Особые трудности возникают
в международных сравнительных
Повторные исследования - это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.
Сравнительное исследование - специфический вид социологического исследования, в котором посредством познавательных операций, лежащих в основании суждений о сходстве или различии объектов.
Различают несколько видов повторных и сравнительных исследований:
1) Международные и межрегиональные;
2) Панельные повторные;
3) Повторные когортные;
4) Повторные трендовые.
3. Психологические тесты, как метод исследования
Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).
Интеллектуальные
тесты предназначены для
IQ = Умственный возраст_____ × 100.
Хронологический возраст
В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственно развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 × 23 ≈ 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).
На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д.Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (табл. 1) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.
Таблица 1 - КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д,ВЕКСЛЕРУ
IQ |
Уровень интеллекта |
Процент проявления |
130 и выше 120-129 110-119 90-109 80-89 70-79 69 и ниже |
Очень высокий интеллект Высокий интеллект «Отличная» норма Уровень большинства лиц Сниженная норма Пограничный класс Умственный дефект |
2,2 6,7 16,1 50,0 16,1 6,7 2,2 |
В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев на может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.
Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т.п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.
Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.
Тесты креативности - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.
Когда речь идет о применении метода текстов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г.М.Андреева, «никакой особой спецификации применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь».2
Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.
Социометрические тесты име6ют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др.
С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. при изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.
Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.
Личностные
тесты – это
Ниже рассматриваются личностные тестовые методики, которые нашли широкое применение в процессе научно-практической подготовки слушателей и студентов в таллиннском отделении Школы практической психологии.
Изучение человека состовляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни. Он дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.
К настоящему времени тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации. Это тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы – проективных тестов.